Со временем рольставни стали основным средством защиты от повреждения и незаконного проникновения. Правильно выбрать роллеты невозможно без знания матчасти, в частности, это касается прочности, устойчивости к ветровым нагрузкам и особенностей технического устройства защитных жалюзи.
Что внутри: разбираем на примере лидеров рынка
Есть мнение, что качественная продукция обязана быть доступной для рядового потребителя. Сегодня это действительно так: комплексная автоматизация производства устранила фактор человеческого мастерства и обеспечила постоянство качества, сохранив обоснованной стоимость продукта. Поэтому хоть рольставни различных производителей и могут иметь незначительные технические отличия, их устройство и общий принцип действия остаются неизменными десятки лет.
В качестве примера предлагаем рассмотреть две серии защитных рольставен компании «АЛЮТЕХ». Этот производитель прочно обосновался на отечественном рынке, имеет собственные производственные комплексы довольно внушительного масштаба. Но главное — ALUTECH демонстрирует ответственный и комплексный подход к своей работе, обеспечивая своих клиентов продукцией, которая полностью оправдывает собственную стоимость.
Конструкция рольставен: 1 — защитный короб; 2 — боковые крышки; 3 — восьмигранный вал; 4 — направляющие шины; 5 — система управления; 6 — роллетные профили; 7 — концевой профиль
Итак, основным элементом рулонных ставен являются ламели специальной формы, из которых формируется полотно. Здесь важнейший критерий — постоянство геометрии профиля и прочность материала, необходимые для свободного движения шарнирных замков, позволяющих полотну сворачиваться. Наилучшими показателями характеризуются алюминиевые ламели экструзионного типа: в них не формируется местных напряжений, в отличие от изготовленных методом прокатки, а достаточно большая толщина обеспечивает выгодное соотношения веса и прочности.
Однако не стоит полагать, что стальные прокатные ламели не жизнеспособны: при должном контроле качества, использовании стальной ленты соответствующей толщины (от 0,4 мм) и тщательном соблюдении геометрии они лишь немногим уступают экструдированным. Для примера, средняя разница в прочности у двух этих типов полотен, производимых «АЛЮТЕХ», не превышает 15–20%. Единственный недостаток — подверженность коррозии, что несколько снижает максимально возможный срок эксплуатации.
Внутри ламели заполнены полиуретановой пеной, придающей дополнительную прочность, звуковую и теплоизоляцию. Внешнее покрытие ламелей — грунт и несколько слоёв краски, нанесённой методом высокотемпературного спекания. Наличие на ламелях «АЛЮТЕХ» нескольких слоёв, запекаемых раздельно, обеспечивает устойчивость к истиранию не менее 5 тысяч циклов.
Механизм поднятия представляет собой вал с механизмом пружинного или прямого действия, который достоин отдельного рассмотрения. Большинство производителей предпочли октогональный(восьмигранный) вал взамен круглому из-за более высокой осевой и поперечной жёсткости, в этом вопросе «АЛЮТЕХ» не исключение. Третьей функциональной частью рольставен служат направляющие, которые обеспечивают плотный притвор полотна и его лёгкое скольжение.
Ветровая устойчивость рольставен
В закрытом положении рулонные ставни представляют достаточно прочную завесу, которую не то что камнем пробить, но даже монтировкой вскрыть далеко не всегда получается. Но вот к давлению по всей площади и пульсирующим вибрациям, возникающим от ветра, эти конструкции уязвимы в наибольшей мере.
Устойчивость рольставен к ветровым нагрузкам обеспечивается двумя способами. Основной — увеличение прочности ламелей и формирование специального замкового профиля с минимальным люфтом. Достигается это за счёт увеличения толщины стенок, равномерного заполнения ламелей пеной, наличия рёбер жёсткости на внутренней стороне. И, конечно, изготовлением деталей на оборудовании с высоким классом точности.
Второй способ обеспечения ветровой устойчивости — усиление направляющих шин. Для разных классов прочности по ветровым нагрузкам и взлому (от Р1 до Р5) могут быть предусмотрены шины с толщиной стенки от 1 до 5 мм. В основном это профили, изготовленные методом экструзии, их прочностные характеристики контролировать намного легче.
