Как сделать работу буржуйки максимально эффективной? Что нужно, чтобы создать печь на жидком топливе своими руками? В чём достоинства и недостатки таких печей и как их правильно и безопасно эксплуатировать? Ответы на эти вопросы, а также рекомендации по сборке вы найдёте в этой статье.
В предыдущих статьях RMNT.RU описал обычные «базовые» стальные буржуйки, безколосниковые печи длительного горения, поршневые и «ракетные» печи. Явление пиролиза (сгорания газов), которое использовано в последних двух видах, неизменно присутствует при сгорании любого вида топлива. Самым энергоёмким горючим по праву считаются синтетические и полусинтетические нефтепродукты — бензин, керосин, машинное масло, солярка (дизельное топливо) и другие. Использовать их для отопления, просто сжигая в топке, — исключительно накладно, т. к. они специально очищены для работы в ДВС и поэтому стоят дорого.
Но есть один вид синтетических жидкостей, который не сжигается во время использования по основному назначению и остаётся горючим. Это технические масла. Являясь сопутствующим материалом работы любых механизмов, моторное масло в отработанном виде ничего не стоит. Мало того, оно подлежит утилизации, что представляет проблему владельцам сельскохозяйственных и городских автопарков. Народные умельцы, умеющие пускать в дело всё, что горит, тут же нашли применение «отработке» и на свет появились печи на отработанном масле (ПОМ).
Преимущества ПОМ
- Утилизация отходов транспортной отрасли.
- Исключительная продуктивность сгорания — содержание вредных примесей в выбросах незначительное.
- Удобное хранение и транспортировка топлива.
- Высокий КПД (от 90%).
- Компактность.
- Возможность использования в качестве котла.
- Возможность использования в качестве плиты.
Наряду с преимуществами ПОМ имеет свои характерные недостатки, которые можно минимизировать, соблюдая правила безопасности, которые мы приведём в конце статьи.
Конструкция
ПОМ в базовом виде состоит из четырёх элементов:
- Топливный бак. Представляет собой разборную ёмкость для хранения и начального горения отработанного масла (далее — ОМ или масло). Может иметь произвольную форму, но обязательно должен быть выполнен из металла от 2,5 мм. В центре бака находится отверстие диаметром, равным трубе инжектора.
- Инжектор (камера сгорания). Вертикальная цилиндрическая камера (ёмкость) с перфорированными стенками, в которой происходит полное сгорание топлива при подаче вторичного воздуха через отверстия перфорации. Присоединена к отверстию бака.
- Теплообменник. Полый бак произвольной формы и размера, расположенный над инжектором, в который попадает разогретый газ. В базовом варианте имеет плоскую форму с площадкой для установки ёмкости (чайник, сковорода). Внутри могут находиться стальные переборки для улучшения теплосъёма.
- Дымоходная труба. Для создания перепада температуры и эффекта тяги перепад высот между входным и выходным отверстием дымохода должен быть не менее 3,5 м. Труба также служит остаточным теплообменником.
Для изготовления печи на «отработке» понадобятся развитые навыки сварщика и слесаря. Главное требование к сварным швам — они должны быть герметичными. Также необходим материал — листовой металл и подручные стальные элементы.
Рекомендации по сборке своими руками
Поскольку данное изделие — сугубо кустарный продукт, который не выпускается на заводах, стандартов или ТУ на него не существует, но есть правила, которые нужно строго соблюдать, и мы будем обращать на это особое внимание.
Изготавливаем топливный бак
Обязательные требования к баку:
- Разборная или частично разборная конструкция. Раз в одну-две недели его нужно будет прочищать от нагара, кокса и т. д.
- Толщина металла от 3 мм.
- Отверстие по центру (по диаметру инжектора).
- Отверстие или горловина (30–50 мм) на горизонтальной стенке с регулировочной заслонкой для контроля подачи первичного воздуха и заправки топлива (заливки масла).
В самом популярном исполнении, когда вся печь варится из листового и трубного материала, бак имеет форму шайбы — так его проще изготовить «с нуля» из колец двух труб соседних диаметров. В этом случае он состоит из двух деталей: герметичной чаши на ножках и «крышки» с воротником до 1/3 высоты чаши. Оптимальная высота от дна до отверстия инжектора — от 100 до 150 мм.
Вопрос. Можно ли сделать больший запас топлива за счёт размера нижнего бака?
Ответ. Можно, но только за счёт его площади. Пламя должно попадать в инжектор — это условие работы всей системы. При сжигании масла уровень зеркала жидкости в баке постепенно падает и отдаляется от входного отверстия. Неизменно настанет момент, когда пламя перестанет доставать до него. Для постоянного пополнения запаса топлива в баке устраивают дополнительные питатели.
Данная форма не является условием — баком вполне может послужить отработанный газовый баллон, стальной короб или толстостенная плоская канистра.
Заслонку на контрольное отверстие можно вырезать ножницами по металлу из жестянки и просто «посадить» на клёпку. Изготовить горловину можно из обрезка трубы, приварив снаружи гайку и соединив всё вместе болтом.
