Обслуживание автомобиля в гараже невозможно без правильно организованного освещения. Мы расскажем, какие осветительные приборы предпочтительно использовать в этих целях, посоветуем оптимальный способ их размещения и опишем процесс монтажа гаражной осветительной сети.
Выбор светильников
Осветительные приборы различаются не только по внешнему виду, но также по типу и характеру света. И если первый критерий в контексте гаражного использования не критичен, то последние два имеют действительно важное значение. В первую очередь следует определиться с типом источника света. Лампы накаливания — абсолютный архаизм, их мы не можем рекомендовать хотя бы по той причине, что для создания достаточного уровня освещённости электрическая мощность осветительной сети должна составлять 0,7–1,2 кВт, что довольно много, особенно учитывая многочасовой режим работы.
Лучшим выбором будут светильники с люминесцентными лампами, в том числе и компактными, а также на основе светодиодов. У полупроводниковых приборов есть важное преимущество: минимум обслуживания и высокий срок службы. Однако нужно понимать, что дешёвая продукция от малоизвестных производителей из КНР не обладает достаточной надёжностью, а качественные источники света довольно дорогие. Тратиться на светодиодные лампы известного производителя следует лишь в том случае, если нет никакого желания время от времени менять люминесцентные трубки.
Далее о характере света. Для удобной работы в гараже должен присутствовать как рассеянный, так и направленный свет. Также в обязательном порядке должны иметься хотя бы две переносные лампы, которые размещают таким образом, чтобы провода питания не мешали передвижению и не путались под руками. Рассеянный свет можно обеспечить с помощью линейных светильников типа «балка» или плоских накладных, также хороши обычные закрытые светильники с колпаком из поликарбоната. Если в качестве источника света будут использованы светодиоды, светильник должен иметь матовый рассеиватель: из-за малого угла рассеяния образуются резкие тени, которые сильно утомляют зрение. Оптимальная степень защиты светильников для гаражных условий — не ниже IP43. При выборе цветовой температуры лучше отдать предпочтение нейтральному белому в диапазоне 3500–4000 К.
Направленные светильники необходимы для освещения таких частей автомобиля как днище и моторный отсек. Их устанавливают парно в перекрёстном направлении, чем исключается отброс тени на рабочую зону. Эти светильники не работают на постоянной основе, поэтому в качестве прожекторов можно использовать металлогалогенные и даже натриевые лампы высокого давления, спектр света у которых более естественный. С переносными лампами всё совсем просто: нужно лишь предусмотреть точку (коробку) для их подключения и несколько крючков, на которые можно зацепить провод питания.
Где устанавливать источники света
В хорошо оборудованном гараже есть четыре типа освещения: дежурное, общее, направленное и переносное. В случае перебоев с электропитанием также имеет смысл установить одну-две аварийные лампы с автономными источниками питания. Общее и дежурное освещение могут быть представлены одной группой светоприборов, включаемых раздельно.
Общее освещение рассеянное, светильники этого типа устанавливают преимущественно на потолке или боковых стенах на уровне 2,3–2,5 метра от пола. Естественно, если гараж предназначен для грузового автомобиля, высота установки должна быть большей. Можно руководствоваться таким правилом, что при включении светильников с одной стороны тень от автомобиля на противоположной стене должна отбрасываться на высоту не более 50–70 см.
Направленные светильники для освещения моторного отсека лучше разместить на тыльной стене гаража в углах под потолком. Просто отлично, если прожекторы будут размещены на регулируемых поворотных кронштейнах, чтобы направление света можно было корректировать в зависимости от положения автомобиля.
Для подсветки днища светильники лучше разместить на дне смотровой ямы с обеих её сторон. Если яма не имеет бетонных стен и пола и подвержена затоплению, следует использовать светоприборы с питанием от 12 вольт, при этом трансформатор размещается в надземной части помещения. В яме помимо направленного света также можно предусмотреть подсветку ниш под инструменты.
Прокладка кабеля
Конечно, нет никаких проблем в подключении светильников, провода можно проложить открыто, не особо заботясь о системе крепления. Однако гараж — это своего рода укромное убежище для мужчины, внутренняя обстановка полностью отражает характер владельца. Поэтому будем исходить из соображений порядка и организованности.
Для прокладки кабеля лучше всего использовать системы наружного монтажа, такие как гофрированный рукав или кабельные каналы из ПВХ. Металлические оболочки (труба, металлорукав) в гараже не всегда уместны по причине малой устойчивости к коррозии. В остальном и качественная полиэтиленовая гофра, и виниловые короба примерно сопоставимы по стоимости и простоте монтажа, поэтому выбор из этих двух вариантов практически ничем не ограничен. В качестве проводников желательно выбирать кабель ВВГ или провод ПВ-1 с сечением жил 1,5 или 1 мм2.