В каждом конкретном случае ветровая устойчивость рольставен зависит от размеров проёма, района ветровых нагрузок и, естественно, класса прочности изделий. Приятная новость в том, что покупателю не придётся ворошить нормативную документацию для самостоятельного выполнения расчётов. Благодаря программному обеспечению AluRoll имеется возможность самостоятельно определить пригодность той или иной системы для конкретных климатических условий, выполнить расчёт стоимости и быстро получить спецификацию материалов.
Решения для надёжности и экономии
Ассортимент комплектующих для роллетных систем довольно широк даже у местечковых производителей. В «АЛЮТЕХ» для реализации проектов разной сложности предусмотрен десяток разных типоразмеров ламелей прокатного и экструзионного типов, с полдюжины разновидностей направляющих шин. Ну а разновидностей систем открывания, приводов и защитных коробов существует ещё больше.
Чтобы не вводить покупателя в заблуждение, производитель предлагает две основные серии продукции, которые за долгую историю продаж продемонстрировали наибольшую популярность и пригодность к универсальному использованию в разных условиях.
Первый тип — это системы Classic, пригодные для использования в любых условиях отечественного климата. Вторая серия рольставен Economy имеет несколько меньшую стоимость за счёт снижения материалоёмкости продукции. В отличие от систем первого типа, Economy не способна закрывать столь большие проёмы при равном ветровом давлении. Также ключевым отличием можно назвать более бедную цветовую гамму — всего 5 цветов против 30 у систем Classic, а также чуть более свободный допуск по цветовому различию.
Конечному потребителю следует знать следующее: серия Economy рассчитана на применение в объектах коммерческой недвижимости, где даже столь незначительное снижение итоговой стоимость может играть важную роль. Для себя и своего дома лучше использовать базовую комплектацию Classic: разница в стоимости не выходит за разумные пределы, зато в распоряжении заказчика оказывается более свободный выбор и высокое постоянство цвета, полноценная толщина стенок ламелей и направляющих шин.
Но главное преимущество — соответствие широкому спектру строительных и производственных стандартов, в том числе и международных. Обе серии изготавливают на одной и той же производственной базе, но характеристики изделий Classic подтверждаются серией обязательных испытаний, производимых на собственном оборудовании «АЛЮТЕХ».
Механизмы открывания
Привычный многим ручной способ открывания и закрывания рольставен поднятием полотна обеспечивается за счёт пружинного механизма сворачивания. Жёсткость пружины и её натяжение выбираются индивидуально под массу конкретного полотна. Это решение является стандартным для роллетных систем и им комплектуется практически каждый набор: пружина обеспечивает лёгкое перемещение полотна в любом положении.
В ряде случаев стандартный механизм открывания может снабжаться дополнительным ручным приводом. Это может быть карданный вал, проведённый сквозь стену внутрь помещения, кольцевая цепочка или блок с воротком. Ничего хитрого в этих механизмах нет, они передают усилие на вал напрямую, пружина выполняет лишь поддерживающую функцию и облегчает перемещение полотна. Дополнительный механизм открывания удобно использовать там, где доступ к внешней стороне проёма закрыт, например, на верхних этажах зданий.
Наиболее совершенными в техническом плане считаются электрические приводы. Они позволяют фиксировать плотно и в промежуточных положениях, исключая сдвиг за счёт высокого передаточного числа мотор-редуктора. Электроприводы удобны при большом количестве проёмов, защищённом рольставнями. Технически система электропривода может быть дополнена концевыми выключателями, электрозамками, механизмом ручной разблокировки и автоматикой управления.
Автоматика для роллет
Для многих любая бытовая автоматизация остаётся ненужным излишеством, однако в случае с роллетными системами она только помогает максимально раскрыть потенциал изделия. Для начала перечислим основные задачи, которые возлагаются на рольставни: это защита от непогоды, нагрева помещений летом от солнца, защита зимой от утечек тепла, дополнительная шумоизоляция.
