Городской квартал — место, в котором мы живем

Согласно определению толкового словаря Ефремова, квартал — это часть города, которая ограничена несколькими, чаще всего четырьмя улицами. Фактически именно из таких, иногда достаточно крупных, иногда состоящих из трех-четырех и даже двух высотных домов «кусочков», отделенных от остальных районов автодорогами, и складывается общий городской пейзаж.

Городской квартал — место, в котором мы живем Артур Скижали-Вейс. Городской квартал развлечений и отдыха

Если составить цепочку — квартира — дом — двор — квартал — город, то часто именно удобство, архитектура такой целостной, единой части жилого массива, как квартал оказывается главным показателем того, насколько продумана и комфортна для проживания городская среда.

Как же возникают городские кварталы

К сожалению, чаще всего застройка в наших городах ведется хаотично, то есть дома возводятся там, где нашлось свободное место, без привязки к окружающему ландшафту и архитектуре соседних домов. Именно поэтому не редкость встретить кварталы, где по соседству расположились и здания старой постройки и новые высотки, возникшие на месте бывшей детской или спортивной площадки.

Привычный нам старый квартал города — это обычно несколько жилых зданий, логика расположения которых часто вовсе не улавливается, небольшая детская площадка, пара клумб у подъездов и, собственно, все.

Тенденция строительства не отдельных жилых комплексов, а целых кварталов с развитой инфраструктурой в нашей стране пока только начинает появляться. И чаще всего это именно элитные жилые комплексы, на территории которых действительно есть все необходимое, однако вход на огороженную, закрытую, находящуюся под круглосуточной охраной, территорию посторонним заказан. Да и квартира в таком райском уголке, как, например, жилой комплекс «Итальянский квартал» в Москве по карману только определенной, весьма немногочисленной категории покупателей недвижимости.

Жилые комплексы эконом-класса, обычные монолитные многоэтажки с невыразительными фасадами, похвастаться облагороженной придомовой территорией и развитой инфраструктурой обычно не могут — такие расходы застройщика просто не окупятся.

Между тем, как отмечают специалисты, комплексный подход к застройке городских кварталов позволяет решить сразу две основные проблемы:

  • создает полноценную, комфортную среду обитания;
  • повышает эффективность вложений инвесторов.

Так что теоретически комплексная застройка, то есть строительство не отдельного многоэтажного дома, а сразу целого квартала, выгодна и покупателям квартир, обычным горожанам и застройщикам, однако, несмотря на такие очевидные плюсы, почему то новые, уютные кварталы, созданные по единому, продуманному архитектурному проекту, до сих пор остаются редкостью.

Проблемы городских кварталов

Обычно городской квартал имеет свой собственный небольшой «магазин у дома» — продуктовый минимаркет, в идеале здесь также должен быть детский сад, зеленая зона для прогулок, площадка для выгула собак, занятий спортом и небольшой комплекс для самых маленьких жителей — качели, песочница, горка и так далее, и, главное — место для парковки автомобилей, которые стали непременным атрибутом любого двора многоквартирного дома.

Однако такие идеальные кварталы — огромная редкость. Предусмотреть место для всех вышеперечисленных объектов инфраструктуры удается далеко не всегда, ведь земельные участки в городе стоят весьма недешево. А может дело и не в размерах участка, выделенного под строительство нового квартала или перестройку старого, а в продуманности проекта, самом подходе к созданию городской среды?

Парковка

Если провести опрос среди жителей того или иного квартала, то большая часть жителей пожалуется именно на отсутствие места для парковки, а ведь автомашин становится все больше.

Как решать эту проблему? Устраивать неподалеку платные автостоянки? Не выход, ведь, во-первых, для них нужно найти место, а во-вторых, практически половина автовладельцев просто проигнорирует такую возможность — «железный конь» и так обходится слишком дорого, учитывая расходы на бензин, автошины и запасные части, зачем же платить еще и за ежевечернюю стоянку?

