Минрегион внимательно присматривается к массиву неиспользуемых земель. На форуме жилищно-коммунальной сферы и инвестиционно-строительной деятельности в Москве замглавы министерства Сергей Круглик заявил:
«Есть территории, которые принадлежат сельскохозяйственным предприятиям или научным предприятиям и якобы используются для научной деятельности. Это более 1 миллиона гектара земли по всей стране, которые находятся в пределах городской черты или рядом с ней».
Их планируется передать в специально созданный Фонд содействия строительству жилья. По замыслу избранного президента Дмитрия Медведева, который активно продвигает эту идею, Фонд будет заниматься подготовкой земель для будущего жилого строительства, организовывать создание предприятий, производящих материалы для строительства, создавать базовую инфраструктуру на участках. Из федеральной собственности такие земли будут переданы регионам и муниципалитетам.
Разберемся с границами
Времена, когда большие города имели возможность расти не только вширь, но и вглубь, похоже, медленно, но верно уходят в прошлое. В Москве, самом крупном мегаполисе страны, например, застроены уже все свободные территории. За девять месяцев 2007 года строительство домов там увеличилось только на 0,1% по сравнению с тем же периодом 2006 года. Московская область впервые обогнала Москву по этому показателю. На повестке дня проблема – темпы роста городского населения сохраняются, а города в своих границах развиваться часто уже просто не могут. Очевидно, не за горами отток части населения в пригороды и на окраины – то, что социологи называют субурбанизацией (от англ. suburb – пригород).
На заброшенных землях на окраинах городов Минрегионразвития предлагает создавать жилые зоны
Эксперт Независимого института региональной политики Натальи Зубаревич уверена, что «расползание» городов и отток населения в пригороды – вполне закономерный процесс, который развитые страны прошли еще в середине прошлого века. И уж если государство намерено освоить неэффективные земли под жилищное строительство, то этому надо только радоваться. Хотя на этом пути возможны серьезные трудности.
Так, ведущий эксперт фонда «Институт экономики города» Роман Попов сообщил корреспонденту 5-tv.ru, что процедура перевода земель из федеральной собственности в муниципальную очень сложна.
По его словам, многие российские города просто не знают, чем на самом деле владеют – в вопросах статусов и границ земель существует настоящая путаница и неразбериха.
Поэтому чисто технически процесс юридического оформления земель может растянуться на несколько лет. Впрочем, вероятно, создаваемый Фонд содействия строительству жилья как раз и будет способствовать скорейшему решению таких вопросов.
Наталья Зубаревич считает, что развитию пригородов сейчас мешает несколько факторов, в то м числе нзкий уровень благосостояния россиян и сложная схема земельных отношений
С другой стороны, неясно, по какой методике муниципальные власти будут оценивать эффективность использования земель. Как утверждает Наталья Зубаревич, именно пригородные сельхозпредприятия большей частью самые результативные и жизнеспособные. Более того, наблюдается некий замкнутый круг – чем более развит городской округ, тем более эффективно используются сельскохозяйственные земли в нем, а успешность экономического развития обостряет проблему перенаселенности таких городов.
Тяга к земле
Рост городов вширь – один из очевидных способов решения проблемы перенаселенности. Ведь точечная застройка – отнюдь не панацея от всех бед. Наталья Зубаревич полагает, что раз процесс запущен, со временем он даст заметные результаты, тем более что уже сейчас средний класс все чаще выбирает пригород. «Люди тянутся к земле», – считает эксперт. На новых землях, по ее словам, вероятнее всего развернется малоэтажное строительство.
Пока, по мнению Зубаревич, развитию субурбанизации в России мешает несколько факторов.
Во-первых, запутанность в сфере земельных вопросов, сложность покупки и оформления земель. Во-вторых, чрезвычайно слабо развитая пригородная инфраструктура. И в-третьих, низкие доходы населения, при которых необходимый для загородного проживания автомобиль часто оказывается недоступной роскошью.
Но если предположить, что эти проблемы будут решены, то проживание в пригороде в России будет приобретать все большую популярность.