Завоздушивание системы водяного отопления — неприятный казус, который довольно сложно предусмотреть. Избавиться от воздушных пробок нужно как можно скорее, поэтому сегодня мы расскажем о наиболее уязвимых местах и подскажем методы оперативного устранения проблемы.
Правила заправки жидкого теплоносителя
Если система отопления постоянно заполнена водой, образование в ней воздушных, а правильнее сказать — газовых пробок, возможно только в ходе достаточно специфичных процессов. В большинстве случаев завоздушивание отопления происходит именно в процессе закачки теплоносителя, поэтому запитку системы нужно выполнять с соблюдением ряда правил.
Патрубок подачи воды должен быть врезан в самой низкой точке системы, обычно это участок обратки сразу возле котла или дополнительные отводы коллекторных узлов. Желательно, чтобы в качестве запорной арматуры был установлен вентиль, а не шаровый кран. Связано это с тем, что подавать воду нужно под небольшим напором, а вентиль в регулировании протока помогает как нельзя лучше.
Поступая в систему трубопроводов, вода будет выдавливать воздух и для этого нужно предусмотреть выходной патрубок. Он должен быть расположен в самой высокой точке системы и смонтирован вертикально. Хорошо, если после крана будет упакован штуцер со шлангом, конец которого опускается в ведро с водой, поставленное на пол. Тогда сигналом об окончании запитки послужит прекращение образования пузырьков воздуха, выдавливаемого из системы.
Перед спуском воды из системы рекомендуется перекрыть все закольцованные участки: циркуляционный насос, закрытый расширительный бак и радиаторы. Если они останутся в наполненном состоянии на время проведения ремонтных работ, это замедлит корродирование металлических поверхностей и избавит от образования пробок в ходе заправки системы.
В каких местах собирается воздух
Появление воздушных пробок зачастую носит непредсказуемый характер и грешат этим даже качественно спроектированные системы. Если части труб или радиаторов не нагреваются должным образом, происходит это из-за того, что воздух препятствует циркуляции. Другой причиной может быть засорение системы.
Воздух легче воды и потому собирается в самой высокой точке системы или отдельного её участка. Типичный пример — радиаторы системы с принудительной циркуляцией без верхнего подвода. Строго говоря, воздух из них полностью никогда не выходит, но его незначительный остаток не мешает протоку и не образует шума.
Подобным образом воздушные пробки могут образоваться в любой другой локальной возвышенности и на участках, подводы которых расположены ниже плоскости пролегания труб. В качестве ещё одного примера приведем П-образные компенсаторы линейного расширения. Их следует по возможности располагать изгибом вниз, если не получается — снабдить спускным краном в самой высокой точке.
Давление и циркуляция в помощь
Образование так называемых контруклонов достаточно сложно контролировать при монтаже труб. Даже незначительный перепад уровней может спровоцировать закупорку воздухом, полную или частичную. Справиться с подобными явлениями тем проще, чем интенсивнее циркулирует теплоноситель внутри системы.
Система отопления с естественной циркуляцией: 1 — котёл; 2 — расширительный бак; 3 — радиаторы отопления
Для примера: участки теплотрасс городской системы отопления над дорогами и пешеходными зонами, по всей видимости, должны оставаться закупоренными воздухом, однако вода в них по-прежнему циркулирует. Происходит так из-за давления в 6–8 атм и скорости протока порядка 1,5–2 м/с. Бурный поток воды уносит вместе с собой пузырьки воздуха, позволяя им достичь самой высокой точки, а та пробка, что остаётся, сжимается давлением до мизерных размеров.
Циркуляционный насос
Конечно, достичь таких рабочих параметров в бытовых системах малореально, но включить циркуляционный насос на максимальную скорость и временно повысить давление в системе вполне возможно. Это поспособствует выходу остатков воздуха, но процесс будет протекать достаточно вяло, в течение нескольких часов.
Открытые и закрытые системы — есть ли отличия
Использовать сжимаемость газов в системах открытого типа не получится. Это главное отличие и главная причина, по которой трубопроводы гравитационных систем проектируются тщательнейшим образом.
