Куда уходит муниципальное жилье после смерти одинокого владельца?

В Москве ежегодно освобождается от 2 до 4 тысяч квартир, у бывших хозяев которых не оказалось наследников. Какова их дальнейшая судьба, и как должны решаться вопросы об их заселении по закону?

В соответствии с Жилищным кодексом и законодательством города Москвы эти квартиры власти должны направлять на реализацию разных городских программ, прежде всего очередникам. Это могло бы быть неплохой прибавкой для города.

Особенно если учесть, что в очереди стоят около 200 тысяч семей, по 20 лет ожидающих улучшения жилищных условий, несмотря на все масштабы строительства жилья в Москве. Лишь часть освобождающихся квартир поступает к распределению.

Куда же деваются остальные?

В поисках ответа Во время трагедии "Норд-Оста" погибла гражданка Тамара Воинова, которая жила на ул. Короленко, 4/14, одна, и по всем правилам ее приватизированная квартира должна была перейти в собственность государства для дальнейшего распределения нуждающимся. Велико же было удивление заинтересованных лиц и соседей, когда они узнали, что в квартире Воиновой хозяйничают неизвестные люди с доверенностью на ее продажу. А тем временем объявился законный наследник, который доказал свое родство и в суде опротестовал мнимую сделку. Прокуратура возбудила по этому факту уголовное дело. Мошенника, провернувшего аферу с квартирой, объявили в розыск.

Проверка показала, что сплошь и рядом "налево" уходят чаще всего не приватизированные квартиры, а именно муниципальные, с распределением которых, казалось бы, не должно быть никаких проблем, так как, сколько бы в них ни менялось жильцов, хозяин один - город. Открылось несколько обкатанных схем "увода" жилья у города. Самая распространенная из них - это закрытие лицевого счета после смерти жильца. Так, чтобы квартиру распределили очереднику, информацию об освободившейся квартире ДЭЗ должен сообщить в Департамент жилищной политики и жилищного фонда. Но ДЭЗ не спешит этого делать, предпочитая селить туда "своих" людей -работников управы, ДЭЗ и т.д. А чтобы не привлекать внимания к незаконно занятой квартире, ее новые жильцы исправно платят за электричество, воду, вывоз мусора и т.д.

Вторая открывшаяся схема незаконного использования освободившихся квартир - это субаренда. Заключать договоры субаренды имеет право только Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы. На деле же этим кто только не занимается! И райуправы, и ДЭЗы, которые таким образом обеспечивают жильем в лучшем случае своих работников, а могут попросту, что называется, "нужных" им людей.

Иные способы завладения муниципальным жильем имели место в других административных округах. Применялись так называемые инвестиционные контракты на ремонт квартир, свободных от обязательств. В итоге инвесторы "благополучно" получили около 50 муниципальных квартир.

Были выявлены и другие способы утаивания информации об освободившихся квартирах в районах. Но еще интереснее то, что происходило с выкупом квартир, сданных в аренду (субаренду). Согласно постановлению правительства Москвы выкуп жилых помещений может производиться только с согласия собственника, то есть самого правительства Москвы. Однако, как обнаружила контрольно-счетная палата, распродажа жилья шла вовсю и на основании распоряжений префектов.

Куда смотрит власть?

По словам Николая Федосеева, первого заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы, ежегодно в городе освобождается около 100 тыс. кв. метров, или около 2000 отдельных квартир, не считая комнат в коммунальных квартирах. Они направляются на реализацию городских жилищных программ - переселенческих и обеспечения очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Сейчас поступление квартир, освободившихся "за выбытием", сократилось на порядок по двум причинам. Во-первых, 80% квартир в Москве приватизированы, в том числе очередниками. Во-вторых, современные семьи предпочитают улучшать жилищные условия не путем переезда всех вместе в новую квартиру большей площади, а путем отселения части проживающих.

Все было бы правильно и хорошо, если бы департамент своевременно получал информацию об освобождении квартир. Однако примерно 25% квартир, наниматель которых умер, до недавнего времени утаивались недобросовестными сотрудниками паспортных столов эксплуатирующих организаций. Хотя в соответствии с постановлением правительства Москвы те органы, которые получили информацию о смерти нанимателя, должны в двухнедельный срок уведомить все задействованные в этом процессе структуры. И не позднее чем через месяц эта информация должна поступить в Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы. Однако есть такие квартиры, которые годами незаконно используются. Департамент не реже раза в год вместе с префектурами, управами и участковыми проводит рейды по выявлению пустующих квартир. Но пока система далека от совершенства.

Три года департамент вместе с органами соцзащиты, Федеральной регистрационной службой, органами МВД разрабатывает информационную базу данных по всем 900 тысячам квартир, находящимся в собственности города. Сейчас в ней есть адреса нанимателей, площади занимаемого ими жилья и т.д. Подобную систему пытаются наладить, чтобы не ждать уведомления о смерти и в автоматическом режиме отслеживать неплательщиков. Ежемесячно вместе с Департаментом финансов и Московским городским казначейством проводится выверка по тем адресам, откуда не поступает плата за наем.

Главное в этой работе - свести к минимуму человеческий фактор. Кроме того, сейчас заключаются договоры с управляющими организациями на обслуживание квартир, находящихся в городской собственности. В эти договоры включен пункт о том, что управляющая организация обязана сообщать в департамент в том числе об освобождении квартиры. За неисполнение договорных отношений управляющие организации будут привлекаться к штрафным санкциям и даже судебной ответственности.

23.05.08

Закрыть

Строительный каталог