При разработке дизайн-проекта приусадебного участка очень важно иметь наглядное представление на разных этапах его составления. Озеленение, аксессуары для сада, дорожки и водоёмы — всё это можно органично и просто скомпоновать с помощью программ для ландшафтного дизайна. Давайте рассмотрим бесплатные приложения.
Общее для всех: на что обращать внимание при выборе
В разработке дизайн-проектов нужно руководствоваться принципом «чем проще — тем лучше». Если определённый программный продукт удовлетворяет требованиям в контексте конкретного проекта, нет смысла гнаться за продвинутыми средствами создания высокоуровневой графики.
Большинство программ для дизайнерской визуализации преследуют в основном презентационную цель. Это имеет значение при выполнении работы на заказ, но если разработка ведётся для себя, освоение сложных механизмов САПР выльется в неэффективную трату времени.
В практической разработке ландшафтного дизайна всегда нужно оставлять место для воображения. Вряд ли вы сможете в обозримые сроки наполнить сцену «один в один» теми же элементами, которые будут иметь место в реальном физическом мире. Поэтому примитивизм объектов виртуального окружения и низкая степень детализации — скорее, благо, чем недостаток. Они дают возможность оценить общую, глобальную сторону дизайна, не отвлекаясь на второстепенные детали.
Учитывая сказанное выше, мы рекомендуем обращать внимание на ПО, имеющее пометку «для начинающих». Также большое значение имеет свободный доступ к обучающей литературе за авторством создателей программы или использующих её разработчиков.
Стоит отметить, что отсутствие русифицированной версии софта обычно не становится препятствием при разработке простых проектов озеленения и ландшафтного дизайна. Также учтите, что понятие бесплатности для такого рода ПО весьма условно: даже профессиональные инструменты имеют пробный период, за который вполне реально разработать собственный проект, но использовать платную программу в коммерческих целях не получится.
Работа с библиотеками компонентов
В основу работы с большинством программ ландшафтного проектирования входит использование готовых элементов из стандартного набора. Вы просто создаёте сцену необходимых размеров, а затем размещаете на ней необходимое наполнение: газоны, дорожки, здания, деревья и декоративную атрибутику.
Один из популярнейших бесплатных продуктов — Sierra Land Designer — содержит несколько модулей с возможностью свободного импорта проектов между ними. Сильная сторона этого комплекта — внушительная библиотека садовых растений, дополненная рекомендациями по климатическому соответствию, особенностями высадки, ухода и жизненного цикла. Программа страдает слабым средством визуализации: планировщик сада имеет двумерный вид сверху, но после компоновки проект можно обозревать в достаточно скромном модуле 3D-визуализации.
В работе с ландшафтным дизайном не последнюю роль играет развитое сообщество пользователей. SketchUp, например, хоть и не проектировался как программа для подробной проработки приусадебных участков, имеет обширную библиотеку трёхмерных моделей, которые были ранее созданы и использованы другими пользователями. Скетчап не имеет встроенной энциклопедии растений, но позволяет создать визуальное окружение с высокой степенью детализации и разнообразия.
Золотой серединой в отношении библиотек и качества отображения служит FloorPlan 3D. Программа имеет развитый набор компонентов и шаблонов проектирования, как готовых, так и сторонних. И это не в ущерб удобству пользования или графике.
Отличия пользовательского интерфейса
Почти все программы отличаются индивидуальной компоновкой элементов управления. Это напрямую определяет удобство пользования, скорость освоения и выполнения проекта.
Для примера: SketchUp имеет очень широкий набор инструментов для редактирования и перемещения объектов. Они расположены на двух панелях в разных частях экрана и могут быть настроены индивидуальным образом. Эта же черта отличает большинство программ из разряда САПР (Autocad, ArchiCad и т. п.): на главном экране редактирования расположено всё, что должно быть под рукой, а все дополнительные модули, такие как настройка параметров отдельных моделей, взаимосвязей между ними и средств визуального отображения, располагаются в дополнительных внутренних окнах.
