Секционные ворота считаются наиболее удобными, компактными и безопасными. Однако самостоятельная сборка достаточно сложного механизма без соответствующей подготовки может быть очень сложной. Мы поможем вам найти ответы на большинство вопросов по установке секционных ворот для гаража своими руками.
Комплект поставки ворот
У большинства производителей есть отличия лишь в исполнении отдельных конструкционных узлов. Общий же принцип работы, равно как и схема монтажа, у ворот разных марок схожи.
Каждая из моделей ворот имеет подробную инструкцию по монтажу с пояснительными иллюстрациями и примерно следующий комплект поставки:
- Секции — тонкие структурно изолированные сэндвич-панели. Их число зависит от высоты проёма.
- Две пары прямых направляющих. Одни служат вертикальными стойками проёма, другие крепятся горизонтально под потолком и служат для поддержания ворот в открытом состоянии.
- Пара направляющих дуг. Если выбран вертикальный способ установки, они могут отсутствовать.
- Ригель и соединительные профили, которыми оформляют горизонтальные части проёма и укрепляют поддерживающие направляющие.
- Торсионный пружинный вал или пружины растяжения — приспособление, поддерживающее ворота в полуоткрытом состоянии и облегчающее перемещение полотна.
- Набор крепёжных кронштейнов — здесь всё для надёжного монтажа направляющих в проёме.
- Вспомогательные детали — ролики, растяжки, трос, элементы управления.
- Защитные и декоративные кожухи.
- Набор уплотнителей.
1 — секции; 2 — кронштейны; 3 — вертикальная направляющая; 4 — направляющая дуга; 5 — ролики; 6 — барабан; 7 — торсионный вал; 8 — горизонтальная направляющая; 9 — электрический привод
Сборка и установка рамы
Размеры проёма замеряются в трёх точках по высоте и по ширине по краям и в середине. В качестве результирующих габаритов по ширине берётся максимально полученное значение, а по высоте — минимальное.
На полу гаража раскладываем параллельно два направляющих профиля. Скрепляем их между собой С-профилем с нижней стороны, с верхней — ригельным профилем. Внутренний размер рамки должен быть равным размерам проёма.
Если по инструкции предполагается соединение хомутами или кронштейнами, профили подрезают вплотную под прямым углом, как если бы собиралась рамка из профильной трубы. Достаточно часто соединительные профили имеют перфорацию и рассчитаны на скрепление прижимными ответными планками. В этом случае перекладину и направляющие подрезают с образованием небольшого «язычка» для болтового соединения деталей.
Перед началом сборки рамки не забудьте надеть на кромки направляющих уплотнители и подрезать их в местах соединения.
Проём перед установкой следует подготовить. Поскольку секционные ворота имеют независимый монтаж, их лучше устанавливать после финишной отделки. Желательно, чтобы проём гаража из СИП-панелей или каркасных конструкций был укреплён стальным уголком для надёжного закрепления. В каменных строениях желательно оштукатурить торцы, выдерживая рекомендуемые установочные размеры.
Собранную рамку необходимо выставить, соблюдая уровни. По полу желательно заранее уложить опорную планку, например, С-профиль из комплекта и выставить его в горизонтальной плоскости, перенести соответствующие метки на проём. Нижние торцы рамы выставляются по этим меткам. Далее рама прикладывается и выставляется строго вертикально по отвесу или перпендикулярно плоскости пола. После выравнивания рамка фиксируется крепежом, соответствующим материалу стен.
Монтаж системы направляющих
Вертикальные направляющие могут крепиться к стенам посредством прямого монтажа или с помощью штатных кронштейнов. Предпочтительны регулируемые методы крепления: анкерные болты, нагели и саморезы со сверлящей головкой. Сперва рамка просто фиксируется в проёме, затем проводится проверка корректности установки, и только после этого следует окончательная затяжка крепежа.