Изготавливаем инжектор
Обязательные требования к инжектору:
- Высота 360–380 мм. На 5% меньше 1/10 высоты трубы дымохода (условие хорошей тяги).
- Диаметр отверстий — от 9 до 9,5 мм.
- Расположение отверстий — равномерно по поверхности инжектора или в шахматном порядке. Отступ снизу 20–25 мм, сверху 55–60 мм.
- Толщина стенки от 8 мм (чем толще — тем лучше).
- Диаметр 100 мм.
Чтобы сделать из обычной трубы инжектор, достаточно перфорировать её стенки согласно требованиям, приведённым выше. После чего он наваривается строго под прямым углом на отверстие в топливном баке.
Изготавливаем теплообменник
Развитым теплообменникам будет посвящена отдельная заключительная статья цикла о самодельных печах. Здесь мы рассмотрим его как элемент самой печи, который удерживает температуру раскалённых газов горения и позволяет реализовывать её для нагрева воздуха или жидкости.
Требования к теплообменнику (базовый вариант):
- Полая ёмкость с переборкой внутри.
- Верхняя стенка представляет собой плоскую поверхность.
- Толщина стенок от 3 мм.
- Отверстие для дымохода смещено от центра (для удобства установки чайника или кастрюли).
- Может иметь ревизионный люк на боковой стенке для прочистки.
Этот элемент также может быть в виде шайбы, изготовленной аналогично чаше топливного бака. Чем толще переборка, тем лучше будет прогреваться поверхность плиты. Ревизионный люк можно закрывать листом металла 2 мм, установленным на герметик для выхлопной системы. Выходное отверстие диметром 100 мм должно иметь канал — отрезок трубы 50–100 мм, приваренный к верхней стенке.
Особенности дымовой трубы
Участок дымохода, проходящий в помещении, должен быть выполнен из стальной трубы — это даст возможность понизить температуру выброса за счёт остаточного теплообмена. Наружный участок может быть изготовлен из обычной жестяной трубы водоотлива. Однако при значительном перепаде температур в зимний период это может привести к коксованию газа в коленьях, и дымоход будет требовать регулярной (14–20 дней) очистки. Лучший, но и более дорогой вариант — утеплить трубу снаружи или установить теплоизолированную. Допускается устройство горизонтальных участков 1,5–2 м от печи.
Внимание! Обязательно установите козырёк («грибок») на выходном отверстии.
Соединения участков дымохода могут быть разборными и не требуют уплотнения. Допускаются зазоры до 2 мм. Щели большего размера приведут к нивелировке разницы давления и ухудшению естественной тяги. Сбор элементов производится таким образом, чтобы воздух из печи попадал из канала меньшего диаметра в больший.
Следует отметить, что тяга усиливается и поддерживается благодаря реактивному эффекту, возникающему при нагревании инжектора и теплообменника. Это позволяет уменьшить уровень высоты выходного канала на 10–20%.
Адаптер для дровяных печей
Если в обиходе уже имеется стальная буржуйка, дровяной котёл или каменная печь, можно приспособить её под питание раскалёнными газами масла. Адаптер представляет собой инжектор с топливным бачком.
Принципиально конструкция полностью аналогична с приведённой выше, но теплообменником выступает топка существующей печи. В топку, вместо горения топлива (дров, угля), поступает раскалённый газ от горелки и далее печь работает в штатном режиме.
Рекомендации по переоборудованию печи под масляную турбо-горелку:
- Изготовьте адаптер по чертежам и рекомендациям, приведённым выше. Его отличием будет колено 90º без перфорации на инжекторе.
- На выходном канале колена приварите проходной стальной лист, точно совпадающий с сечением загрузочного люка.
- Для надёжной установки во избежание случайных сдвигов предусмотрите крепления на люке и проходном листе.
- Адаптер должен быть устойчивым, а положение оси канала инжектора должно совпадать с центром проёма люка. Для этого может понадобиться установка печи на соответствующий уровень.
- Труба дымохода должна быть устроена согласно требованиям для ПОМ.
Масляный адаптер позволит расширить возможности обычной печи. Особенно это актуально для отопления гаражей и цехов.
Печь на отработанном масле без сварки
При всех прочих достоинствах изготовление ПОМ без проведения сварочных работ, на первый взгляд, невозможно. Но, как мы знаем, работа печи и горение пламени основаны не на свойствах материала (стали, чугуна), а на физических и природных явлениях, которые одинаково постоянно протекают везде и изменяются только под влиянием состояний среды. Этим нерушимым законом мы и воспользуемся, применив для сборки ПОМ другой негорючий теплоёмкий материал, который традиционно используется для печей — кирпич.
Основным достоинством конструкции печи, которое позволит нам реализовать задумку, является постоянная тяга. Она нивелирует преимущества герметичности сварки, оперативно удаляя угарный газ и продукты горения через каналы системы.
Для кладки кирпичной ПОМ нам понадобится:
- Шамотный кирпич — около 40 шт.
