Практически все конструкции из бетона являются ответственными, а значит, от качества материала на этапе заливки зависит надёжность и безопасность всего строения. К сожалению, вопрос покупки, заказа и доставки качественного бетона довольно скользкий, но мы постараемся раскрыть его подробнее.
По неизвестным причинам в гражданском строительстве сложилось весьма халатное отношение к проектированию и сооружению железобетонных конструкций. Ладно бы если речь шла только о частных застройщиках, которые, по крайней мере, перестраховываются за счёт избыточного запаса надёжности. Но в коммерческом строительстве пренебрегать нормами ведения монолитных работ — значит, сознательно обрекать постройку на недолгую эксплуатацию и преждевременное разрушение. Поэтому и реализаторам самостроя, и тем, кто поручает строительство подрядчикам, не помешает взять процесс организации бетонных работ в свои руки.
Махинации с доставкой бетона и арматуры
Первые трудности возникнут уже на этапе выбора поставщика материалов. Районы, в которых активно ведётся застройка под частное жилье, пестрят уличной рекламой о продаже бетона. На поверку большинство дилеров оказываются банальными перекупщиками, которые осуществляют только транспортировку и иногда предоставляют услуги бетононасоса.
Возникает логичный вопрос: а в чём же выгода перекупщика, ведь стоимость бетона такая же, как на заводе, а иногда даже ниже? А всё дело в том, что заказчику передаётся не заводская накладная, а фиктивная, при этом на заводе изначально закупается меньше бетона, чем было заказано. По ходу доставки в миксер может быть загружено 2–3 м3 песка и щебня, особенно наглые просто привозят и заливают недовес. Все претензии о недостатке бетона разбиваются о стену железных аргументов о том, что объём неправильно рассчитали, смесь просочилась в подушку, раздуло опалубку, осталось в миксере или насосе и пр.
С арматурой дела обстоят не лучшим образом. Схема та же: на базе металлопроката приобретается заведомо меньший объём, который и передаётся заказчику. Скрыть факт недостачи очень просто: по пути арматуру режут ненормированными кусками, на месте объясняя это тем, что заказ набирался из остатков со склада. И хотя материал в целом остаётся пригодным к использованию, при приёмке оказывается нереально пересчитать фактический метраж и тоннаж.
«Ну а насколько большим может быть заработок на такой афёре?» — спросит интересующийся читатель. Всё вполне прозрачно: при заказе 8 м3 и поставке по факту только 6 м3 перевозчик «нагревает» не менее 5 тысяч рублей. При этом за день один миксер может совершать до десятка рейсов. Рентабельность подсчитать нетрудно.
Как гарантировать объём, качество и марочность
Спешим успокоить: оградить себя от мошенничества с бетоном и арматурой можно. Первое правило — не подписывать накладные, на которых фигурирует название постороннего предприятия. Если же акт передачи оформлен на фирменном бланке и подкреплён печатью бетонного завода или металлобазы, а также имеется штамп о прохождении весового контроля, товар можно принимать смело. Есть нюанс с арматурой: её часть могли сгрузить в пути, поэтому провести пересчёт всё же нужно.
Вообще застройщику никогда не будет лишним посетить экскурсию по заводу, где производится бетон, ознакомиться с условиями испытательной лаборатории, бегло оценить техпроцесс производства. Качество бетона, полученного с завода напрямую, гарантируется сертификатом соответствия, а значит, при любых казусах ответственность несёт изготовитель.
Отсюда нужно вынести важное правило: даже если на заводе нет малотоннажного транспорта для доставки, гораздо правильнее будет арендовать миксер и бетононасос, гарантируя при этом загрузку на предприятии и самостоятельно оплатив накладную по выезду. С арматурой можно поступить ещё проще: добавив 2–3% к сумме заказа, порезать стержни по 3 м для транспортировки легковым фургоном.
Также нужно обязательно взять пробы, сделав отливки из привезённой смеси в виде кубиков со стороной 100 мм. После полной выдержки образцы нужно отвезти в лабораторию и установить предельную разрушающую способность, то есть попросту подтвердить марочность. Такой подход к делу не раз помогал строителям определить несоответствие физико-механических свойств фундамента и избежать бесполезных затрат на возведение коробки на недостаточно прочном основании.
Расчёт необходимого объёма
Не каждый может легко и с уверенностью посчитать внутренний объём опалубки, а предусмотреть все технологические допуски на расширение и утечки способны вовсе единицы специалистов. Нужно понимать, что сложный свайно-ростверковый фундамент или монолитный цокольный этаж самому спроектировать достаточно сложно. Эту задачу лучше поручить квалифицированному инженеру-архитектору, который предоставит карту нагрузок и воздействий, определит оптимальную схему армирования, а самое главное — учтёт особенности используемой опалубки и подушки, указав точное количество необходимого бетона.
