Попадая впервые в Ватикан на площадь перед собором Святого Петра, многие петербуржцы испытывают чувство, чаще всего описываемое французским словом дежавю или по-русски: «Где-то я уже это видел». И это не удивительно – колоннада, окружающая здание известнейшего храма Рима напоминает, пусть и весьма отдаленно, стройные ряды колонн Казанского собора Санкт-Петербурга.
Василий Садовников. Вид Казанского собора. 1847
Этот петербуржский храм по праву считается главным православным собором Северной столицы, являясь также одним из самых крупных и, по мнению очень многих гостей и жителей города – самым красивым.
Образец классического архитектурного стиля, памятник воинской славы русских воинов, место захоронения фельдмаршала Кутузова, место хранения военных трофеев и ключей от взятых русскими войсками городов, Кафедральный собор Санкт-Петербурга и бывший Музей истории религии и атеизма – все это Казанский собор.
Его влияние на историю Питера столь велико, что храм дал название и Казанскому острову в дельте Невы, и Казанской улице, и одноименному мосту, который соединяет Спасский и Казанский острова через канал Грибоедова в Центральном районе города.
Вид на Казанский собор с Невского проспекта
Немного истории
Любой петербуржец с большим удовольствием сказал бы, что именно Казанский собор стал прообразом собора Святого Петра в Риме, однако, конечно же, на самом деле все произошло в точности наоборот.
Собор в Петербурге был заложен в 1801 году на месте старинной придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, тогда как история римского храма насчитывает уже свыше четырех сотен лет. Кстати, именно в этой придворной церкви с простым деревянным куполом, возведенной в 1737 году в пышном стиле барокко, венчался в 1773 году тогда еще цесаревич Павел Петрович, этот храм также был местом, где отмечались многие победы русской армии, так что Казанский собор стал настоящим правопреемником церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Император Павел Первый, который надеялся превратить Петербург в новый мировой религиозный центр, проводя конкурс проектов строительства нового собора на месте придворной церкви, надеялся, что храм станет практически точной копией собора Святого Петра, но надеждам самодержца не суждено было полностью оправдаться.
Да, на первый взгляд сходство налицо, однако Казанский собор, как отмечает потомок архитектора собора игумен Александр (Федоров), гостеприимно распахивает свои «крылья» — ряды стройных колонн — перед посетителями и проходящими по Невскому проспекту пешеходами, тогда как римский храм, напротив, скрывается за своей колоннадой чуть более закругленной, практически замкнутой формы.
Колоннада собора Святого Петра, Ватикан
Конкурс проектов строительства петербуржского храма начался в 1799 году, свои работы представили такие именитые мастера того времени, как архитекторы П. Гонзага, Д. Тромбара, Ч. Камерон и Ж. Тома де Томон. Однако Павел Петрович не утвердил ни один из предложенных мастерами проектов.
Только спустя год граф Александр Сергеевич Строганов принес императору Павлу I проект своего бывшего крепостного, на тот момент мало кому известного архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. В итоге именно этот проект был утвержден и в 1801 году по велению и при личном присутствии Александра Первого, к тому времени уже занявшего трон отца, состоялась закладка первого камня будущего собора.
Строительство храма на Невском проспекте заняло десять лет, что для столь крупных сооружений не слишком большой срок. Таким быстрым темпам строительство во многом было обязано активной деятельности Андрея Воронихина, который, по свидетельствам современников, буквально жил на строительной площадке, лично разрабатывал проекты барж для доставки камня и контролировал все этапы возведения. Для бывшего крепостного, который до этого занимался лишь отделкой интерьеров Строгановского дворца (принадлежавшего его покровителю, а ныне ставшего филиалом Русского музея) и перестройкой Строгановской дачи, возведение Казанского собора стало шансом реализовать свой самый масштабный проект.
Строгановский дворец, вид с Невского проспекта
Кстати, многие считали, что Воронихин – внебрачный сын графа Строганова. Действительно, с чего бы иначе вельможе так покровительствовать никому не известному юноше – отправлять на учебу за границу, нанимать лучших учителей по иконописи и, в конце концов, давать вольную? Прапрапраправнучатый племянник Воронихина – отец Александр, опровергает подобные предположения. Что ж, разве не мог граф просто разглядеть талант будущего архитектора и не пожалеть средств на его развитие?
