При выборе внутренней отделки принято бороться за оригинальность и нетривиальный вид. Одна из техник нанесения венецианской штукатурки предоставляет для этого хорошие возможности без существенного удорожания и повышения сложности работ. Речь идёт о штукатурке «мокрый шёлк», с которой и попробуем разобраться детально.
Суть техники и внешний вид
Итоговый вид штукатурки, именуемой мокрым шёлком — почти гладкая поверхность, похожая на срез благородного камня с невысокой глянцевостью и слабо выраженной бархатистостью. Помимо эффекта мятого шёлка можно реализовать имитацию инея или потёртой замши, всё зависит от практики и изысков техники.
Несмотря на то что при нанесении используется один и тот же состав без различий колеровки, рисунок содержит 2–3 разных тона. Достигается это за счёт более светлой подложки и частичной прозрачности состава. При желании контрастность рисунка можно усилить, о технике такого нанесения мы обязательно поведаем.
В готовом виде мокрый шёлк представляет собой пример очень практичного покрытия с антистатическими свойствами. Штукатурка легко моется, в том числе и губкой с мыльным раствором. При желании внешний вид можно обновить, нанеся 2–3 новых слоя, несоответствие цвета в том не сыграет определяющей роли. Также возможно шлифование поверхности для подготовки под другой тип отделки: адгезия у основы превосходная.
Из недостатков наиболее выражены сложность нанесения и довольно высокое требование к качеству материалов и подготовке поверхности. Безусловно, мокрый шёлк требует определённого навыка работы, по крайней мере, знания основ штукатурного дела, а также высокой аккуратности. И тем не менее, даже из рук непрофессионалов выходят вполне достойные покрытия, хотя и без особых эксклюзивных претензий. Отметим также, что мокрый шёлк может быть как основным покрытием, так и элементом декора.
Материалы для нанесения
Материал для нанесения основан на акриловом связующем с добавлением полиэстера. Основа, которая определяет свойства материала при нанесении, практически ничем не отличается от базы венецианской штукатурки, в этом их основная схожесть. Однако наполнитель используется разный: в отличие от традиционной для «венецианки» мраморной пыли, в мокром шёлке используют целлюлозные и иные волокна, красящие и отражающие пигменты. Это в корне меняет вид покрытия и его реакцию на освещение.
Вторым обязательным материалом, используемым в нанесении мокрого шёлка, является краска, формирующая основу на 2–3 тона светлее штукатурки. Рекомендуется использовать акриловую дисперсионную краску высокого качества. Она должна обладать высокой укрывистостью, которая достигается в основном качественным грунтованием поверхности.
Колеровка краски и штукатурки может быть выполнена самостоятельно, но есть один нюанс. Пигмент содержит высокое количество влаги, и доля его содержания в готовом составе всегда нормируется производителем. При ручном окрашивании в насыщенные тёмные тона используется до 15–20% красителя, что есть пределом содержания колера. При вибрационном смешивании в салоне ЛКМ итоговая концентрация красителя несколько ниже, соответственно, штукатурка и краска получаются более густыми. Отсюда вывод: качественная колеровка всецело определяет итоговый вид и долговечность покрытия.
Подготовка поверхностей
Состав мокрого шёлка почти полностью теряет пластичность при высыхании. Поэтому все дефекты поверхности, как то: трещины, вздутия, разрыхления, органическое поражение — все они негативно отразятся на внешнем виде покрытия. Если точнее — полностью его испортят.
Из-за этих недостатков мокрым шёлком оштукатуренные стены покрывают редко и только после укрепления стеклотканевой сеткой или холстом. В большинстве случаев рекомендуется сборка фальшстены или оклейка ГКЛ. Швы должны быть заделаны в соответствии с оригинальной технологией: с разделкой стыков, которые укреплены бумагой или пластичным наполнителем в местах примыкания к капитальным конструкциям.
Помимо прочности основы регламентируется также её шероховатость. Поверхность шпаклюется и шлифуется по требованиям подготовки под покраску одним слоем. Другими словами, видимых царапин, наплывов и визуальной неровности на обрабатываемой плоскости быть не должно. После выравнивания и шлифования поверхность обязательно обеспыливают и вскрывают глубоко проникающим грунтом. Здесь важно не допускать потёков, которые при застывании образуют локальные неровности. После высыхания стены её протирают сеткой на 100–120 грит, сдирая прилипший песок и щетину. В итоге плоскость стены идеально гладкая и твёрдая, с небольшим глянцевым отблеском.
