Полы в гаражах и служебных помещениях испытывают внушительные эксплуатационные нагрузки: тяжелые предметы, механическое воздействие, разлитые технические жидкости. Мы предлагаем инструкцию по монтажу бетонного пола, который сохранит прочность и хороший внешний вид даже спустя десятилетия.
Готовим подушку под пол
Основной недостаток бетона в том, что он имеет свойство тянуть влагу из почвы. Чем ниже качество смеси — тем более сырым будет гараж, что не скажется благоприятно на автомобиле. Поэтому старый деревянный пол в гараже снимается почти до нижней грани фундамента и засыпается обычной глиной до уровня в -30 см от нулевой отметки.
Глина трамбуется и слегка проливается водой. После высыхания фундамент и стены покрывают обмазочной гидроизоляцией. Следом идет насыпка 10 см подушки из песка или гранитного отсева. Выше — 10 см слой щебня фракции 20–25 мм.
Каждый слой поочередно трамбуется как можно плотнее. Если подсыпка готовится задолго до заливки пола, щебень и песок не будет лишним пролить водой.
Подготовка к заливке
Обычно гаражи имеют небольшую площадь, поэтому на карты их не делят. Однако совмещенные гаражи и крытые парковки за один день не залить, поэтому если вам недостаточно текущего разбиения маяками, устанавливайте временные опалубки.
Смотровая яма обрамляется рамкой из угловой стали, повернутой полками вверх и вовнутрь. Она устанавливается на оголовье кладки так, чтобы кромки верхних полок находились точно в плоскости пола. Для этого:
- натягиваем параллельно два шнура от краев порога ворот до противоположной стены;
- выравниваем их сперва строго горизонтально, затем поднимаем по стене на 1,5 см, задавая общий уклон пола;
- рамку вымащиваем по маяках, ориентируясь по шнурам;
- бутим зазор битым кирпичом и цементным раствором.
На расстоянии в половину колеи колес слева и справа от оси продольной смотровой ямы устанавливается швеллер 200х76 мм. Ориентируйте его полками вверх и вымостите на маяках, укрепленных раствором, через каждые 150 см. Края верхних полок должны быть на уровне -5 мм от нулевой отметки. Длина швеллера — на глубину заезда авто, плюс еще около 0,5–1 метр.
Измерив расстояние между рамкой ямы и швеллером, перенесите его дальше и установите первую пару маяков. Используйте для этого круглые трубы диаметром 3/4" или 1", покрытые машинным маслом. Выставлять маяки удобно по длинному правилу, положенному на противоположные уголки ямы или на два предыдущих маяка. Еще две пары труб нужно установить до и после смотровой ямы как продолжение ее длинных сторон.
Важно: до начала бетонных работ приварите по всей длине швеллеров горизонтальные перемычки из 14 мм арматуры через каждые 60–80 см. Впоследствии на них будет опираться арматурная решетка, это избавит вас от постоянно намокшего пола из-за талого снега.
Швеллеры могут быть глухими, либо продолжаться по общему уклону пола до ворот, где вода сможет выйти через дренажные отверстия в пороге.
Нужно ли армировать
Бетонная стяжка опирается на относительно однородную основу, поэтому высоких напряжений массив не испытывает. Но без укрепления велик риск образования трещин, поэтому для перестраховки в тонкую стяжку вкладывается хотя бы пластиковая армирующая сетка.
При толщине бетона в 10–15 см следует армировать стяжку хотя бы одним рядом стальной 6 мм сетки с ячейкой 80–100 мм. Более толстый слой армируется двумя рядами под верхней и над нижней плоскостью, либо сетчатым арматурным каркасом.
Не забывайте о защитных слоях. Жесткую арматуру нужно устанавливать на дистанционных пробках, а мягкую — натягивать на вбитых стальных колышках.
Какой состав бетона выбрать
Если заказываете готовую смесь на бетонном узле — берите марку В150 или В200, не ошибетесь. Для самостоятельного приготовления смеси в достаточном объеме вам потребуется: бетономешалка на 0,4 м3 минимум и точное соответствие пропорциям.
Основным наполнителем для бетона выбирается гранитный или кварцевый щебень смешанной фракции — от 20 до 50 мм. Очень хорошо, если щебень свежеколотый и не имеет налета, в ином случае его не будет лишним пролить водой.
Для скрепления используйте портландцемент марки 400 в пропорции по объему 1 на 4 части основного наполнителя. Не применяйте на стяжке цемент, который хранился более одного года, либо увеличьте концентрацию на 30%.
Песка в бетон добавляется третья часть от объема щебня. Желательно использовать карьерный песок, речной подходит только после двух лет открытого хранения.
Заливка пола в деталях
Заливка пола в гараже проводится полосами. Сперва заливается участок за смотровой ямой: небольшое количество бетона набрасывается под стену, хорошо уплотняется, затем протягивается правилом по направляющим. Далее заливается весь пол за смотровой ямой, здесь нет никаких перепадов кроме общего уклона.
Сложнее с заливкой участков у водостока. Их ширина небольшая, выравнивать смесь будет удобней длинным полутерком или шпателем. После заливки водостоков на длину ямы перейдите к высшей точке залитого участка и сгладьте переход между уровнями в торцевой части. Сглаживание лучше проводить на участке шириной в 40–50 см.
Следующим делом будет заливка участков слева и справа от смотровой ямы вплоть до ворот. Заключительный этап — заливка бетоном небольшого пятачка перед смотровой ямой. Если швеллеры не имеют стока, придется еще раз свести на нет переход между разными уровнями.
Важно: хорошо трамбуйте бетон колющими движениями лопаты. Если усаживаете вибрацией — погружайте вибратор на каждом участке в 1,2 м2.
Мозаичный пол — стоит ли
Имитация гранита для гаража — очень подходящий вариант. Покрытие твердое, не дает трещин, хорошо моется и не пылит. Однако устройство такого пола — весьма сложная строительная задача, требующая предварительной практики.
Мозаичный пол можно также устраивать и по основной подготовительной стяжке, его толщина может быть очень небольшой — 30–50 мм. Псевдогранит нормальной толщины может быть залит даже поверх плит несжимаемого утеплителя, например, экструдированного ППС.
Дальнейшая работа с полом
На следующий день после заливки нужно зайти на бетон в мягкой обуви и осторожно подорвать маяки. Образовавшиеся впадины оставляют до третьих суток, в течение этого времени бетон периодически нужно сбрызгивать водой.
Заделку следов от маяков выполняют цементным раствором марки 400 с добавлением крошки отсева. Работа ведется обычным шпателем, предварительно нужно пройтись по канавкам металлической щеткой, вымести пыль и смочить поверхность.
Спустя неделю после заливки пола можно приступать к его обработке. Всплывший при схватывании слой цементного молочка удаляется ручным шлифованием. Понадобится наждачный круг диаметром от 35 см и крестовина из труб с длинной наклонной рукояткой. Под крестовиной круг крепится ограничителями с четырех сторон, сверху устанавливается небольшой гнет около 10–15 кг. Такой круглой «шваброй» нужно тщательно ободрать пол, иначе никакое последующее покрытие на него не ляжет, а без покрытия бетон начнет пылить еще сильнее.
После шлифования пол можно хорошо пропитать глубоко проникающим грунтом и оставить таким, он готов к использованию. Однако для облегчения уборки и приятного внешнего вида бетон также красят эпоксидными и полиуретановыми эмалями со специальными добавками, делающими покрытие устойчивым к агрессивной автомобильной химии.