Как бы то ни было, Казанский собор стал самым известным проектом Андрея Воронихина, скончавшегося в 1814 году. После завершения стройки император лично пожаловал архитектору орден Святого Владимира четвертой степени, а после освящения храма в честь чтимого списка чудотворной и почитаемой иконы Божией Матери Казанской Воронихин получил орден Святой Анны второй степени и пожизненную пенсию.
Строительство собора обошлось казне в 4,7 миллиона рублей, а отделочные работы во внутренних помещениях продолжались вплоть до 1829 года, когда храм уже стал памятником воинской славы и местом хранения трофеев войны 1812 года.
Колонны и фасад Казанского собора были облицованы так называемым пудожским камнем, который добывали в Гатчинском районе. Говорят, что поначалу он был таким мягким, что легко резался обычным ножом, но со временем затвердел. Однако пудожский камень оказался весьма капризным к технологиям реставрации и причинял немало неудобств во время последующих ремонтов.
Первый ремонтные работы были проведены в Казанском соборе в 1844-1845 годах, затем в 1862-1865 году осуществлялись работы по реставрации настенной живописи и образцов.
18 января 1921 года митрополитом Вениамином (Казанским) был освящен так называемый «пещерный» зимний придел, который носит имя священномученика Ермогена, бывшего Патриархом Московским. В целом после революции Казанский собор, конечно же, не избежал судьбы многочисленных храмов и церквей, подвергшихся разграблению и ставших собственностью государства. Так, интерьер помещений собора сильно пострадал во время проводившейся в 1922 году реквизиции ценностей, а в 1932 году храм был закрыт и переименован в Музей атеизма и религии.
Так как Казанский собор серьезно пострадал во время блокады Ленинграда от авианалетов и обстрелов, в 1964-1968 годах были проведены масштабные реставрационные работы по обновлению здания.
Богослужения не проводились в Казанском соборе вплоть до 1991 года, только в 1994 году над куполом снова был поднят крест, а полное освящение храма было проведено в 1998 году.
Сегодня Казанский собор является кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, данный статус он получил в 2000 году.
Иллюминация Казанского собора
Интересные факты и легенды
В истории Казанского собора есть множество интересных фактов и легенд. Некоторые из них в дальнейшем нашли подтверждение, другие, напротив, были развенчаны историками.
Например, считается, что Воронихин, создавая проект строительства Казанского собора, чтобы подчеркнуть национальный характер здания, решил придать куполу форму знаменитой шапки Мономаха. Так ли это, доподлинно неизвестно, однако внешнее сходство, безусловно, просматривается.
Одна из самых «громких» легенд здания связана с захоронением Кутузова – так как фельдмаршал умер внезапно, находясь на одной из военных дорог в Силезии, в небольшом городке Бунцлау (сейчас — польский Болеславец), то властям пришлось срочно решать вопрос с перевозкой тела на Родину. Тело Михаила Илларионовича было сразу же забальзамировано, дорога из Пруссии заняла почти два месяца, Александр Первый принял решение оказать фельдмаршалу самые высокие почести и захоронить его а Казанском соборе. Спустя некоторое время появился слух, что сердце Кутузова покоится отдельно – на кладбище Тиллендорф, всего в трех километрах от Бунцлау. Якобы, умирая, Кутузов приказал оставить свое сердце в Пруссии, чтобы русские солдаты, воевавшие в Силезии, знали, что фельдмаршал по-прежнему с ними.
Портрет фельдмаршала Кутузова кисти Р. М. Волкова
Этот слух был так живуч, что в 1913 году, когда страна отмечала столетие со дня смерти князя Кутузова, на одном из заседаний Военно-исторического общества Москвы всерьез рассматривала вопрос о возвращении сердца фельдмаршала на Родину. Свыше полутора столетий данная версия поддерживалась такими солидными источниками, как Большая советская энциклопедия.
Развенчать слух про прусское захоронение удалось только в 1933 году. Как известно, советское правительство не отличалось большим почтением к древним могилам и Сергей Киров, который в то время являлся первым секретарем Ленинградского губернского комитета, поручил специально созданной комиссии вскрыть саркофаг и точно выяснить – на месте ли сердце великого полководца. Комиссия саркофаг вскрыла и выяснилось, что слух все же имел некоторые основания – сердце фельдмаршала было захоронено здесь же, но отдельно от тела – в серебряном сосуде цилиндрической формы. Кстати, как засвидетельствовали присутствовавшие, в отличии от полностью истлевшего тела, забальзамированное сердце прекрасно сохранилось.
