Тот, кто хоть раз разработал и создал корпусную мебель самостоятельно, не станет больше посещать мебельные салоны. В этом простом деле всё начинается с проекта, описывающего изделие в мельчайших деталях. Сегодня мы поговорим о наиболее распространённых программах для проектирования корпусной мебели.
Задачи проектирования и оценка сложности
Конструирование корпусной мебели — достаточно скрупулёзное занятие, требующее удержания в поле внимания как глобальной концепции, так и множества мелких деталей. В отличие от прорисовки на бумаге, средства САПР дают контроль над всеми созданными объектами, даже теми, что скрыты от глаз другими деталями.
Основная задача проектирования, заключающаяся в пространственном расположении деталей корпусной мебели и компоновке их более крупных групп, решается практически любой мебельной программой. Функция трёхмерной визуализации позволяет свободно оперировать объектами, перемещать их в пространстве и обозревать с любого выгодного ракурса.
KitchenDraw
Но специфика работы именно с мебельными компонентами реализована не в любом программном обеспечении. Программа PRO100, например, несмотря на свои простоту, быстродействие и неплохою систему визуализации, совершенно не видит функциональной разницы между деталью корпуса или дверной ручкой. В контексте PRO100 или bCAD любой объект имеет форму, расположение, цвет или текстуру, но его назначение скромно умалчивается.
bCAD
Это замедляет работу над крупными проектами. Например, в комплексе «БАЗИС» автоматизированы процессы расстановки фурнитуры, программа автоматически может генерировать комплекты петель, ручек или систем выдвижения и размещать их в соответствии с правилами монтажа, попутно генерируя схему разметки для сверления. И это только один модуль программы под названием «Мебельщик», предназначенный для моделирования, а есть ещё полдюжины других частей комплекса — для раскроя листов, организации хранения, производства и продажи мебели.
«БАЗИС-Мебельщик»
Именно возможность работать со специфичными задачами мебельного проектирования, а не просто складывать дощечки в общую конструкцию, отличает специализированный софт от любительского. Программа PRO100 стоит в полной комплектации около $1000, при этом имеет демонстрационную версию, вполне пригодную для создания своих любительских проектов. Комплекс «БАЗИС» — основной конкурент PRO100 на российском рынке: стоит вдвое меньше, возможностей вдвое больше, но хромает система визуализации.
Программы для трёхмерного моделирования
Необходимость визуализировать рабочую сцену нужна по большей части для презентации мебели и разработки каталогов. При самостоятельном проектировании мебели это отходит на второй план, хотя и может служить полезным довеском. Процесс проектирования оптимально проходит в программах вроде PRO100, KitchenDraw или WOODY — одной из немногих бесплатных, но несколько устаревших на сегодняшний день программ. В них есть функция быстрого переключения отображаемого вида, начиная от чёрно-белого эскиза и заканчивая трёхмерной сценой с собственными источниками света.
Трёхмерная модель в WOODY 2.0
В комплексе «БАЗИС», например, всё не так радужно: основная работа ведётся в модуле «Мебельщик», а построение визуального концепта, игра с цветами, тенями и текстурами вынесена в модуль «Салон», который приобретается отдельно. Нельзя поспорить, что возможность визуальной оценки превращает проектирование в удовольствие, но в профессиональной деятельности это, скорее, отвлекающий фактор.
«Базис-Салон»
Несмотря на наличие графических средств, практически вся работа проводится методами параметризации. Объект на экране — лишь отображение, у него есть ряд свойств и особенностей, которые задаются вручную через параметрическое окно. Правда, в чисто визуальном режиме можно быстро перебрать имеющуюся библиотеку мебели, подобрать приглянувшиеся образцы, быстро поменять размер и пропорции (растянуть, сжать) каждого отдельного изделия и сделать глобальную расстановку, а уже потом переходить к работе над деталями.
Особенности ручной проработки деталей
Мы уже говорили, что некоторые программы имеют средства автоматизации размещения элементов и работы с отдельными деталями, но это лишь одна сторона вопроса. В каждой программе есть ряд примитивов — объектов, с которых всегда начинается сборка более сложных деталей и групп. В PRO100 и «Астре», например, базовым объектом служит доска, вертикальная или горизонтальная. Имеется возможность редактирования формы в плане, но только один раз, таким образом все детали проекта будут иметь постоянное сечение как минимум по одной оси. На практике это выливается в трудности при моделировании радиусных фасадов, цоколей и столешниц.
