Сегодня строительный портал RMNT.RU снова делится полезными советами. Вы узнаете: почему зачастую навес для автомобиля полезнее полноценного гаража, можно ли организовать площадку для ремонта практически на открытом воздухе и как оборудовать место стоянки с минимальными затратами.
Почему навес лучше
Удивительно, но гараж не создаёт идеальных условий для хранения автомобиля. В изолированном помещении воздух достаточно быстро прогревается от остаточного тепла двигателя, из-за чего на холодных деталях кузова выпадает конденсат. В зимнее время налипший на днище снег тает, ещё больше повышая влажность. Под навесом же сохраняется естественная вентиляция, что исключает риск коррозии деталей, не имеющих защитного покрытия.
При постановке авто под навес сохраняется свободный доступ к нему со всех сторон, что облегчает мойку и чистку салона прямо на месте стоянки, посадку и высадку пассажиров, погрузку и выгрузку багажа. Чтобы защититься от косого дождя, навес делают либо значительно больше, чем габариты автомобиля, либо закрывают боковины мягким тентом.
В конце концов, по стоимости строительства навес значительно дешевле гаража: затраты на весь комплект материалов сопоставимы с одними только стальными воротами в сборе. Исключается необходимость не только возведения стен, но также устройства напольного покрытия, внутренней и наружной отделки, подшивки потолка. При этом навес можно использовать для отдыха и застолий, просто перегнав автомобиль на другое место.
Одно из главных достоинств навеса в том, что его можно в любой момент превратить в гараж, достроив стены и установив ворота. Правда, такая возможность должна предусматриваться заранее: заблаговременная закладка фундамента, планирование территории, достаточно большая ширина свеса крыши со всех сторон. Однако сама возможность отложить вторую стадию строительства очень полезна, она помогает растянуть во времени расход денежных средств, которых после завершения строительства загородного дома почти всегда не хватает.
Подготовка территории и закладка основания
Состав работ на первом этапе строительства навеса зависит от того, собирается ли владелец самостоятельно выполнять комплексное обслуживание своего автомобиля, или же будет довольствоваться только текущим, доверяя серьёзный ремонт специалистам автосервиса.
Пример размеров навеса для машины
В последнем случае достаточно только распланировать грунт на месте строительства навеса и создать покрытие на парковочной площадке. Оно необходимо, чтобы немного приподнять поверхность стоянки над прилегающей территорией, исключить образование грязи и луж. Для этого хорошо подходит гравийная насыпь, специальный газон, тротуарная плитка и любой тип дорожного покрытия.
Если же навес строится с учётом проведения ремонта, потребуется смотровая яма. Её обустройство практически не отличается от гаражной: стены облицовываются кирпичом, пол покрывается бетоном или гигроскопичной засыпкой толщиной 25–30 см, сверху монтируется рамка из стального уголка, все примыкания заделываются цементным раствором.
Однако яму под навесом обязательно нужно защитить от затопления. Для этого потребуется не только покрытие пола стяжкой или другим водонепроницаемым материалом, а также поднятие площадки над прилегающей местностью не менее 100 мм и разуклонка от рамки ямы к краям порядка 2–3%. Обязательно необходимо обеспечить достаточно широкие свесы крыши: в плане она должна выходить за границы ямы не менее, чем на 150 см с каждой стороны.
При закладке основания следует учитывать планы по дальнейшему развитию проекта. Так, если предполагается просто обшить стены листовыми материалами, возведение полноценного ленточного фундамента необязательно. Достаточно забетонировать только столбы, поддерживающие крышу, после чего собрать на основе этих несущих элементов лёгкую каркасную конструкцию.
Если же планируется строительство капитальных стен, под них следует заранее заложить фундамент. Он не должен располагаться ниже УГВ, в противном случае требуется использовать бетон с низким водопоглощением — класса W6 или выше. Нельзя не учитывать силы морозного пучения, ведь если для навеса колебания основы не представляют опасности, то кладка или каркасная стена могут покрыться трещинами, так как не обладают достаточно высокой деформативностью. Выход в такой ситуации — заложить бетонную ленту ниже глубины промерзания, при этом сделав её достаточно массивной, чтобы выдерживала увеличивающееся боковое давление грунта.
