Чтобы поверхность, вымощенная брусчаткой, отвечала плановым техническим и эстетическим параметрам, необходимо чётко выполнять технологические требования на каждом этапе укладки. Нарушение технологии мощения приводит к повреждению бетонных элементов, нестабильности поверхности и быстрому её износу. Соблюдение этих простых инструкций и советов гарантирует длительную эксплуатацию и надлежащий вид обустроенной мостовой территории.
Совет. На поверхности, отведённой под мощение, нужно обязательно проверить состояние почвы, а при выполнении объектов со значительными нагрузками следует провести полноценное геотехническое исследование поверхности. При этом состояние почвы определяет геолог, а проектировщик работ выбирает виды конструкций и соответствующие коммуникации.
Этап 1. Проект
Первым этапом процесса укладки тротуарной брусчатки является подготовка проекта, который должен содержать:
- размеры участка мощения;
- определения нагрузки на поверхность;
- условия водоотведения (продольные и поперечные уклоны);
- тип брусчатки, её конфигурацию, цвета и количество, план мощения и способ монтажа.
Выполнение проекта следует начать с геодезическо-измерительных работ, при которых выполняется разбивка территории и определение её уровней. В точках разбивки вбиваются в землю колышки или металлические штифты с обозначением уровня, на котором будет находиться поверхность. Через эти отметки протягивается нить, которая и определяет местонахождение верхнего края брусчатки или бордюров.
Этап 2. Подготовка площади
Для подготовки площади к мощению необходимо снять на месте укладки брусчатки верхний слой гумуса и плодородной почвы. Глубину выемки рекомендуется определять, учитывая толщину брусчатки и основания под неё. Как правило, она должна быть в пределах 25–65 см. Если почва на дне выкопанного котлована нестабильна, землю следует дополнительно уплотнить. Также следует очистить грунтовое покрытие от корней и остатков растений.
Если под снятым плодородным слоем находятся малопроницаемые для стоков слои почвы, например, мощные гумусосодержащие пласты чернозёма, пластическая глина или суглинки, необходимо увеличить глубину выкапывания до достижения стабильных грунтов. В случае значительного увеличения глубины котлована вместо избыточно снятой почвы можно засыпать щебень или другой грунт с лучшими свойствами.
При выкапывании котлована очень важно определить уровень грунтовых вод. Когда он находится выше уровня укладки основания под брусчатку, необходимо его снизить, выполнив дренажные работы. На малых площадях работы второго этапа можно выполнять вручную, при большой площади — с помощью машин, таких как бульдозеры, скреперы и грейдеры.
Этап 3. Профилирование территории
На этом этапе необходимо совместить проектирование конфигурации поверхности (повороты, закругления, перекрёсток) с соблюдением уровня поверхностей и склонов. Обязательно следует учесть природные особенности объекта, его ландшафт.
Наклон поверхности проектируется в зависимости от труб канализации, но рекомендуется делать его в пределах 2,5–4,0%, что отвечает уклону 2,5–4 см на метр длины. Грунтовочный слой выравнивают, используя слой крупнозернистого песка толщиной до 10 мм. После этого проводят виброуплотнение выровненного дна котлована. Процесс выравнивания и трамбовки почвы имеет большое значение для формирования будущей поверхности, её водоотведения и стабильности, поэтому требует тщательности и квалифицированных действий.
Этап 4. Обрамление поверхности
В зависимости от предназначения замощения и плановой нагрузки на поверхность границы котлована определяются и фиксируются с помощью бордюров, поребриков (в том числе садовых) или палисадов, между которыми и будет заключена брусчатка. Бордюры предотвращают разницу вымощенной поверхности, укрепляя её края и сохраняя форму.
Эти бетонные изделия устанавливаются на основании из полусухого бетона с соблюдением промежутков между отдельными элементами около 3 мм. Швы не заполняются.
Этап 5. Устройство основания
Залогом верной укладки брусчатки является формирование надёжной основы сверху предварительно выровненного и утрамбованного грунта. Если основание не соответствует проекту, брусчатка не выдержит определённых нагрузок и такое замощение будет шатким и недолговечным. Материалом для основы служит гравий или колотый щебень фракции 5–40 мм, который укладывается слоями толщиной по 10–15 см. Затем каждый из них тщательно уплотняется (примерно на 20% от первоначальной толщины), чтобы обеспечить надлежащую выносливость и прочность основания в эксплуатации.
В основании для верхнего слоя следует применять материал фракции промежуточного значения между зернистостью подсыпки и основы. Такой способ позволит устранить смешивание подсыпки с нижними слоями в процессе эксплуатации брусчатки и возможное вследствие этого проседание плитки и движение швов. Толщина основы зависит, прежде всего, от назначения поверхности и плановых нагрузок. Для мощения придомовых территорий, тротуаров или дорожек достаточно 20 см основания, а поверхности, рассчитанные на постоянное движение автотранспорта, требуют основания толщиной не менее 30–45 см. На выбор толщины основы влияют и результаты исследований свойств почвы, на которой она укладывается. Так, вязкие почвы (например, глина) требуют толстой основы.
