Как застройщику сохранить прибыль в условиях роста цен на строительные материалы

За первые три месяца 2008 года, по данным Ассоциации строителей, произошел значительный рост цен на основные строительные материалы. В частности, в лидерах оказались гипсовые плиты для перегородок (18,9 процента), масляные краски (16 процентов), керамический кирпич (14 процентов) и товарная арматура (10,4 процента). Кроме того, поднялись и цены на все позиции металлопроката. При этом квадратный метр в Москве, по утверждениям экспертов, с начала года подорожал на 4,2 процента. Как застройщику сохранить прибыль в условиях роста цен на строительные материалы? Cитуацию на рынке прокомментировал управляющий ЗАО "Мосстройреконструкция" Иван Романов. - Удорожание стройматериалов, естественно, приводит к росту издержек девелопера, большую часть которых он компенсирует за счет собственной прибыли. Происходит это по причине того, что, как правило, девелоперы продают квартиры на стадии строительства, в то же время 60 процентов затрат приходится на вторую половину строительства, когда все деньги от дольщиков уже получены. Именно поэтому в 2006 году, когда произошел серьезный рост цен на стройматериалы, девелоперы впервые столкнулись с ситуацией, когда квадратные метры проданы по старой цене, а строить приходится по новой.

Необходимость расплачиваться за рост цен на стройматериалы собственными средствами заставляет девелоперов искать источники увеличения прибыли. Крупные девелоперы частично решают эту проблему за счет последующих проектов, в которых покрывают убытки, полученные при реализации предыдущих. Однако, на наш взгляд, не стоит поддерживать распространение такой практики в силу того, что она очень напоминает пирамиду.

Безусловно, для девелопера невыгодно покрывать все убытки за счет собственной прибыли, однако именно в этом его бизнес и его риск. Какая-то часть бюджета девелопера всегда заложена на непредвиденные расходы. Другое дело, что иногда этой суммы может быть недостаточно для покрытия убытков, полученных в связи с изменениями цен на рынке стройматериалов. В таком случае девелоперы стараются частично компенсировать издержки подъемом цен на оставшиеся квартиры. Нужно, однако, заметить, что прямой зависимости между ростом цен на стройматериалы и удорожанием квадратного метра нет.

Доказательством тому является тот факт, что после очевидно аномального и скачкообразного роста цен на стройматериалы в 2006 году, мы не наблюдали резкого увеличения стоимости квадратного метра в 2007 году. Влияние стройматериалов на продажную стоимость недвижимости не так велико, так как ее все же формирует рыночный механизм спроса и предложения.

Причиной сложившейся на рынке ситуации стала большая инертность индустрии стройматериалов на фоне активизировавшегося спроса со стороны строителей. Бум на рынке недвижимости приводит к увеличению объемов строительства, что, в свою очередь, требует от предприятий промышленной индустрии увеличения их объемов и перестроения технологий. Между тем предприятия стройиндустрии опираются только на собственные возможности инвестирования, сталкиваются с серьезной проблемой дефицита земли. Процесс открытия новых заводов затягивается в связи с тем, что подготовленных промышленных территорий не хватает.

Безусловно, можно эффективно влиять на решение проблемы административными методами. Важно, однако, чтобы эти методы не были ограничительными, не перерастали в административное регулирование цен. В совокупности с дефицитом материалов эта мера может увести в тень или даже обрушить рынок. В то же время административные усилия могут оказаться успешными при оказании помощи предприятиям строительной индустрии в части налоговых льгот в затратах на оборудование и увеличение мощностей, государственных гарантий стабильным и хорошо работающим компаниям. Эти меры позволят предприятиям быстрее получить деньги, взять больше кредитов для вложения в собственное развитие. В свою очередь, это будет способствовать увеличению ВВП в целом и объемов стройматериалов на рынке.

Тогда станут возможными снижение цен и повышение доступности жилья.

Доступное жилье необходимо создавать, понимая первопричины рыночных тенденций и помогая бизнесу развиваться в нужном направлении.

В свою очередь начальник департамента загородной недвижимости компании "КМ Девелопмент" Александр Сопкин рассказал, в каком направлении лучше двигаться загородным девелоперам. - На сегодняшний день самыми привлекательными для девелоперов и инвесторов остаются Новорижское, Рублево-Успенское и Киевское шоссе.

Однако участков земли, где возможна реализация проектов строительства жилья класса "премиум", по этим направлениям остается все меньше в связи с активной застройкой в последние годы. Так что, выбирая участок под будущий проект, стоит обратить внимание на землю, расположенную более чем в 30 километрах от Москвы по Рублево-Успенскому, Киевскому и Новорижскому шоссе, а также участки по менее престижным направлениям: Калужское, Минское, Симферопольское, Новорязанское шоссе. Эти направления также будут активно развиваться, и связано это прежде всего с планами правительства Москвы и Московской области по реконструкции дорог, строительству шоссе-дублеров и увеличению пропускной способности трасс.

При этом, конечно, не стоит забывать, что земля по Дмитровскому шоссе есть и будет своего рода эксклюзивом на рынке недвижимости, ведь это единственное направление, где есть по-настоящему "большая вода", а для многих это является определяющим фактором при покупке загородного дома.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время существуют успешные примеры коттеджных поселков уровня de lux, расположенных более чем в 50 километрах от Москвы по престижным направлениям. Убежден, что эта тенденция будет сохраняться, ведь стоимость домов в подобных поселках на порядок ниже, а уровень экологии на значительном расстоянии от мегаполиса выше.

13.05.08

Закрыть

Строительный каталог