В районе Некрасовка Юго-Восточного административного округа Москвы бушуют гаражные войны. Префектура пытается добиться через суд решения о сносе гаражей, которые мешают развертыванию здесь жилищного строительства.
Автовладельцы, естественно, пытаются всеми правдами и неправдами, спасти крышу для своих авто.
Конфликт для столицы довольно типичный. С каждым днем в городе остается все меньше и меньше свободной земли. Поэтому находить площадки даже для возведения домов, предназначенных очередникам, московским властям становится все труднее. В обжитых районах это уже практически невозможно, так как москвичи категорически сказали решительное "нет" точечной застройке и правительство Москвы было вынуждено прислушаться к их мнению.
Некрасовка, расположенная на самой окраине города - за границей МКАД, неподалеку от Люберец, фактически оставалась чуть ли не последним резервом мегаполиса для развертывания масштабного жилищного строительства. Но и тут, как выяснилось, не все так просто.
Например, освоение территории 2-го микрорайона должно было начаться еще в прошлом году. Часть домов здесь даже построили или начали строить, а вот на месте предполагаемого сноса 640 одноэтажных капитальных кирпичных гаражей ГСК-8 дело затормозилось. Там должны были появиться жилой квартал общей площадью 51,8 тысячи квадратных метров и детский сад на 125 мест, однако владельцы этих самых гаражей всячески тормозят работу строителей.
Противостояние развернулось нешуточное. Поняв, что собственники, входящие в состав ГСК-8, не намерены идти ни на какие компромиссы, префектура ЮВАО подала 69 исковых заявлений в Кузьминский районный суд об освобождении территории. 17 октября 2007 года эти заявления были удовлетворены.
Автовладельцы таким результатом остались недовольны и обжаловали его в кассационной инстанции, которая решение о сносе отменила, отправив дело на повторное слушание. Так что земельные споры о будущем Некрасовки, видимо, грозят затянуться еще надолго.
Несговорчивость собственников гаражей удивляет чиновников префектуры ЮВАО. Дело в том, что прежние конфликты вокруг частной собственности москвичей, апофеозом которых было Южное Бутово, не прошло бесследно для всех ветвей власти столицы. В частности, в Некрасовку власть пришла не с требованием: срочно освобождайте гаражи и ставьте свои машины где хотите.
Нет, на сей раз префектура стремилась строжайшим образом следовать букве закона. В частности, по каждому гаражу была проведена оценочная экспертиза. В зависимости от размеров постройки и оснащенности коммуникациями, владельцам предложили компенсацию - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. Эти деньги бюджет города заплатит в любом случае, независимо от того, добровольно ли человек освободит место или вынужденный подчиниться решению суда. А вот как распорядиться ими - дело выбора уже каждого отдельно взятого хозяина гаража.
Можно, например, просто забрать эти деньги и затем самостоятельно решать вопрос о месте стоянки для своей машины. 120 человек из 640 именно так и поступили. Но можно поступить и иначе. Именно в Некрасовке столичное правительство, по сути, впервые высказало готовность помочь бывшим владельцам плоскостных гаражей стать соинвесторами строящегося здесь же, неподалеку, капитального наземно-подземного гаража вместимостью 800 машино-мест. Учитывая, что сдать его обещают уже совсем скоро - в июне текущего года, казалось бы, выход просто идеальный. Ведь все эти плоскостные сооружения, если не сейчас, так чуть позже, все равно снесут - ну нет у столицы другого выхода для того, чтобы развиваться дальше. А тут появляется шанс пристроить автомобиль уже не временно, а постоянно и раз и навсегда избавиться от головной боли о нем.
Требуется же для этого всего-навсего подписать договор, подтверждающий, что человек вступает в долевое строительство многоместного паркинга и по окончании его он становится собственником машино-места. За это "счастье" ему предлагают заплатить в размере той самой компенсации за снесенный гараж. Если же стоимость машино-места в капитальном сооружении окажется дороже, то доплачивать из своего кармана не придется ни копейки.
Если же, что вероятнее, цена машино-места окажется меньше компенсационной суммы, разницу вернут.
"В Москве это первый случай, когда будущие владельцы машино-мест становятся соинвесторами. С целью дополнительных гарантий правительство Москвы планирует заключить предварительные договоры о долевом участии, согласно которым стоимость машино-места в многоэтажном гараже сопоставима с выкупной ценой гаражного бокса, что оговорено в специальном постановлении правительства Москвы", - рассказала корреспонденту "РГ" заместитель начальника управления строительства префектуры ЮВАО Валентина Сидорова.