Этап 6. Подготовка слоя подсыпки
Над основой должен находиться монтажный слой подсыпки. Подсыпкой служит щебёночный отсев фракции 0–4 мм или просеянный песок фракции 0–7 мм. Для устройства подсыпки не рекомендуется использовать цементно-песчаную смесь. Независимо от эксплуатационных нагрузок и типа брусчатки, толщина подсыпки после уплотнения должна составлять от трёх до пяти сантиметров. Подсыпку следует выровнять таким образом, чтобы уложенная на неё брусчатка находилась примерно на 1 см выше запланированного уровня.
Такие действия позволяют путём утрамбовки выровнять незначительную допустимую разность высот отдельных плиток. Окончательное уплотнение подсыпки выполняется только после укладки брусчатки посредством вибрационной плиты с резиновой накладкой.
Этап 7. Укладка брусчатки
Чтобы не повредить подготовленную подсыпку, замощение начинается от установленных бордюров, а для укладки последующих рядов можно использовать как опору вымощенную поверхность. Направление движения — от края территории к центру. Укладка каждого ряда плиток следует контролировать с помощью шнура, чтобы достичь равномерного распределения плитки на площади.
На участках, предназначенных для постоянного движения транспортных средств, плитка укладывается под углом к направлению движения. Такое диагональное мощения обеспечивает более равномерное распределение нагрузки на каждый бетонный элемент, делает поверхность более стабильной. Также при этом уменьшается уровень шума от колёс. У краёв площади мощения, т. е. на границе стыка элементов мощения и бордюров, следует специальной пилой ровно обрезать плитку, чтобы она плотно прилегала к бордюру и имела надлежащий эстетический вид. Брусчатку не стоит обрезать больше, чем наполовину.
Вследствие особенностей технологии производства тротуарной плитки и использования натуральных материалов могут возникать отклонения в цветах отдельных элементов мощения. Чтобы на поверхности мощения (особенно в случае значительной площади) не было заметно разницы оттенков одного цвета, рекомендуем вкладывать мостовую одновременно как минимум из трёх поддонов.
Этап 8. Заполнение швов
После завершения укладки плитки происходит заполнение швов. Материал для этих целей должен быть подобран так, чтобы обеспечить эластичную взаимную передачу нагрузки между бетонными элементами. Рекомендуем использовать сухой промытый песок (без примесей) фракции 0–2 мм. Крупнозернистый песок может застревать и неравномерно заполнять швы, а наличие примесей (например, глины) — вызвать появление пятен на поверхности брусчатки. Избыток песка после затирки швов устраняют перед виброуплотнением поверхности, а затем, в случае необходимости, заполняют образовавшиеся пробелы. Допустимо многократное заполнение швов с одновременным поливом их водой, которая облегчает и ускоряет данный процесс.
Особого внимания заслуживает соблюдения необходимых интервалов между брусчаткой. Вопреки распространённому мнению, дистанционные пороги на боковых поверхностях элементов мощения не определяют ширину швов.
Совет. Для тротуаров, дорожек и других пешеходных зон швы должны составлять не менее 2–3 мм, а для дорог и участков, предназначенных для движения транспорта, — 3–5 мм. По мере выполнения работ мостовую необходимо выравнивать, все выявленные отклонения ширины промежутков требуют корректировки.
Наличие интервала между соседними плитками позволяет им взаимодействовать между собой, способствует распределению нагрузки. Также швы нивелируют незначительные допустимые отклонения размеров бетонных элементов (до 2 мм) и компенсируют изменение размеров, вызванное температурными колебаниями. Если уложить брусчатку слишком тесно, материал для заполнения швов не будет выполнять своих функций.
Вследствие этого под действием нагрузок и погодных условий возможно разрушение брусчатки, образование на гранях и углах бетонных элементов потёртостей и трещин. Часто эти деструктивные процессы начинаются и заметны сразу после уплотнения вымощенной поверхности. Таким образом, некачественное выполнение швов является одной из самых распространённых причин неправильного замощения и безосновательных жалоб на качество брусчатки.
Этап 9. Вибрационное уплотнение поверхности
Вымощенную поверхность следует дополнительно уплотнить. Этот процесс осуществляют по сухой и чистой мостовой с помощью вибрационной машины (пылесоса), используя резиновую накладку, функции которой заключаются в амортизации и защите плитки. При отсутствии накладки виброплита может поцарапать и потереть бетонные элементы, а песок из швов — проникнуть в пористую поверхность брусчатки и образовать пятна. Виброуплотнение участка проводят равномерно от краёв к центру до достижения планового уровня поверхности и стабильности бетонных элементов. После этого возможно повторное заполнение швов.
После завершения всех указанных технологических процессов поверхность участка, вымощенная брусчаткой, должна быть ровной, гладкой (без выпуклостей, впадин), устойчивой, целостной, со швами одинаковой ширины. Поверхность, которая отвечает этим требованиям, готова к эксплуатации.