Центральной темой Общественного градостроительного совета при мэре Москвы стала концепция развития единой световой среды города на 2007-2009 годы.
За минувшие годы столица накопила весьма солидный опыт по ночной колористике - световому украшению улиц, проспектов, архитектурных комплексов и просто домов. В ближайшей перспективе городу предстоит выполнить большие объемы работ, связанные с его вечерним и ночным освещением. - Каковы наши проблемы на сегодняшний день? - главный архитектор столицы Александр Кузьмин выделил четыре. - Во-первых, в городе развито лишь утилитарное, или традиционно-упрощенное освещение дорог, домов. Во-вторых, в городе давно уже появилась световая реклама, развивающаяся достаточно быстрыми темпами. В-третьих, это подсветка и, в-четвертых, праздничное оформление.
К сожалению, не всегда эти направления развиваются по единой программе. При этом каждое из них определяет свои приоритеты. В итоге в городе образуются не совсем гармонично развивающиеся световые пространства. Примеров этому достаточно. С одной стороны, мы подсвечиваем великолепное архитектурное сооружение. Но на его фоне инородным пятном проступает крупногабаритная реклама.
И все это тонет в уличных огнях. Такие места в городе вряд ли можно назвать эстетически продуманными, - подчеркнул А. Кузьмин.
В последнее время Москва начала постепенно отходить от желтого вечернего освещения, искажающего световую гамму и формы объектов. Европейцы заменяют его уже давно, постепенно переходя на наиболее дорогой, но эффективный белый свет и разные его оттенки. Он делает ночную архитектуру наиболее выразительной. - Весьма часто встречаются у нас и недостатки в эксплуатации освещения, когда работает лишь его часть.
Часто в городе встречается весьма устаревший прием архитектурного освещения - когда гирлянды лампочек повторяют контуры строения или его отдельные элементы.
Применяется и так называемый "факельный" свет, неравномерно освещающий лишь часть фасада.
Мэрия Москвы сделала заявление, что в скором времени столица избавится от больших рекламных щитов на крышах зданий. По мнению властей, они не только изменяют облик строений, но и выбиваются из общего светового решения фасадов.
Вместо них появятся объемно-пространственные конструкции, размеры которых будут пропорциональны домам, на крыше которых их установят. Не забудут и про их оттеночно-световые характеристики. - Прежде всего необходимо совместить действия всех предъявляемых к световой рекламе требований, чтобы при больших затратах и объемах проделанной работы ее эффект не стал бы отрицательным. Еще на что стоит обратить внимание - городские территории очень разные! На периферии столицы необходимо создать цветовые и световые луга, связаны с крупными объектами, архитектурными ансамблями. Это могут быть и ансамбли типа "Царицина" и современные комплексы, связанные с площадями метро, - отметил Александр Кузьмин.
Специалистами делается предварительный анализ, на каких территориях, что и как должно быть освещено, какие архитектурные элементы композиции должны быть доминирующими. Исследования показали, что 160 исторических памятников Москвы не имеют ни какого освещения и 80 не всегда освещены рационально с эстетической точки зрения. К подобной категории можно отнести высотные здания. Другая актуальная проблема - работа с панорамами. - Не совсем положительный пример, - неправильное освещение московского Кремля.
В результате в непраздничные дни огнями залита его часть, выходящая на набережную. Применяемая подсветка - "факельная", выхватывающее из темноты лишь участки Кремлевской стены и нарушающая общее впечатление о постройке. Все верхние части кремлевских строений - башен, Большого дворца, других объектов - освещения практически не имеют.
Сегодня организуется работа по правильному освещению главных объектов города.
Это Кремль - точнее, виды на него с трех точек на набережных. Красная площадь.
Начало Тверской улицы и перспектива от высотки в Кательников. Выделены и иные зоны в центре города, плюс 84 объекта на границах Москвы, освещение которых должно быть проработано. Городом определены и иные объекты, требующие рациональной архитектурной подсветки. Это здания зон исторического наследия, участки Третьего транспортного кольца, территория, окружающая ММДЦ "Москва-Сити", набережные, общественные центры, природные объекты, автомагистрали.
Мы имеем и магистрали, проходящие через промышленные зоны. В данной ситуации считаю нужным рассмотреть освещение объектов промышленной архитектуры, иных инженерных сооружений.
Требования, которые будут предъявляться к архитекторами и художниками города, возможности их возможности освещения в том или ином случае, сведены в единую программу,- подчеркнул главный архитектор. - Большее, из того что сказано, - правильно! А теперь вспомните об историческом, архитектурном, инженерном шедевре - башне Шухова, которая не освещена. Сравните, как против нее выглядит в вечернее время Эйфелева башня и все сразу станет ясно!
Я высказывал свои мысли специалистам по освещению. Оказалось, что гордость отечественной инженерной мысли находится в плачевном состоянии и не выдержит веса осветительной аппаратуры! Я считаю, что необходимо вплотную заняться этим вопросом, объявив ряд памятников индустриальной, промышленной архитектуры города объектами бедствия. Обратить четкое на содержание данных объектов их собственников, которые обязаны не только не дать им пропасть, но и содержать их в хорошем состоянии! - подчеркнул Юрий Лужков. - Академией архитектуры был подготовлен список шедевров архитектуры XX века, прибывающих в бедственном состоянии. Это восемь объектов - здания конструктивизма и башня Шухова, - отметил, соглашаясь с мэром, Александр Кузьмин. - Хотел бы отметить эту большую работу как системную. В комплексе она позволит городу решить проблему освещения не только серьезных общественных пространств, но и небольшой застройки, штучных объектов. Работа объединила в единую перспективную комплексную программу целый ряд архитектурных, художественных и световых направлений, касающихся освещения нашего города. Я поддерживаю эту работу и задачи, которые она поставила, - отметил народный архитектор СССР, профессор Московского архитектурного института Юрий Платонов. - Мало кто знает, что с подсветки Крымского моста, которую нам выполнили иностранцы - разноцветной, меняющейся, - в городе и стала проводиться работа по освещению объектов, объемы которой я утверждаю ежегодно! Прежде они определялись скорей механически, чем диалектически - объекты и памятники культуры выявлялись бессистемно. Первый опыт получен нами в работе с Мосгорсветом. Он далеко не идеален, но ночная столица в последние годы стала значительно светлее.
Изучение прежних ошибок позволит нам сделать работу в будущем более осмысленной.
На основе тщательного анализа ситуации будут определены первостепенные задачи по световому оформлению ночной столицы. А все остальное - сколько бы мы здесь не обсуждали - определят талант и мастерство специалистов, которые и займутся проработкой динамики подсветки каждого объекта в отдельности.
Благодаря этому, из примитивного в архитектурном плане объекта ночью можно сделать довольно привлекательное здание или сооружение. И наоборот, если мы будем заливать объекты светом, не произойдет того впечатления, которое должен дать нам ночной и вечерний город, - отметил мэр.
В столице будет единая световая среда
Новости по теме
- Главный архитектор столицы: имитировать исторические здания в Москве больше не будут
- В Москве будут строить дома-мосты
- На днях состоялась церемония вручения премии "Дом года-2007"
- Почему в Москве нет хорошей архитектуры?
- О доступном массовом жилье сегодня говорят так много, что уже пора что-нибудь сделать
- Московские дворы взяты под особый контроль