Реставрация Кавалерийских конюшен со сносом всех несущих стен

В минувшие выходные на Комсомольском проспекте, 24 возобновился снос Кавалерийских конюшен Хамовнических казарм. Возобновился после более чем годового перерыва. Сторонники сноса выждали время и применили новую тактику. Напомним историю дела. Хамовнические казармы построены в 1807 году Матвеем Матвеевичем Казаковым-сыном по проекту петербуржца Луиджи Руска.

Казармы состоят из множества строений по обеим сторонам Комсомольского проспекта - бывшего казарменного плаца. На четной стороне это пять домов.

Три центральных (N 18, 20, 22) - собственно казармы, трехэтажные корпуса с колонными портиками, предназначавшиеся для Несвижского, Перновского и Сумского полков. Два крайних дома - это служебные дворы, один из которых (N 16) впоследствии был Хамовнической пожарно-полицейской частью и надстроен каланчой. Другой двор (N 24) предназначался для конюшен Сумского гусарского полка. О нем и речь.

Проблемы Кавалерийских конюшен начались в 1995 году, когда в указе президента Бориса Ельцина из состава памятника федерального значения "Хамовнические казармы" просто выпал дом N 24. Военные привели сюда инвестора - ООО "Альфа-Миг", вероятно, пообещав ему легкую "добычу". В 2006 году, предчувствуя недоброе, эксперты Москомнаследия запустили процедуру повторного признания памятника памятником, включив его в региональный список вновь выявленных объектов наследия. Давление извне было таким, что через две недели та же экспертная комиссия исключила "вновь выявленный объект" из списка. После чего инвестор заявил дом на снос. В декабре 2006 года "несносная комиссия" при правительстве Москвы, решающая судьбу нестатусных зданий в историческом центре, согласилась с заявкой. Однако новое руководство Москомнаследия вовремя отозвало протокол и заявило, что считает Кавалерийские конюшни частью памятника федерального значения.

Федеральные органы охраны памятников согласились с этой трактовкой.

Весь минувший год Кавалерийские конюшни простояли без крыши, со следами остановленного сноса. С 1 января вступило в силу новое разграничение полномочий по охране наследия между Москвой и федерацией, что имеет прямое отношение к нашей теме. Наследие Москвы фактически разделилось на три категории. Первая - памятники регионального значения; проектная документация по ним согласовывается Москомнаследием. Вторая - памятники федерального значения, но региональной принадлежности; проектная документация по ним согласовывается и Москомнаследием, и Россвязьохранкультурой. Третья категория - памятники федерального значения и той же принадлежности; эти проекты согласовываются Россвязьохранкультурой. Одновременно Москва получила право инспекции всех категорий памятников, включающее выдачу разрешений на производство работ.

А теперь вернемся в Кавалерийские конюшни - памятник федеральный не только по значению, но и по принадлежности. В понедельник инспекторы Москомнаследия, реагируя на сигналы общественников, прибыли на место и удостоверились, что снесена примерно четверть Кавалерийских конюшен. В прорабской выяснилось, что Россвязьохранкультура согласовала проект реставрации и разрешила разборку аварийных частей стен согласно проекту.

Согласование выдано в сентябре, а разрешение - в декабре, то есть до передачи инспекторских полномочий Москве. Тут же был предъявлен и сам проект, в котором сносится... 100% несущих стен. Вопрос, считать ли это реставрацией, остается риторическим. Вероятно, реставрацией считается разрушение кладки отбойными молотками, а не экскаватором и складирование уцелевшего кирпича.

Другой риторический вопрос: почему ведомство, уполномоченное осуществлять инспекцию, узнает о согласовании проекта другим уполномоченным ведомством не от него самого, а от прораба?

Притом на рабочем экземпляре проекта нет штампа согласования - оно дано отдельным письмом, хранящимся в офисе инвестора, и нельзя утверждать, что в прорабской лежит согласованный, а не иной проект. Журнал архитектурного надзора не ведется, то есть проектировщики из реставрационного бюро "АР'СС" не ходят на объект. Этих двух обстоятельств достаточно, чтобы приостановить работы. Вчера Москомнаследие выпустило такое предписание. Еще недавно Москомнаследие согласовывало по 4-5 сносов памятников в год.

Тем временем федералы согласовывали по одному: дом Аксакова на Сивцевом Вражке, дом Соловьевых на Остоженке, Средние Ряды на Красной площади...

Теперь, когда Москомнаследие закрывает свои двери перед вандалами, деятельность Россвязьохранкультуры выходит на первый план. Закрытость этого ведомства становится заметной. Характер его взаимодействия с собственными экспертами неясен. Руководители службы мало знакомы с общественностью и не боятся ее мнения. Напрасно...

26.03.08

Закрыть

Строительный каталог