Если образование воздуха на локальном участке возникает постоянно и избавиться активной циркуляцией и высоким давлением от пробки не получается, наиболее правильным решением будет врезка накладного хомута в самой высокой точке завоздушенного участка. Сделать это можно, даже не сливая систему. Достаточно упаковать на врезной хомут кран и закрыть его сразу после того, как будет просверлено отверстие.
Врезка накладного хомута
Закрытые системы с избыточным давлением отличаются наиболее простой схемой определения воздушных пробок. Дело в том, что сжимаемость воздуха не позволяет системе набрать достаточно высокое давление во время нагрева. Манометр ведёт себя так, будто в системе установлен закрытый расширительный бак ёмкостью в 3–4 раза больше необходимой, прирост давления составляет не более 20% от паспортной величины.
Спуск воздуха из радиаторов
Образование воздушных карманов может проявляться даже если была осушена не вся система, а только отдельный её участок, например, радиатор. В этом случае заправку водой нужно проводить в следующей последовательности:
- Ослабить фитинг верхнего подвода или открыть спускной кран для беспрепятственного выхода воздуха.
- Открыть нижний кран и запитывать радиатор, пока выходящий воздух не сменится водой.
- Упаковать верхний фитинг и открыть верхний кран подачи.
Кроме этого, все радиаторы закрытых систем, как и систем с нижней разводкой, должны в обязательном порядке снабжаться кранами Маевского. Именно через них ведётся стравливание основного объёма воздуха при заправке, так как верхний отвод радиатора есть ни что иное как наивысшая точка такой системы.
Удаление воздуха с помощью крана Маевского
Обратим ваше внимание, что алюминиевые радиаторы могут в некоторых особых случаях служить источником газа для пробок. Дело в том, что при высоком содержании в воде растворённых ионов и наличии электрической эмиссии алюминий быстро корродирует, выделяя водород в значительном объёме. Если вы столкнулись с неявным источником газообразования, исключите любой контакт электрооборудования с системой и заземлите её металлические части.
Настоящая проблема: воздух в насосе и теплообменнике
Случаются ситуации, когда воздушные пробки не просто блокируют проток жидкости, но и угрожают выходом из строя дорогостоящих элементов системы. В первую очередь это относится к циркуляционному насосу, который перегорает от сильного перегрева, так как вода не может охлаждать ротор. Главный признак завоздушенного насоса — полное отсутствие циркуляции в системе, определяемое по отсутствию быстрого прогрева трубы подачи.
Стравливание воздуха из циркуляционного насоса производится вывинчиванием регулировочного винта в передней части корпуса. Будьте осторожны, ведь в процессе стравливания может вытечь значительное количество воды. Также может потребоваться продавить шток стравливающего клапана, находящийся сразу под винтом, это справедливо для большинства современных моделей ЦН.
Удаление воздуха из циркуляционного насоса
Воздушные пробки в теплообменнике спирального типа — редкое, но весьма опасное явление. Свидетельством воздушной пробки внутри котла служат гидроудары: треск и простукивание из-за интенсивного образования пара. Прогорание стенок теплообменника в таком режиме работы гарантировано, особенно в твердотопливных котлах. Для спуска воздуха придётся перекрыть запорную арматуру, расстыковать резьбовые соединения и заполнить котёл водой вручную.
Фурнитура для стравливания
Помимо кранов Маевского, упомянутых выше, используются и другие виды сантехнической арматуры. В широком понимании роль спускного может выполнять вообще любой кран, однако современные средства более удобны.
Обратный клапан можно использовать в качестве ручного воздухоотводчика
Например, используя простой обратный клапан, можно спускать воздух, просто нажимая на шток пальцем. При этом даже малейшее поступление воды легко обнаружить и сразу отпустить шток, даже если стравливающий клапан расположен в очень неудобном месте. Вместо обычных обратных клапанов есть и специализированные, с аналогичным устройством, но более удобным механизмом нажатия штока под избыточным давлением.
Автоматические воздухоотводчики
Наконец, существуют автоматические стравливатели воздуха (воздухоотводчики), коими комплектуется большинство современных котлов со всей необходимой встроенной обвязкой. Эти же устройства могут приобретаться и отдельно, они устанавливаются в самой высокой точке системы и, работая полностью автоматически, избавляют от воздуха в 99% случаев.