В новых жилых комплексах такая проблема решается чаще всего строительством подземного паркинга. И все же, если посетить один из дворов здания, выстроенного совсем недавно и имеющего расположившуюся на цокольном или подземном этаже парковку, можно увидеть все те же ряды автомашин. Объясняется это весьма просто — покупка квартиры в новостройке часто вовсе не гарантирует наличие и места для автомашины. Зачастую за место в удобной, теплой подземной стоянке новому обитателю дома приходится отдельно заплатить 10, 15, 20 и даже больше тысяч долларов. Казалось бы, для человека, уже заплатившего гораздо большие деньги за новое жилье такая сумма должна показаться вполне приемлемой, однако, как показывает практика, большая часть покупателей квадратных метров решает сэкономить, рассуждая — «Что же я машину не припаркую, мне еще ремонт в новостройке делать, мебель покупать, а тут такие расходы». И паркуются, «на радость» соседям, заезжая на тротуары, бордюры, спортивные площадки, ставя автомобили вплотную около подъезда…

Городской квартал — место, в котором мы живем Двор новостройки в Санкт-Петербурге, источник skyscrapercity.com

Видимо, дело не только в наличии и отсутствии мест для стоянки автомобилей, но и в отношении самих жителей к комфорту остальных обитателей дома.

Озеленение

Интересно, что до сих пор существуют и официально действуют так называемые нормы озеленения, рассчитанные отдельно для одного жителя малого, среднего, крупного, курортного города, для первой очереди строительства, для общегородских и жилых кварталов. Так, на одного человека, проживающего в обычном жилом квартале крупного мегаполиса должно приходиться не менее 7 квадратных метров зеленых насаждений. Согласитесь, не мало.

И власти бодро рапортуют, что в сравнении с дореволюционной Москвой показатели озеленения ощутимо выросли, а вовсе не уменьшились, как могло бы показаться: в 1913 году на одного москвича (тогда в столице проживало порядка 1,6 миллионов человек) приходилось всего 12,7 квадратных метров зеленых насаждений, а сейчас — порядка 14 квадратных метров.

Однако нужно понимать, что такие расчеты — это что-то очень и очень среднее, так как учитываются приходящиеся на каждого жителя столицы парки, в том числе парк имени Горького, Кузьминки, Царицыно, Сокольники и так далее. Но в такие действительно зеленые зоны обычные москвичи просто ходят гулять (и то не каждый день), а вот живут именно в своем отдельно взятом городском квартале, где вся степень озелененности может заключаться в клумбе у подъезда да двух чахлых деревцах, пытающихся расти на клочке земли между асфальтовыми подъездными дорожками.

Во дворах новых жилых комплексов, где строительство еще только закончилось, говорить о зелени не приходится в принципе — все, что росло здесь раньше, благополучно было вырублено, а новое пока не посажено, не выросло или не предусмотрено проектом. Детская площадка на солнцепеке — привычное явление для новых дворов.

Городской квартал — место, в котором мы живем Детская площадка во дворе новостройки

Инфраструктура

Очень удобно, если можно сделать покупки и решить остальные бытовые проблемы, не покидая родной квартал. Поэтому весьма ценится развитая инфраструктура, то есть наличие магазинов, отделений банков и детских учреждений. Обычно такие заведения располагаются на первых этажах жилых зданий, что вполне привычно и часто встречается и в кварталах, выстроенных еще в советские годы.

И даже если первоначальный проект, например, в квартале постройки 60-х годов, не предполагал наличия магазинов и других коммерческих помещений, то сейчас практически все первые этажи «хрущевок», особенно расположенных на оживленных улицах или в центральных районах небольших городов, были выведены из жилого фонда и превратились в самые разные бутики, магазинчики, сервисные центры и так далее.

И далеко не всегда жители рады такому новому соседству. Например, открывшийся на первом этаже продуктовый магазин, конечно — это очень удобно, но при этом во дворе появляются личности не всегда привлекательной наружности, пьющие пиво на лавочках, мусор, а вновь пробитая дверь в несущей стене здания может стать причиной появления трещин в расположенных выше квартирах.