Несколько иная схема организации используется в программах, которые специально ориентированы для садового и ландшафтного дизайна. В Sierra Home&Land Designer 3D и 3D Home Architect Design Suite Deluxe работа с проектом и его составляющими разбивается на этапы, для каждого из которых предусмотрен отдельный модуль с собственной вкладкой. Переключение между ними происходит абсолютно свободно, в любой момент можно вернуться и, скажем, перенастроить глобальные параметры сцены или свойства группы объектов.
Визуальная среда
Бесплатные программы в большинстве своём не претендуют на высококачественную обработку графики с хорошей реалистичностью. Но в своём сегменте они всё же отличаются между собой по способу визуального представления и степенью проработки изображения.
Самые простые программы, такие как Expert Landscape Design или Garden Planner 3, предназначены для эффективной компоновки объектов на плане участка. Вид сверху в 2D, чисто схематическое отображение и, за редкими исключениями, отсутствие возможности настроить и отснять сцену для презентации — вот основные признаки программ, предназначенных для проектирования на самом низком уровне.
Существует особый класс средств садово-паркового проектирования, использующих фотографии для построения сцен путём их коллажирования или отрисовки псевдо-3D. В эту группу входят Realtime Landscaping Architect и 3D Home Landscape Designer. В них допускается обход участка в трёхмерном режиме и есть возможность отснять сцену проекта с уникальных ракурсов или имитировать условия смены погоды и времени суток. Основная функция таких программ — автоматизации обработки фотоматериалов вручную в графических редакторах.
Наилучшей детализацией и фотореалистичной прорисовкой пользуются такие «монстры» 3D-моделирования, как Autodesk 3ds Max, Maya, Punch Home Design и SketchUp. Эти программы не имеют (за исключением специальных плагинов) средств работы конкретно с ландшафтно-парковым дизайном, но зато позволяют работать с источниками естественного и искусственного освещения, полноценно поддерживают тени. Это возможно за счёт рендера, вынесенного в отдельный модуль программы, поэтому, при определённых усилиях, можно сделать невероятно реалистичные снимки своего виртуального участка. К сожалению, подобные возможности обходятся довольно дорого: программы имеют высокие системные требования и требуют время на освоение.
Степень подготовки пользователя
Оценить потенциальную сложность взаимодействия с программой можно по спектру её возможностей. Размещение элементов стандартной библиотеки на плане с помощью Expert Landscape Design не требует вообще никакой подготовки, в то время как настройка качественного отображения в Sierra Home&Land Design может потребовать нескольких часов внимания и ряда неудачных попыток.
Не стоит забывать, что в долгосрочной перспективе лучше всё-таки начинать с программ среднего класса сложности, таких как SketchUp или более специфичного Complete Landscape Designer, чтобы осваивать полный спектр основных возможностей САПР для ландшафтного дизайна.
Подспорьем в этом деле станет бесплатная и платная литература по разработке проектов в определённой программе, всевозможные тематические форумы и сообщества. Почти для всех описанных программ имеются серии видео с примерами работ, по которым оценить возможности и схему управления программой можно за считанные часы.
Рекомендуемая последовательность разработки собственного проекта
Напоследок мы подскажем оптимальную последовательность действий, которая позволит за два-три вечера освоить большую часть потенциала ПО и оперативно разработать собственный проект. Когда вы определитесь с выбором программы, изучите 3–5 уроков, демонстрирующих работу как с отдельными моделями, так и с их группами и целыми сценами, объясняющих саму концепцию разработки.
При создании своего проекта начните с оформления и настройки глобальной сцены. Помните, что объекты можно группировать и скрывать по завершению работы над ними, чтобы сосредоточиться над отдельными участками сцены. Когда отдельные детали проработаны, займитесь их глобальной расстановкой.
На конечном этапе ведётся работа со специальными возможностями программы: настройка материалов, текстур, освещения, имитация разных условий и ракурсов. Очевидно, что проект не обретёт физической реализации за один день, поэтому к виртуальному плану своего участка следует время от времени возвращаться, чтобы взглянуть на него свежим взглядом и доработать мелкие детали.