«В доме, где есть дети, чисто может быть только в вазочке с конфетами». Выражение, которое наглядно отражает тот хаос, который так успешно организовывают вокруг себя наши любимые младшие члены семьи. Но ведь порядок надо как-то поддерживать! Или хотя бы попытаться. Попробуем дать несколько советов.
Совет первый: на самом первом этапе оставьте в детской минимум предметов мебели. Пока малыш действительно милая кроха и не научился самостоятельно переворачивать всё вверх дном, пусть в детской будет минимальный набор предметов. Кроватка, пеленальный столик (многие обходятся без него), комод для ползунков, распашонок и остального «приданного» — собственно, что ещё надо? Успеете купить всё остальное, пока ваше счастье активно растёт и учится чему-то новому каждый день. Вам же проще будет проводить уборку, меньше поверхностей для пыли, да и игрушки пока ребёнку особенно не нужны — разве что пара погремушек и красивая карусель над кроваткой, чтобы любоваться перед сном.
Совет второй: не увлекайтесь покупкой игрушек! Это, уверены, самый важный момент. Что загромождает детскую комнату в первую очередь? Игрушки! Разбросанные по полу, находящиеся в самых неожиданных местах, перемещающиеся на кухню и даже в ванную комнату… И при этом ребёнок может бродить по дому среди этого хаоса и сетовать, что ему скучно, совершенно не с чем поиграть, всё надоело…
Верим, что у вас полно щедрых и добрых крёстных родителей, бабушек, дедушек, дядей, тётей и просто друзей дома, которые с пустыми руками в гости никогда не приходят. Да, первые два-три дня ребёнок с радостью будет играть с новинкой, а затем она просто прибавится к куче остальных игрушек, валяющихся без дела.
Что же делать? Совсем не покупать игрушки, конечно, не вариант. Просто оставляйте непосредственно в комнате только то, что ребёнок действительно любит, чем играет. Остальное — на балкон, чердак, антресоль, в кладовую…
Знаем семью, у которых на чердаке хранился ящик игрушек. Второй такой же — в детской. Периодически они меняли их местами, и дети были счастливы — столько всего нового!
Другие знакомые менялись с друзьями, у которых был ребёнок такого же возраста. Приносили с собой кулёк машинок, забирали примерно такое же количество. Дети в восторге — новинка. А количество игрушек в доме при этом не увеличивалось.
Совет третий: рассортируйте игрушки. Например, у знакомой семьи все мягкие игрушки хранились на закрытой полке, чтобы меньше пылились (хотя стирать их, конечно, всё равно периодически приходилось). А для многочисленных машинок мальчика был построен настоящий гараж из обычной картонной коробки с полками. И все автомобили отправлялись туда спать вечером.
Мешок для кубиков, отдельная полка для красавиц Барби, железная дорога в «родной коробке»… У всего должно быть своё место, чтобы ребёнок не вываливал всё подряд из ящика, разыскивая вот именно ту куклу, с синими волосами и в розовом платье.
Отдельный, четвёртый совет, хотелось бы дать относительно Lego. Это очень популярный конструктор, любимый одинаково мальчиками и девочками, полезный, увлекательный, развивающий мелкую моторику. Но, уверены, каждый родитель, который наступал босой ногой на мелкую и острую деталь от Lego, вовсе не думал в тот момент о достоинствах этой игрушки!
Процесс накопления Lego неостановим. Подарили набор, игрушку собрали, поставили на полке, надоело — разобрали. Подарили новый — то же самое. В итоге вместо аккуратных коробочек с мелкими деталями или собранных замков-полицейских участков-роботов-домиков для принцесс получаем огромный пакет Lego из разных наборов. Если честно, хотели бы привести пример семьи, где проблема с конструкторами была успешно и окончательно решена, но не нашли. Одни знакомые просто выделили целых три коробки для деталей Lego по принципу: любимые, часто использующиеся и почти забытые.
Совет пятый: регулярно выбрасывайте хлам. Сломанные машинки, кукла без ноги, какие-то непонятно откуда взявшиеся яркие фантики, прошлогодние каштаны, сдувшийся мяч — такого «добра» полно в каждой детской. Раз в месяц соберитесь с силами и разберите этот завал, скопившийся в ящиках. Выбросьте всё сломанное, отложите то, чем ребёнок не играет (спрячьте на будущее). Многие советуют привлекать к такой уборке самих детей. Но в итоге всё может вылиться в борьбу — нет, не выбрасывай, папа починит, мне это очень нужно и так далее. Решать вам: с одной стороны — разумеется, ребёнку нужно учиться наводить порядок и помогать, с другой — может лучше и спокойней сделать всё самостоятельно, в свободное время и когда вам удобно.
Совет шестой: что касается одежды, то советуем не требовать от ребёнка каждый вечер всё складывать в шкаф. Если завтра утром он вновь наденет те же шорты и футболку, которые не успели испачкаться, так пусть повесят прямо на стуле, не страшно. Просто попытайтесь объяснить, что грязным вещам место в стиральной машинке или специальной корзине, а не в комнате. Иначе вам придётся ежедневно делать «обход» детской, собирая то, что нужно срочно постирать. Всё придёт со временем, если каждый день напоминать об этом, уверены, к школе ребёнок приучится сразу бросать носки-майку в стирку, а не складировать на кресле.
Совет седьмой: спокойствие, только спокойствие! Давайте обойдёмся без перфекционизма и признаемся себе, что разбросанные игрушки в детской — это нормальное явление. Поверьте, всего каких-то 10 лет и ничего этого в комнате не будет, дети растут. Учёные уверены, что лобная доля головного мозга, которая отвечает за организованность, формируется окончательно только к 18 годам. Так что пока ваш ребёнок может просто не видеть бардак вокруг и не понимать, чем вы так недовольны. Уборку делать, конечно, нужно, но не ради идеального порядка, а чтобы и вам, и ребёнку было комфортно. Можете утешаться пока фразой, приписываемой Альберту Эйнштейну: «Только дурак нуждается в порядке — гений господствует над хаосом».