Но и это еще не все. Спрашивается: а куда машину девать, пока гараж строится? Руководство префектуры Юго-Восточного округа подумало и об этом: для стоянки выделена временная площадка. Правда, расположена она под открытым небом и не охраняется, но, по словам Валентины Сидоровой, охрану в ГСК-8 и раньше организовывали и оплачивали сами владельцы. Так что при желании и здесь могут сторожа нанять. Еще 300 человек из 640 подобный вариант вполне устроил.
Остальные 220 не хотят от властей ни денег, ни новомодных гаражей.
Они просят одного: оставить их в покое, с их кирпичным гаражиком, которого им вполне достаточно. Спрашивается, что же они упертые-то такие, почему думают только о себе, не желая и шагу сделать навстречу городу?
Оказывается, дело в том, что люди просто не верят, что строительство многоместной стоянки завершится своевременно, да и вообще завершится. "Мы уже два года судимся, с тех самых пор, как нас предупредили о грядущем сносе. Где хотя бы один гараж, построенный за это время?" - резонно возмущается Нина Хилько. Нина Ивановна - инвалид I группы. Машина для ее семьи в буквальном смысле слова не роскошь: начиная с весны, ездят на дачу, осенью муж делает пару рейсов для того, чтобы привезти выращенный урожай. В остальное время авто стоит в гараже. Оставлять его на улице немолодая супружеская пара просто боится. Равно как страшится остаться и вовсе без гаража. Мол, махинации все это: договора какие-то, места в многоместном паркинге когда-то "потом"... "Если уж городу так надо сносить наши боксы, пусть дает в собственность другой гараж, но только сразу, без волокиты", - говорят пенсионеры. Да и остальные мятежники, подавляющее большинство которых тоже уже немолодые люди, больше всего хотят быть уверенными в том, что их не обманут. Слишком свежи еще в памяти людей истории про обманутых вкладчиков, дольщиков и соинвесторов. Попасть в очередной "лохотрон", как они называют затеянный снос гаражей, им не хочется.
Поддерживает Хилько и член инициативной группы ГСК-8 Владимир Попов.
Главное условие, на котором, по его словам, автовладельцы настаивают, состоит в том же: сначала - обмен гараж на гараж и лишь потом - снос. Но к такой постановке вопроса чиновники префектуры явно не готовы: это затягивает и без того подзадержавшуюся стройку, говорит Валентина Сидорова. Между тем именно такое требование выдвинул мэр Москвы Юрий Лужков на недавнем заседании правительства Москвы, на котором обсуждался ход строительства гаражей и паркингов в городе. Сначала - новый гараж и лишь потом - снос имеющихся у москвичей! Любая же другая очередность тормозит строительство не только жилья, но и Четвертого транспортного кольца, с чем уже столкнулась другая префектура - Восточного административного округа, о чем также с тревогой говорилось на заседании правительства.
Но строители, да и чиновники на местах, похоже, еще не поняли, что не ради красного словца говорил об этом мэр, а потому не спешат изменить в корне философию строительства. А это, в свою очередь, очередные конфликты вокруг котлованов. Взять ту же Некрасовку. Ведь многие квартиры в домах, которые планируется построить на месте плоскостных гаражей, предназначены в том числе и для хозяев этих гаражей. То есть, противодействуя их сносу, эти люди откладывают на неопределенный срок и собственное новоселье. И, понимая это, они все-таки стоят на своем.
Кстати Когда материал готовился к публикации, стало известно, что Кузьминский межрайонный суд удовлетворил исковые требования префектуры ЮВАО и обязал владельцев гаражей освободить занимаемую землю. Узнав об этом, одна из владелиц - Нина Хилько, заявила корреспонденту "РГ": "Обжалуем и это решение! Дойдем до самых высших инстанций..." Увы! Конца гаражным войнам пока не видно.
Гаражные войны
Новости по теме
- В Москве разрешат отдавать под парковки первые этажи домов
- В 2015 году в Москве построят 35 тысяч машиномест
- Средства от платных парковок направят на строительство гаражей
- В Москве появятся 17 подземных парковок на 2,4 тысячи авто
- В САО планируется снести более 2,7 тысяч гаражей
- Детские сады и школы разрешат размещать на первых этажах жилых зданий