Окончательный этап подготовки — окраска подложки. Ей предшествует оклейка углов на примыкания малярной лентой: в классической схеме нанесения мокрый шёлк никогда не располагается вплотную к углам, вместо этого наличествует белая кайма неокрашенной основы. Покраску поверхности рекомендуется проводить валиком или пульверизатором, край у малярной ленты прокрашивается кистью. Прилипшего ворса, камешков и пыли на поверхности оставаться не должно, их удаляют сразу по мере окрашивания.
Нанесение штукатурки
Как и венецианская штукатурка, мокрый шёлк наносится в два этапа. На первом поверхность покрывается штукатуркой полностью как можно более тонким слоем. Здесь не контролируется направление движений. Важно только укрыть обрабатываемый участок равномерно и без пропусков, задавая первичное тонирование, и при этом контролировать гладкость поверхности, убирая наплывы и полосы. Важно, чтобы каждая плоскость наносилась непрерывно, в последующих слоях возможна обработка отдельными участками.
Собственно, слоёв мокрого шёлка может накладываться неограниченное количество, обычно от двух до пяти, включая базовый. Технику их нанесения мы обсудим отдельно, пока же стоит познать основные правила перекрытия. Главное из них — толщина всех накладываемых слоёв, начиная со второго, должна быть в 1,5–2 раза больше первого. Таким образом, при двухслойном нанесении второй слой имеет вполне осязаемую толщину, а вот при количестве слоёв в 4 и более каждый последующий растирается так же тонко, как и первый.
Штукатурка имеет ограниченную прозрачность и после 4–5 слоя специфический визуальный эффект, как правило, теряется. Тем не менее, важно своими глазами ощутить игру света и тени, а также более глубокое тонирование на перекрывающихся мазках. Другая особенность заключается в том, что при размазывании шпателем микроскопические волокна штукатурки вытягиваются в направлении движения, чем и обусловлен принцип создания неповторимого рисунка.
Художественные техники и финишная обработка
При нанесении мокрого шёлка важно понимать, что чем сильнее нажим шпателя, тем более выраженной будет разница в преломлении цвета. В целом поведение отделки похоже на замшу или велюр: если по ним провести рукой в разных направлениях, ворсинки будут иначе отражать падающий свет. Также важно, что при растягивании штукатурки её самый нижний тонкий слой быстро подсыхает и приклеивается к поверхности, в то время как остальная масса сохраняет пластичность, если не сказать текучесть.
Если вы впервые имеете дело с мокрым шёлком, выберите несколько обрезков ГКЛ, покрасьте их тонирующей основой по грунту и оцените на собственном опыте, как меняется вид в зависимости от направления мазков. Штукатурка наносится стальной или пластиковой кельмой, обычно круглой или со скруглёнными углами. Инструмент плотно придавливается к стене или потолку всей плоскостью, с нажимом состав разгоняется по незаполненным участкам, образуя рваные края на пересечениях мазков. Вести кельму можно как без отрыва, так и отдельными движениями, но для последнего слоя всё же рекомендуется равномерное растирание. При нанесении кельма может двигаться восьмёркой, по круговой траектории, ёлочкой или в хаотичном порядке.
Зачастую имеет смысл, чтобы покрытие разных плоскостей или даже всецело выполнялось одной парой рук, но это, скорее, требование к отделке с претензиями на эксклюзивный вид. Особенности мышечной моторики маляра не оказывают существенного влияния, если не задуман какой-то определённый рисунок или узор. Но следует знать, что один и тот же состав может иметь весьма существенные отличия в зависимости от техники нанесения, ширины и длины мазков.
Каждый слой после высыхания может быть обработан новым металлическим шпателем, который придавливается под очень острым углом, практически вплотную. Мельчайшие частицы металла остаются на выступающих частях плоскости, увеличивая контрастность рисунка. Обычно одним и тем же шпателем слои «прижигают» по мере нанесения, так поверхность металла полируется всё сильнее от слоя к слою и эффект прижигания становится мягче. В завершение мокрому шёлку можно придать гидрофобные свойства, вскрыв отделку тонким слоем пчелиного воска. Это такие же составы, которые используют для защиты мокрой штукатурки, но учтите, что гидрофобная обработка почти всегда искажает цвет и делает рисунок чуть более тусклым.
Видео по теме