При строительстве капитального фундамента необязательно заливать площадку стяжкой. Пол под навесом можно организовать по грунту, засыпав площадь, ограниченную лентой, несжимаемым материалом: строительным боем, гравием с песком, керамзитом. Впоследствии при обустройстве пола в гараже этот материал можно извлечь и использовать в качестве наполнителя для бетона, либо отсыпать им подъездную дорожку.
Установка столбов и каркаса крыши
Для устройства простейшего навеса требуется четыре столба, установленных по углам каркаса крыши. Высота опор должна быть на 30–50 см больше высоты автомобиля, но не менее 2 метров. Увеличивая высоту, навес нужно делать соразмерно шире, чтобы защититься от косого дождя. Для сооружения односкатного навеса потребуется две пары опор разной высоты, перепад должен составлять порядка 10 см на каждый метр протяжённости ската. Под арочную или двускатную крышу устанавливают равные опоры, затем при обвязке монтируют фермы, образующие форму крыши.
Для изготовления столбов проще всего приобрести круглые или профильные трубы 80–100 мм, швеллер типоразмера 10 или 12, сваренные в квадрат стальные уголки с полкой 70 см. Дешевле, но сложнее в изготовлении будут каркасные конструкции, например, из профильной арматуры. Четыре прута толщиной 14 мм нужно расположить на вершинах квадрата и соединить между собой поперечными связями из арматуры 10 мм. После этого из той же тонкой арматуры нужно в каждую ячейку добавить по одной диагональной связи. Такая пространственная конструкция хорошо подходит для разведения лозы или плюща, что позволяет декорировать неприглядный металлический каркас.
При заливке фундамента столбы нужно изготовить заранее, либо своевременно заложить в бетон отрезки арматуры в качестве закладных. Если столбы бетонируются по отдельности, под них нужно рыть ямы глубиной в 1/5 высоты опор, насыпать на дно щебень слоем 3–5 см и соорудить опалубку надземной части высотой до 10 см.
Наибольшую сложность представляет процесс выравнивания опор, ведь они достаточно тяжёлые, а значит, не будет лишней услуга помощника. Для начала можно растянуть на колышках шнуровку, очертив таким образом прямоугольную площадку. Обязательно нужно сверить диагонали образованного прямоугольника и удостовериться в правильности привязки к близлежащим постройкам или объектам.
Маркерами для позиционирования столбов служат пересекающиеся под прямым углом шнуры разметки. Изначально достаточно выровнять столбы вертикально, используя реечный уровень. После этого нужно выровнять вершины опор в соответствии с их расположением в нижней части, где натянута шнуровка, выровняв диагонали и стороны прямоугольника. После завершения выравнивания опоры нужно надёжно обездвижить, приварив к ним продольные связи из арматуры и ей же соединить диагонали. После застывания бетона их можно удалить перед устройством верхнего пояса.
Обвязка и кровля
Завершающий этап — устройство непосредственно навеса. Для этого необходимо закрепить в одной плоскости несущие балки, сверху на которых располагается поперечная обрешётка. Порядок монтажа зависит от конфигурации кровли:
- Для плоской односкатной верхние и нижние опоры связывают между собой ригелями. Между ними с шагом 100–120 см устанавливают наклонные балки из профильной трубы 50х50 мм, уголка шириной 70 мм или деревянного бруса 100х50 мм.
- Для двускатной крыши вместо ригелей нужно установить две треугольные фермы, затем соединить их балками такого же сечения.
- Арочный навес строится по принципу двускатного, однако вместо треугольных ферм устанавливают радиусные.
Протяжённость балок указанного сечения может достигать 6–7 метров, чего достаточно для среднего легкового автомобиля. Если нужно больше, потребуется заранее установить промежуточные столбы и на них расположить дополнительные ригели или фермы. Обязательно нужно делать выпуск балок за крайние опоры порядка 20–30 см, чтобы металлоконструкции были защищены от осадков.
После того как балки установлены, на них сверху можно крепить поперечную обрешётку. Её шаг зависит от формата выбранного покрытия: по одной рейке нужно обязательно установить на перехлёстах, затем заполнить оставшееся пространство, чтобы просвет составлял 15–20 см. В качестве обрешётки лучше использовать обрезную доску 150х20 мм, для покрытия поликарбонатом или прозрачным шифером подойдёт профильная труба 20х20 мм.
Видео по теме