- «Каминный» кладочный раствор или глина — 1 мешок.
- Поддон для масла примерно 150х400х60 мм и дверца (можно от старого люка).
- Инжектор (см. выше).
- Стальной лист 6–8 мм 400х800 мм.
- Две стальные трубы диаметром 120–150 мм — 1 и 1,5 м.
- Гофрированные рукава с хомутами под диаметр труб — 3 шт.
- Вентилятор канальный или «улитка» — 1 шт.
- «Капельница» для равномерной подачи масла.
- Ровное негорючее основание.
Порядок работы
1. Выкладываем ровную площадку из кирпича 40х80 см. Это будет основа и противопожарный слой.
2. Выкладываем «на ребро» борта с трёх сторон. Расстояние между осями кирпичей стенок — не более длины кирпича.
3. Вырезаем стальной лист так, чтобы он перекрывал всю площадь короба. В нём делаем отверстия для регулировки воздуха (сбоку) и инжектора (посередине).
4. Устанавливаем инжектор на лист (болтами), а лист — на кирпичный короб через раствор.
5. Возводим 4 стенки «на ребро» высотой в три кирпича таким образом, чтобы инжектор имел доступ воздуха со всех сторон.
6. На стенки укладываем плашмя кирпич, объединяя их. Получилась ровная площадка с каналом инжектора.
7. Над каналом устанавливаем по уровню трубу 1,5 м, выравнивая её по одной из наружных плоскостей.
8. Сверху устанавливаем на временные крепления (раствор, проволока) трубу 1 м строго соосно нижней.
9. Обкладываем трубы кирпичом «на ребро». Должен получиться кирпичный короб — это и есть теплообменник.
10. Верхнюю стенку («крышку») можно просто заложить кирпичом, предварительно подключив канал дымохода (можно сделать из гофрорукава).
11. Соединяем трубы гофрой и устанавливаем на нижней трубе вентилятор.
В итоге получилась эффективная стационарная ПОМ без сварочных работ.
Внимание! Используйте такую печь только при включенном вентиляторе. В противном случае возможен перегрев труб теплообменника и значительная деформация.
Один ощутимый недостаток объединяет все виды масляных горелок — свойства топлива. Отработанное масло пачкает поверхности и имеет характерный технический запах. Попадая на горячую поверхность, оно выгорает, оставляя неприятный запах. Остальные неудобства можно свести на нет, соблюдая нехитрые правила обращения с этими печами.
Спаренная конструкция
Для того, кто имеет необходимость чередовать виды топлива, подойдёт вариант печи с двумя реакторами*.
* Реактор — место горения топлива и образования выброса тепловой (в данном случае) энергии.
Спаренная печь представляет собой две топки — для твёрдого и жидкого топлива, объединённые в общий теплообменник. Частный и наиболее распространённый случай такой компоновки — когда к существующей буржуйке или печи длительного горения подключается воздушный теплообменник в виде ёмкости, а к нему впоследствии монтируется масляная турбогорелка или адаптер. При этом такая стационарная конструкция позволяет менять вид топлива, не производя дополнительных действий.
Основное преимущество — возможность проводить ревизионные, ремонтные работы и модернизацию, не прерывая отопительный процесс. Это возможно при наличии запорных устройств на каналах системы (чтобы не разгерметизировать теплообменник).
Правила эксплуатации печи на отработанном масле
В обиходе масляная печь не более пожароопасна, чем любые другие виды отопительных приборов на основе открытого огня. В большинстве случаев их устанавливают в гаражах, цехах или подсобных технических помещениях.
- Держите рядом средства пожаротушения (касается всех видов печей) — огнетушитель, песок.
- Перед розжигом всегда проверяйте тягу. Для этого поднесите огонь к отверстию инжектора. Его должно затягивать внутрь. Если этого не происходит, или пламя отклоняется наружу, «гуляет», ни в коем случае не разжигайте горелку! Проверьте элементы печи и дымоход — возможно требуется прочистка.
- Топливный бак не должен быть заполнен доверху. Оптимальный уровень — 3/4 от дна по зеркалу жидкости. Также он не должен быть пустым — оставляйте 1/4 для отстойника.
- Не взбалтывайте отстоявшееся масло перед заправкой. Если в нём есть вода, она осядет на дно. Вода, попавшая во время горения в топливо, приведёт к разбрызгиванию горящего масла через форсунки (отверстия) инжектора.
- Кран подачи из фидеров должны располагаться на 20–30 мм выше от дна.
- Наилучший режим работы ПОМ — равномерное горение. Используйте капельные устройства для плавной подачи и регулировки топлива.
- Тщательно удаляйте масло при разливе.
- Для розжига смочите бумагу в керосине или солярке и положите на поверхность масла.
- Допускается инжектирование воздуха через заправочный люк при разогреве.
Правильно собранная и отрегулированная печь на «отработке» может с успехом заменить котёл. Точнее, она может стать котлом, эффективно работающим на «бросовом» топливе. Для этого нужно обустроить эффективный теплообменник. Как это сделать, мы расскажем в следующей статье.