Теперь подумайте, насколько удобно опускать все роллеты в доме перед уходом, как часто их придётся вручную регулировать днём и насколько велика вероятность, что в ночное время они все будут опущены, обеспечивая защиту от взлома, уличного света и шума. Также учтите, что окна служат основным путём утечки тепла: даже стеклопакеты премиального качества не имеют столь высокой локализующей способности как у стен. Поэтому чем чаще в зимнее время роллеты будут опущены, тем больше тепла сохранится в доме.
Автоматика управления роллетными системами может быть завязана на центральном управляющем блоке с разными программными сценариями, учитывающими время суток, наличие в доме людей, уровень освещённости. Возможно взаимодействие с охранной системой, умным домом, а также более простой способ управления с любого мультимедийного устройства.
Замер, монтаж и настройка
В заключение стоит упомянуть о, пожалуй, наиболее важном преимуществе роллетных систем «АЛЮТЕХ». В отличие от множества зарубежных продуктов, «АЛЮТЕХ» поставляет свои решения в сборе и готовыми к монтажу, которые могут быть выполнены силами 2–3 человек, не имеющих специальной квалификации. Монтажная инструкция ALUTECH описана во множестве видеообзоров и состоит из нескольких простых и понятных каждому этапов.
Начнём с того, что по способу установки роллетные системы могут быть врезными и накладными. В обоих случаях используется одинаковая комплектация рольставен, но врезка возможна только до проведения наружной отделки. Иначе в проекте строительства или ремонта фасада должны быть предусмотрены соответствующие технологические полости и штробы для направляющих. По сути процесс скрытой установки не отличается от накладной за исключением того факта, что после врезки поверх короба и направляющих наносится декоративная отделка фасада.
Размер роллетной системы в сборе не может быть меньше чем проём, ширина направляющих с обеих сторон и короба в верхней части. Отклонение поверхностей от вертикали и горизонтали допускается не более 1,5 мм/м и не более 5 мм в целом. Также нормируется разница в диагоналях проёма, она не должна превышать 5 мм. Крайне нежелательны локальные искривления плоскости, бугры и наплывы штукатурки. При наличии их срезают или обрамляют проём доборными рейками переменной толщины, нивелирующими искривления плоскости фасада.
Начинается монтаж с подготовки элементов. Направляющие шины сверлят в 10–20 см от краёв, затем располагают нужное количество отверстий для крепления по всей длине с равными отступами не более 40 см. Для плотного прилегания с изнаночной стороны шин отверстия зенкуют, с передней — расширяют до установочного диаметра заглушек для свободного входа шляпки крепёжного элемента. Также сверлится короб с накладной крышкой под диаметр используемых заклёпок. Сверлить нужно в тех местах, где расположены усиленные язычки боковых крышек.
После подготовки короб с валом в сборе вставляется пластинами в полости направляющих, затем весь каркас примеряется к проёму и сдвигается с равномерными отступами по сторонам. Предварительное крепление начинают с верха одной направляющей, затем регулируют короб в горизонте и крепят верх второй шины. После этого направляющие выравниваются по вертикали и крепятся в остальных точках.
И вал, и полотно от «АЛЮТЕХ» имеют фабричную сборку, остаётся только правильно навесить рольставни. Перед этим на вал одевают и равномерно распределяют по длине дистанционные кольца, затем оборачивают его остатками упаковочного материала, исключающими случайное царапанье поверхности. Полотно перебрасывается через вал с соблюдением направления сворачивания и сразу заводится в пазы направляющих. Когда полотно переброшено до половины, на замок верхней планки надевают тяговые пружины, за счёт которых верхняя ламель крепится в отверстиях на одной из граней вала. Перед фиксацией вал нужно провернуть против сворачивания на некоторое количество оборотов, ориентировочно по одному на каждые 20–25 см длины полотна, задавая нужную степень натяжения пружинному механизму. После закрепления полотно можно легко отстегнуть от вала, чтобы усилить или снизить натяжение пружин.
После этого остаётся только завершить монтаж. Проводится установка заглушек на шины, крепится на заклёпках крышка короба, прикручиваются ручки-ограничители. После окончательной сборки роллеты нужно по нескольку раз поднять и опустить, фиксируя в разных положениях, проверить наличие трений в направляющих, посторонних шумов и заеданий в приводном механизме.