PRO100
В KitchenDraw, bCAD, WOODY и «БАЗИС» объекты также создаются примитивами-досками, но средств работы с ними больше. Например, доски могут быть нескольких типов, таких как дно, задняя стенка, боковая стенка. Руководствуясь глобальными свойствами проекта, программа может определять их более специфичные стороны, как то: размер, положение, привязка к другим деталям, или предусматривать некоторые действия, которые могут быть произведены над объектом такого типа.
bCAD
Профессиональный софт может комплектоваться шаблонизатором, предлагающим типовые конструкции ящиков, отсеков, дверец, столешниц и прочих распространённых элементов мебели. Другим отличием профессионального софта служит возможность проработки крепёжных деталей. В программе «Астра», аналоге комплекса «БАЗИС» как по функционалу, так и по стоимости, есть возможность размечать на деталях места сверления и фрезерования под установку навесов. Но «БАЗИС-Мебельщик» создаёт комплексные карты присадки и кромления, составленные, как и вся экспортируемая документация «БАЗИС», в соответствии с ЕСКД или ISO.
«Астра Конструктор Мебели»
Отличия визуализации
САПР для разработки корпусной мебели имеют три базовых режима отображения. Первый — каркасный вид — присущ всем программам, в этом режиме отображаются только рёбра и вершины деталей. Моделировать компоненты мебели, видя только их каркас, получается довольно быстро, но при большом количестве деталей нагромождение линий вызывает путаницу.
Тогда в дело вступает режим полупрозрачного отображения, который показывает полностью или частично линии, которые не видны с текущего ракурса. Режим хорош при компоновании небольших составных объектов в ещё более крупные и относительном позиционировании.
Режим полупрозрачности в PRO100
Третий режим, присущий почти всем САПР — наложение цветов и упрощённых текстур для наглядной оценки успешности компонования, соотношений цветовой гаммы, размеров и форм. Но и здесь имеются нюансы: в программах с простейшей визуализацией, например, PRO100, нет возможности наложения текстур и цвета на отдельные грани деталей. Поэтому отображение контрастных кромок не представляется возможным, только если создавать кромку отдельным объектом со своей текстурой.
Наложение текстуры в программе «БАЗИС-Мебельщик»
Создатели KitchenDraw пошли дальше и добавили возможность рендеринга. По большому счёту, такого качества отображения не предоставит ни одна САПР для корпусной мебели, разве что неспециализированные CAD-программы. Но оправдывает ли себя такая возможность при почасовой стоимости программы $2–3 или подписке на год более чем за $500? Впрочем, KitchenDraw даёт 20 бесплатных часов, которых хватает на ознакомление с программой и составление пары пробных проектов.
Визуализация в KitchenDraw
Библиотеки
Пожалуй, нет более ценного фактора, чем обширность и содержательность библиотек компонентов к используемой программе. Большинство мебельных салонов обычно работают по очень внушительному каталогу мебельных изделий и гарнитуров, занимаясь лишь подгонкой их размеров под помещение заказчика. Кто мешает поступить так же и вам?
Даже самая простая программа PRO100 пользуется небывалым успехом у мебельщиков во многом благодаря наиболее обширной библиотеке с возможностью свободного импорта сторонних проектов, сделанных другими мастерами. Остаётся лишь внести некоторые технические детали, настроить расположение полок и ящиков, цвет — и готовая деталировка будет у вас в руках за 30–40 минут работы.
Библиотека PRO100
Библиотеки могут включать как готовые гарнитуры и даже целые концепты интерьеров, так и секции мебели по отдельности. Дополнительно в любую библиотеку входят образцы палитр красок и текстур согласно общепринятой стандартизации, так что вопросов о корректном подборе цвета при заказе распиловки обычно не возникает.
Содержательность библиотеки напрямую зависит от масштабов пользовательского сообщества, наиболее крупные среди них: PRO100, «БАЗИС», Астра и WOODY.
Программы для раскроя
Наличие модуля оптимизации раскроя листов в программе может оказаться очень полезным. Конечно, при заказе распила листов достаточно одного только списка деталей. Но, продумав схему распила, вы сможете оценить итоговую стоимость мебели или наглядно отобразить на распечатке карты кромления, сверловки и фрезовки.
«Астра Раскрой»
Конечно, свободный импорт проектов предоставляет повышенную скорость и удобство работы, поэтому покупка дополнительных модулей для систем «БАЗИС» или «Астра» выгодна, в основном, для производителей мебели. В индивидуальном порядке можно использовать и бесплатные сторонние программы, такие как Cutting.
Cutting 3
Конечно, уйдёт определённое время, чтобы ввести параметры деталировки вручную, но для разового использования этого вполне достаточно.