Следующий этап — временное закрепление дуговых направляющих, если был выбран горизонтальный способ монтажа. Они соединяются с вертикальными стойками с помощью болтов, возможно также наличие ответных и прижимных планок или шайб специальной формы. В большинстве случаев прямая направляющая вставляется в дуговую, возможно их даже не придётся скреплять, если на заводе была выполнена предварительная сборка.
Горизонтальные направляющие для секций вставляются в угловые и соединяются с ними. Иногда, чтобы снизить габариты упаковки, вертикальные направляющие делят пополам даже при вертикальном монтаже. В таком случае элементы соединяются друг с другом посредством специального прямого коннектора. При соединении направляющих важно контролировать, чтобы в местах стыковки с угловым профилем не образовывалось порожков или провалов между полками профиля, что могло бы привести к заклиниванию роликов. Обычно такое случается, если дальний край горизонтальных направляющих завален.
На ослабленном болтовом соединении горизонтальные профили поддерживаются С-профилем, пока ведётся перенос соединительного профиля с нижней части ворот в самый конец направляющих реек. Далее необходимо устранить перекос, выровняв диагонали прямоугольника, образовавшегося под потолком. После окончательного выравнивания нужно затянуть болты на соединениях направляющих и закрепить их к потолку посредством Г-образных кронштейнов.
Устройство приводного механизма
Есть две основные версии балансирующего механизма — торсионный вал и натяжная пружина. Принцип действия у них идентичен, отличаются они только компоновкой.
Итак, торсионный вал крепится в верхней части проёма независимо от других элементов ворот. Обычно вал имеет пару пружин и натяжных шкивов для левой и правой части проёма. На шкивах крепится трос, который опускается до самой нижней секции ворот, где оканчивается коушем, закреплённым на выступающем штифте или в петле кронштейна.
Торсионный вал требует кропотливой сборки. В основном она включает регулировку по ширине проёма и скрепление двух половинок при помощи фланца. После установки нижней секции и крепления к ней приводного троса нужно выбрать слабину специальной регулировочной муфтой и с усилием затянуть стопорные болты.
Пружинные натяжители имеют простой монтаж и закрепляются в нишах вертикальных направляющих, чаще всего их предварительная сборка выполняется на заводе. Трос имеет такое же крепление к нижней секции, как и торсионный вал, но регулируется иначе. Нужно отпустить «жимок», вытянуть слабину и снова затянуть болты.
Окончательная регулировка осуществляется после полной сборки секционных ворот. В любой позиции при открывании секции не должны самопроизвольно перемещаться, оставаясь в одном положении. Если секции начинают опускаться, то натяжение торсионного вала усиливают, а пружинный натяжитель растягивают, перемещая фиксатор на новую позицию по заготовленным перфорациям.
Навеска полотна
Установка секций — простейший этап сборки ворот. Одна за другой они устанавливаются между направляющими, после чего на торцах крепятся болтами роликовые опоры. В ряде случаев укрепляющие стальные накладки уже установлены производителем, остаётся только присоединить к ним болтами небольшой кронштейн с роликом. При установке используется два комплекта фурнитуры — для левой и правой стороны — их нельзя перепутать, для чего комплекты специально помечаются буквами L (левый) и R (правый).
Между собой секции скрепляются накладными петлями. Крепить их, как и опоры роликов, следует саморезами для сэндвич-панелей. Осталась лишь пара моментов: отрегулировать ролики, обеспечивая прижим секций к уплотнителю, а затем выставить верхнюю пару направляющих колёс, задающих движение на повороте при открывании.
Завершение монтажа
После того как смонтирована верхняя секция, в закрытом гараже без освещения нужно проверить ворота на наличие просветов. Щели могут быть между направляющими и стенами, часто просвечивается верхний узел примыкания и уплотнительные накладки в местах неплотного прилегания.
Следует окончательно убедиться, что приводной механизм должным образом отрегулирован. Полотно ворот не должно самопроизвольно двигаться в любом положении.
Если монтаж удовлетворяет требованиям, выполняется крепление запирающих механизмов, ручек и декоративных накладок на направляющие. Теперь секционные ворота готовы к многолетней эксплуатации.