Разбилась любимая чашка? Не спешите выбрасывать осколки в мусорное ведро, ведь в Японии очень давно придумали удивительную технику кинцуги — «искусство золотого шва». Японцы умеют видеть совершенство даже в трещинах на посуде, не скрывая их, а превращая в главную изюминку изделия.
Ещё в IV веке до н.э. в Японии умели чинить разбитую или треснувшую посуду с помощью особого лака, изготавливающегося из сока местного дерева. В XIV–XV веках, когда активно развивалась традиционная японская чайная церемония, искусство кинцуги получило широкое распространение в стране. Интересно, что после починки трещины и швы на чашках и блюдцах даже повышали их ценность, подчёркивали историю и особенности предмета.
Если вы впервые решились попробовать свои силы в искусстве кинцуги, самый простой вариант — заказать готовый набор для работы с разбитой и треснувшей посудой в интернете. Стоить он может до $100, для новичка — то, что нужно. Самый важный компонент набора для кинцуги — лак уруси (уруши). Получают этот очень прочный лак из лакового дерева (Toxicodendron vernicifluum), которое растёт в Китае, Японии, Корее. Из сока данного дерева изготавливается натуральный лак, сейчас появились синтетические аналоги, поэтому этот момент обязательно следует уточнять при покупке набора для кинцуги.
Важно! Синтетический уруси можно применять только для ремонта декоративной посуды, пользоваться ей потом нельзя, состав токсичный! Настоящий уруси в жидком, невысохшем состоянии тоже токсичен, может вызвать аллергию, работать следует исключительно в перчатках, желательно также надеть маску. Высохший натуральный лак создаёт поверхность, устойчивую к внешним воздействиям. После ремонта посуду с настоящим или синтетическим лаком-уруси не стоит мыть в посудомоечной машине, использовать в микроволновке или духовке, а также чистить абразивными средствами.
Существует три основных техники кинцуги:
- трещина. Все детали чашки, тарелки или блюдца имеются в наличии, были сохранены, заделываются только трещины;
- мозаика. Есть отсутствующие фрагменты, пустые места тоже заполняются лаком;
- стыковка. Отсутствующие части заменяются другими. Они должны подходить по форме, но при этом по фактуре и цвету могут быть иными.
Что ещё потребуется для работы по технике кинцуги:
- специальный шкаф для сушки ремонтируемой посуды — в нём нанесённый лак будет постепенно сохнуть. Впрочем, можно обойтись и без него;
- кисти разного размера — от самых тонких до достаточно широких;
- небольшой шпатель или простые деревянные палочки от эскимо;
- тонкое лезвие или особый художественный нож;
- каменная или стеклянная поверхность для смешивания разных составов. Можно использовать фольгу;
- растворитель;
- полировочные материалы — наждачная бумага с разной фактурой для первичной и чистовой обработки;
- цветная пудра, чтобы придать лаку оттенок серебра, золота, латуни, бронзы.
Процесс ремонта посуды проводится в несколько этапов:
- Собираются все осколки, обследуются трещины, изделие тщательно изучается под ярким светом, все детали очищаются от пыли. Кусочки можно временно скрепить с помощью скотча или изоленты, чтобы точно представить, как выглядела посуда до «аварии»;
- Клеящий состав делают из лака уруси, воды и рисовой муки. Можно использовать клей для керамики или эпоксидную замазку. Ингредиенты смешивают, пока не получится однородный цвет и состав. Эта база наносится на все скрепляемые элементы, на все трещины, очень аккуратно, не спеша. Если состав успел в процессе работы застыть — сделайте новый!
- Лишний состав, выступивший в местах крепления и трещинах, удаляется тонким ножом;
- Когда замазка, клеящий состав, высох, следует отшлифовать места соединения, сначала более жёсткой, а затем мягкой наждачной бумагой;
- Лак уруси смешивается с выбранной вами цветной пудрой и наносится по всем швам, по всем стыкам и заново созданным из замазки деталям. В итоге должен получиться тот самый серебряный или золотой шов. Подтёки и бугорки, как считают японцы, в этом случае не проблема, а напротив — интересная деталь, поэтому можно нарочито допустить небрежность и не стараться сделать шов идеальным.
Слоёв лака может быть несколько — работа идёт, пока результат не удовлетворит мастера. Изделие сушится, потом перед использованием тщательно моется вручную.