Для начала нужно выполнить разметку кабельных трасс. На боковых стенах или потолке отмечаем места размещения основных светильников. На каждой стене их должно быть не менее трёх при выборе точечного форм-фактора и не менее двух при выборе линейных приборов под люминесцентные трубки или светодиодную шину. Далее следует определиться с расположением распределительных коробок, которое зависит от места ввода электрического кабеля. Обычно главный щиток расположен у гаражных ворот, следуя этой логике, одну коробку следует разместить непосредственно над вводным автоматом, вторую — над выключателем у входа, и ещё одну — над основной группой выключателей в области главного рабочего верстака. Можно устанавливать и дополнительные коробки для сокращения расхода кабеля и оптимизации схемы его прокладки.
Если для прокладки провода выбрана гофра, её крепят без кабеля внутри. Протяжку лучше выполнить по завершению монтажа: так не придётся оставлять длинные хвосты запаса, которые впоследствии превращаются в неликвидные обрезки. В отличие от светильников, распределительные коробки крепятся сразу. Под гофру нужно вырезать сальниковые вводы соответственно диаметру оболочки, если же прокладка ведётся в кабель-каналах — обрезать только верхние уступы. В общем случае можно выделить несколько типовых маршрутов прокладки:
- От вводного щитка к главной коробке.
- От главной коробки вдоль боковых стен до углов у тыльной стены.
- От главной коробки к входному выключателю.
- От основной группы выключателей к коробке над ними.
- От основной группы выключателей вниз до пола.
- От коробки над основной группы до середины потолка, а затем в обе стороны по продольной оси.
Отдельно заострим внимание над прокладкой кабеля в смотровую яму. Лучший вариант — вырезать штробу в полу и замуровать в неё стальную трубу диаметром 20 или 25 мм. Внутри ямы кабель лучше прокладывать в гофрированной оболочке. Если в инструментальных нишах будет устраиваться подсветка, кабель лучше тянуть на их уровне в пластиковом канале, при этом возле одной из ниш подразумевается установка коробки для развязки дополнительного выключателя.
Монтаж выключателей
Чтобы не теряться в тёмном гараже по пути к выключателю и разумно расходовать электроэнергию при работе, следует предусмотреть удобную схему управления светом. Один из наиболее удобных вариантов таков:
- Дежурное освещение представляется одним или двумя общими светильниками, которые расположены на наибольшем удалении от гаражных ворот. Их выключатель располагается в непосредственной близости от входа, также можно установить концевик на открывающуюся створку ворот.
- Управление остальными приборами общего света лучше выполнять с основного рабочего места. При этом левая и правая сторона должны включаться раздельно.
- Направленный свет и переносные лампы имеют по одному выключателю.
- Ещё один выключатель основной группы предназначен для подачи напряжения на все светильники ямы.
- В одной из ниш ямы следует установить выключатель, который коммутирует подсветку.
Сборка схемы и соединения
В завершение опишем типовую схему подключений осветительной сети. За отправную точку примем автоматический выключатель на 6–10 А, установленный на главном щитке гаража, а также общую нулевую шину.
От ввода двухжильный провод следует к основной коробке, в ней разрывается и далее прокладывается к коробке над основной группой выключателей. От коробки над вводным щитком к наиболее удалённым светильникам нужно протянуть и подключить по паре жил, в самой коробке подключение выполняется только к нулевому проводу. Ещё пара жил идёт к выключателю у входа, один из проводов подключается на фазу, другой — к свободным жилам дежурного освещения. Если на воротах установлен концевой выключатель, его размыкающий контакт включается последовательно с входным выключателем, при этом схема со стороны осветительных приборов дополняется индикацией в виде малой неоновой лампы, выведенной наружу над воротами.
Схема освещения гаража: 1 — вводной щит; 2 — распределительная коробка; 3 — входной выключатель; 4 — настенные светильники; 5 — блок розеток; 6 — распределительная коробка и светильники в смотровой яме; 7 — основной блок розеток и выключателей; 8 — понижающий трансформатор 220/12 В; 9 — дежурный светильник; 10 — потолочные светильники
От коробки над основной группой выключателей вниз спускается целый ворох проводов: один подаёт фазу на выключатели, остальные возвращаются в коробку для питания основного света, направленных и переносных светильников, а также освещения смотровой ямы. Непосредственно под коробкой на стене устанавливается трансформатор питания низковольной сети, от него пара жил спускается до пола и следует в яму.
Наконец, в яме провод выводится в коробку, от которой по паре жил прокладывается к направленным светильникам на дне. К подсветке каждой ниши следует ещё по одной паре жил, одна из которых разрывается выключателем. Все соединения желательно выполнять на клеммниках механического типа: пружинных WAGO,проходных или концевых винтовых.