Можно попытаться и самому. Объём ленты или плиты найти нетрудно, достаточно просто перемножить три основных габарита. Фундаменты сложной формы рассчитывают схожим образом — просто делят ленту на прямые участки и затем суммируют результаты вычислений. Однако конструкции посложнее требуют более вдумчивого подхода. Например, собственный объём монолитного цокольного этажа или кессона можно найти как разницу в объёмах двух пространственных фигур, описанных внутренними и наружными поверхностями конструкции.
Вообще раздутие опалубки и просачивание смеси в подушку — не мифы, но эти потери никогда не достигают столь высоких величин. Для примера, на фундаменте с площадью опоры 30–35 м2 даже при нарушениях в устройстве подушки смесь может просесть не более чем на 7–8 мм, то есть утечка составит около 0,25 м3 бетона — чуть более 1,5% затраченного бетона. Раздутие опалубки — также весьма щепетильная тема. Во-первых, подобных явлений нужно всеми путями избегать, стягивая щиты шпильками или проволокой. Но даже при низких требованиях к геометрии железобетонной конструкции стенки могут сдвинуться всего на 15–20 мм, что в среднем составляет не более 2,5–3%. Итого, запаса в 5% будет вполне достаточно, то есть при заказе до 20 м3 бетона один дополнительный куб полностью покроет все допуски.
Опалубка
Организация монолитных работ начинается с устройства системы щитовой опалубки. В строительной практике действует такая тенденция: закупить самый дешёвый второсортный лес, самостоятельно сбить из него щиты, а затем установить и кое-как распереть форму для заливки. Впоследствии пиломатериалы попросту превращаются в бросовую древесину, которая больше нигде не используется. Стоит ли говорить о качестве опалубки, которая не только не отвечает элементарным нормам механической прочности, но также склонна к короблению?
Более рациональный подход заключён в использовании материалов с расчётом на их повторное применение. Для этого на стройплощадку изначально завозят древесину для стропильной системы, постройки лесов, настила чернового пола, а также стружечные плиты. Брус и доски сбивают в прочный несущий каркас опалубки, затем внутренние поверхности обшивают листами, дополнительно укладывая полиэтиленовую плёнку в качестве разделителя. Конечно, появления неликвидных материалов в процессе не избежать, но так затраты будут гораздо меньше, а качество опалубки — гораздо выше.
Есть также вариант со взятием профессиональной системы опалубки в аренду. Для строительства полноценного цокольного этажа площадью 100 м2 монолитным способом потребуется аренда щитов и стоек общей суммой в 55–60 тыс. рублей. Это несколько выше стоимости пиломатериалов, однако сокращаются трудовые затраты на сборку, исчезает потребность в утилизации, а геометрия и качество поверхностей готовой конструкции — одни из лучших.
Выбор способа доставки
Условия транспортировки смеси могут сильно повлиять на её качество. Как правило, доставку бетона осуществляют миксерами или автобетоносмесителями (АБС). Для перевозки смесей с пониженным содержанием связующего, например, для изготовления подбетонки, используют грузовые самосвалы. Однако марочный бетон должен постоянно находиться в движении, чтобы смесь не расслоилась.
Строительными нормами регулируется максимальное время нахождения бетона в пути. В среднем это 3,5 часа при нормальных походных условиях, но бетон может путешествовать и все 4 часа, если температура за бортом ниже +10 °С. При этом нужно помнить, что максимальная скорость движения специальных транспортных средств не может превышать 60 км/ч, в реальности же АБС за час может преодолеть около 40–45 км по загородному шоссе с покрытием, 30–40 км по городу и не более 20–25 км по грунтовым дорогам.
При больших объёмах заказа может потребоваться доставка несколькими АБС. Практический предел вместимости миксера — 15 м3, но такие бетоновозы встречаются крайне редко, как правило, в парке бетонных заводов и перевозчиков фигурирует техника до 9 м3. И даже такой транспорт может не добраться до объекта по причине распутицы, ограничений по весу на переправах и мостах, либо из-за некачественного оборудованного подъезда к стройплощадке. Эти нюансы следует предусмотреть.
Заливка: самостоятельно или силами подрядчика
Одной парой рук распределить всю массу бетона по опалубке не получится даже в случае изготовления обычного монолитного перекрытия. Как минимум требуется трое работников: управляющий подающей горловиной, распределяющий смесь и проводящий штыревание, а также человек с погружным вибратором. Поэтому браться за самостоятельную заливку монолитных конструкций следует только в том случае, если каждый из команды имеет представление о таких работах и чётко осознаёт свои обязанности.
Поручать монолитные работы разнорабочим — не самая лучшая идея, поступать так можно только при невысокой сложности или низкой ответственности изготавливаемой конструкции. Если же за главный ориентир взято качество, лучше и быстрее всего заливку бетона выполнят подрядчики с крупных строительных площадок. Они также помогут выйти на хороший завод, доставщика, а ещё подскажут, где взять в аренду бетононасос и опалубку.