Кстати, проблема городской застройки существует практически везде, в западной архитектуре даже есть термин «брюсселизация», который означает хаотический подход к реконструкции городов, с происходящим неконтролируемым массовым сносом исторической застройки. Термин возник еще в 60-е годы, когда в Брюсселе массово сносились старые здания, на месте которых возникали современные бетонные коробки.

К счастью, европейские застройщики вовремя поняли всю пагубность такого подхода для облика старых городов Европы, и теперь российские девелоперы, желающие показать, насколько удачной и высококачественной получилась новостройка, указывают в своих рекламных проспектах — «настоящий европейский квартал».

Удачные примеры

Впрочем, есть и в нашей стране вполне удачные примеры обустройства городских кварталов (правда, сейчас это все еще только проекты). Очень симпатично выглядит, например, этнографический и торгово-ремесленный центр «Рыбная деревня», который появился в Калининграде в 2007 году. Впрочем, назвать это явление типичным городским кварталом (хотя здесь есть и жилые дома) никак нельзя. Во-первых, это все же этнографический центр, а во-вторых — стилизация под немецкую архитектуру довоенного Кенигсберга, то есть обычное заимствование.

К тому же «Рыбная деревня» окружена все теми же монолитными новостройками и на общем фоне выглядит привлекательно, но как-то слишком искусственно.

Городской квартал — место, в котором мы живем Квартал «Рыбная деревня» в Калининграде

Еще один привлекательный проект строительства даже не одного квартала, а небольшого городка, как отдельной части большого мегаполиса сейчас реализуется в Санкт-Петербурге. Интересно, что строительство «Балтийской жемчужины» на юго-западном побережье Финского залива находится под контролем дочернего предприятия Шанхайской Заграничной Объединенной Инвестиционной Компании в Петербурге.

«Балтийскую жемчужину» называют «уходом от уплотнительной застройки» и первым столь масштабным проектом в Северной столице, новым, комплексным подходом к городскому строительству.

Данный проект пока далек от реализации и вызывает много вопросов, которые связаны в частности с необходимость создания новой транспортной развязки и завышенной, по мнению многих экспертов, стоимостью квадратных метров. Первоначально планировалось завершить строительство к 2013 году, однако из-за кризиса 2008 пока еще даже не достроены лепестки «лотоса» — смотровой башни, главного украшения Южной площади, которые китайские инвесторы намеревались представить общественности еще в 2007 году. Однако на схеме проект выглядит очень привлекательно.

Городской квартал — место, в котором мы живем Проект «Балтийская жемчужина»

Еще один уникальный проект строительства целого города — Генеральный план Сколково, который также никак нельзя назвать типичным. Позиционируется проект, как первый город с тщательно продуманной и максимально комфортной и для ученых и для членов их семей средой.

Городской квартал — место, в котором мы живем Генеральный план города Сколково, разработанный компанией AREP-Ville

Долгосрочным проектом можно назвать и строительство «Садового квартала» в Москве, который должен стать идеальным городским кварталом (по крайней мере, именно так он позиционируется создателями проекта — Сергеем Скуратовым и его студией «Сергей Скуратов Architects»). Экологическое пространство для жизни, с озером, школой, детскими садами и семью подземными автостоянками — «Садовые кварталы» должны стать полностью пешеходной, закрытой для машин зоной в центре столицы. Стоимость квартир пока стартует с 15 тысяч долларов за квадратный метр (это далеко не предел).

Городской квартал — место, в котором мы живем Проект «Садовые кварталы» в Москве

Мне кажется, что главная причина, по которой такие вот масштабные проекты строительства городских кварталов пока еще большая редкость для России (да и для других стран СНГ) — отсутствие целенаправленного финансирования. Застройщику намного проще найти средства на строительство отдельно стоящего дома, который можно втиснуть между старыми зданиями где-нибудь в центре города и продать квартиры по более высокой цене только благодаря престижному месту расположения, чем реализовать сложный проект строительства целого квартала с коммерческими зданиями и зелеными зонами.

Анна Седых, рмнт.ру

14.05.12

Яндекс Дзен Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Закрыть

Строительный каталог