Уже совсем скоро настанет пора рыхлить почву для посадки культур. Ручные культиваторы уже не столь популярны. Чуть большей мощностью и гораздо более широким спектром задач обладают мотоблоки. Мы подскажем вам, как выбрать мотоблок и навесное оборудование к нему, которые облегчат вам работу в саду и огороде.
Отличие от культиваторов
Мотоблок — промежуточное звено между культиваторами и мини-тракторами. В грубом представлении это двигатель на колесной раме с элементами управления и возможностью подстройки под разные рабочие задачи. Последних действительно много: средний мотоблок предназначен не только для обработки почвы, но также для ухода за огородными культурами, газонами и уборки придомовых территорий от мусора и снега. Особо крупные экземпляры также справляются перемещением тяжелых грузов на небольшие расстояния.
Интересоваться приобретением подобной техники следует при размерах обрабатываемого участка от 6–10 соток, где мотоблок становится главным помощником и никогда не стоит без дела. Преимущество мотоблока в том, что даже мощные агрегаты не являются транспортным средством и не требуют регистрации, но при этом заменяют тракторы легкого класса в выполнении большинства задач. Отсутствие массивной рамы позволяет также работать в теплицах или на узких грядках.
Какой тип двигателя выбрать
В мотоблоках применяется два типа силовых установок: четырехтактные бензиновые ДВС и дизельные двигатели. Вне зависимости от типа мотора, установка может включать коробки передач и раздачи разных конфигураций. Широкое распространение получили коробки с четырьмя передними и одной задней передачей, у более мощных моделей передних передач может быть до шести, задних — до двух.
Дизельные двигатели предпочтительны с точки зрения мощности, как правило мотоблоки от 10 л. с. имеют именно такую установку. Стабильная работа и экономичность — дополнительные достоинства. Однако в холодное время года дизельный мотоблок вводится в работу гораздо медленнее бензинового, а с его обслуживанием справится далеко не каждый.
ДВС на бензиновом топливе имеют гораздо меньшие габариты и вес по сравнению с дизелем той же мощности. Этот вариант оптимален для мотоблоков среднего и легкого класса, где нужен высокий крутящий момент и важна эргономика работы. Устройство бензиновых двигателей у мотоблоков типовое, часто применяются универсальные силовые установки, имеющие полный перечень доступных комплектующих и расходных материалов для ремонта.
Вне зависимости от двигателя, мотоблоки снабжаются разными типами систем охлаждения. В легких маломощных моделях отвод тепла осуществляется ребрами на корпусе двигателя. Такой способ малопродуктивен из-за низкой скорости движения, что в некоторых агрегатах компенсируется вентилятором принудительного обдува.
Начиная с 7–10 л. с. мотоблок должен иметь жидкостное радиаторное охлаждение. Принцип действия и обслуживание этого узла эквивалентны автомобильным системам. Такая опция всегда предпочтительна, ибо множество поломок случается именно ввиду перманентного перегрева.
Мощность и габариты
Мотоблоки можно разделить по трем градациям мощности и для каждой характерны некоторые отличительные признаки.
Легкие мотоблоки не имеют вала отбора мощности, а потому спектр навесного оборудования ограничен штатными и пассивными дополнительными устройствами. Мощность их редко превышает 3,5–4 л. с., вес обычно ограничен 60–80 кг. Такая механизация применима на небольших участках и для работы в теплицах и оранжереях, из типов обрабатываемого грунта допустимы освоенный чернозем и дерново-подзолистые почвы. Ширина захвата около 50 см.
В средней весовой категории мотоблоков находятся модели с силовой установкой от 4 до 10 л. с. Это наиболее распространенный класс устройств, предназначенный для работы на участках площадью от 10 соток. Ширина захвата составляет 60–80 см, как минимум половина оборудования снабжается третьим колесом и сиденьем оператора. Такие устройства оптимальны для вспашки суглинистых и плотных почв, возможна поэтапная обработка целины.
Тяжеловесные мотоблоки имеют вес от 300 кг и мощность более 9–10 л. с. Это настоящие мини-тракторы, которые за один проход обрабатывают полосу шириной 80–100 см и даже больше. Благодаря большому весу, такой технике по силам однозаходная вспашка целины и перевозка грузов на прицепе массой до 1–1,5 тонны. Благодаря устойчивости и стабильной работе силовой установки только такой класс мотоблоков имеет смысл комплектовать автоматическими сажалками и сборщиками корнеплодов.
Запас мощности при выборе сельхозтехники очень важен, оборудование не должно работать на износ. Обратите также внимание на износостойкость силовой установки, для большинства мотоблоков она составляет от 2,5–4 тысяч моточасов и выше. Но, возможно, вы не захотите переплачивать за сверхнадежную импортную моторную часть.
Что определяет удобство работы
Первоочередное значение в мотоблоках средней и высокой мощности имеет возможность принудительной блокировки дифференциала. Без этой опции разворот на месте и прямое движение по пахоте будут очень затруднительными.
Следует отдавать предпочтение технике с педально-рычажными органами управления. Наличие тросовых передач может провоцировать регулярные поломки во время работы. Обязательно наличие аварийного рычага, блокирующего коробку для остановки как колес, так и вала отбора мощности.
Отдельные представители среднего и тяжелого класса мотоблоков имеют бортовую электросеть, которая также может включать аккумулятор и систему электрического запуска. Это весьма полезное дополнение, но лишь при условии регулярного использования техники. В ином случае предусмотрите необходимость периодической разрядки-зарядки и зимнего хранения аккумулятора.
Вам должно быть удобно обращаться с техникой. Здесь играет роль правильная балансировка по колесной оси, наличие регулируемых рамы и ручки, а для трехколесных вариантов также сиденья и органов управления. Есть еще много деталей: уровень шума, реальная тягловая способность — все, что определяет эргономику, вы отметите при пробном пользовании техникой в магазине.
Фирменная и сторонняя обвеска
Сам по себе мотоблок не так интересен, как устройство, в которое он превращается с установкой дополнительного оборудования. Максимум, что можно найти в стандартной комплектации — пассивная фреза, иногда присутствует лопата-отвал. Список так называемого пассивного оборудования, не требующего источника вращательного движения, достаточно скромен: окучники, пропольники, бороны, плуги с числом корпусом до трёх и все, что касается обработки почвы.
С применением активного оборудования спектр решаемых мотоблоком задач еще сильнее расширяется. Для активного оборудования необходим вал отбора мощности — шлицевый или шкиво-ременной. Из наиболее удачных и полезных вариантов такой обвески можно привести активные почвофрезы, роторные косилки, разбрасыватели удобрений, распылители, сажалки и сеялки, сборщики корнеплодов — все для упрощения изнурительных полевых работ.
При выборе как активного, так и пассивного оборудования обращайте внимание на тип системы сцепки. Для большинства известных брендов СНГ и запада есть исчерпывающий ассортимент совместимого оборудования от производителя. Если вы сочли родное оборудование недостаточно совершенным, обратите внимание на различные адаптеры или займитесь самостоятельным изготовлением системы регулируемой сцепки.
Не забывайте и о специальных дополнительных устройствах: полуприцепах и прицепах-самосвалах, третьих колесах, а если вы нацелены на всесезонное использование — грунтозацепах с отдельной осью и дифференциалом.