Могила М.И. Кутузова в Казанском соборе
Еще один интересный факт: так как власти СССР любили скрывать свои действия от народа, о находке комиссии объявлено официально не было и еще во время Второй мировой войны советские солдаты, попавшие в окрестности Бунцлау, решили оказать сердцу Кутузова воинские почести, полагая, что оно находится на местном кладбище.
Именно в Казанском соборе в 1913 году торжественно отмечался юбилей династии Романовых – 300-летие семейства и проводилось праздничное богослужение. К сожалению, организаторам торжеств не удалось предусмотреть, что придет такое большое количество народа и в давке погибли 34 человека (только по официальной версии). Конечно, молва сразу же усмотрела в этом плохой знак для правящей династии и это именно тот редкий случай, когда она оказалась права – до событий 1917 года Романовым оставалось не так много.
Легенда связана и с главной святыней Казанского собора — почитаемым списком с Казанской иконы Божией Матери. Ранее она принадлежала царице Прасковье Федоровне, вдове царя Ивана V, сводного брата Петра Первого, затем вдохновляла народное ополчение, возглавляемое князем Пожарским, и хранилась в придворной церкви Рождества Богородицы. После того, как храм в 1932 году закрыли и превратили в музей, святыня многократно меняла «место жительства» и вернулась в собор только в 2001 году. Некоторые историки утверждают, что советские власти продали драгоценную икону, и нынешняя – обычная копия, не обладающая особой ценностью. Назывались даже возможные места нахождения святыни — униатский храм в Фатиме (Португалия) и даже домовая каплица римского папы.
Только цифры
Высота Казанского собора – 71,5 метра, ширина — 56,7 метра, общая длина – 72,5 метра, а длина каждого из величественных крыльев колоннады — 42,7 метра.
Колоннада северного фасада состоит из 96 колонн.
Еще 56 колонн, выполненных из розового финского гранита, добываемого на севере Карелии, с золочеными капителями и коринфскими ордерами, установлено внутри храма. Вес каждой колонны – порядка 30 тонн, а высота 10,7 метра.
Интерьер центральной части Казанского собора
На облицовку иконостаса главного придела ушло 40 пудов серебра, которое было отнято у французов и прислано в Петербург донским атаманом М. И. Платов. После революции серебряный иконостас был утрачен, в настоящее время облицовка полностью восстановлена.
Чтобы выстроить здание собора пришлось снести 11 частных домов, стоявших на Невском проспекте до 1801 года.
У храма имеется три входа: северный (со стороны Невского проспекта), главный он же западный (с Казанской улицы) и южный. Напротив главного входа в Казанский собор располагается небольшая площадь, которая ограничена полукольцом чугунной решетки длиной около 171 метра.
В 1813—1814 годах в Казанском соборе были выставлены на обозрение публики 107 трофейных знамен французской армии и штандартов разгромленных полков войска Наполеона, а также 93 ключа от городов, крепостей и замков, взятых русской армией, и жезл маршала Даву. В 1914 большая часть военной коллекции была передана в Московский исторический музей.
В 1837 году, в честь 25-летия победы в Отечественной войне, перед Казанским собором были установлены памятники Михаилу Кутузову и Барклаю-де-Толли, причем о желании увековечить образ военачальников Александр Первый заявлял еще в 1818 году.
В 1893 году в Казанском соборе отпевали композитора П. И. Чайковского.
Памятник М.Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором
И напоследок — очень красивая (хотя и несколько пессимистичная) легенда связана с пустующими пьедесталами, расположенными справа и слева от главной колоннады. В действительности связано это с тем, что проект Андрея Воронихина так и не был полностью завершен – согласно его плану эти места должны были занять бронзовые фигуры архангелов (были изготовлены их гипсовые копии, совершенно обветшавшие уже через несколько лет). В народе же возникло поверье: пока в России не появится мудрый, разумный, справедливый и честный политик, эти пьедесталы так будут пустовать. Как видим, таковых в нашей стране пока не нашлось.
А вот сам Казанский собор так и остается одним из самых красивых украшений Невского проспекта и главным храмом Северной столицы, вызывая восхищение своими изящными колоннами, величием и неповторимой аурой.