Бульвары московского Бульварного кольца покрывают гранитным щебнем. Щебень портит обувь и менее практичен в уходе, чем асфальт или плитка. Однако выбор такого материала покрытия обусловлен не практическими соображениями, а достижением гармонии с окружающей застройкой.
Раньше пешеходная часть московского Бульварного кольца была покрыта обычным асфальтом. Теперь кольцо (а точнее, девятикилометровое полукольцо) засыпают мелкой гранитной щебенкой. Безусловно, это красиво, но каблуки обуви проваливаются сквозь камешки и обдираются. Да и те люди, которые предпочитают обувь без каблуков, в оттепель могут угодить в лужу, незаметную под верхним слоем щебенки. Таким образом, прогулки по Бульварному кольцу далеко не всегда приносят удовольствие. Начальник управления благоустройства и озеленения городских территорий правительства Москвы Вячеслав Ключников объяснил, что мелкую щебенку выбрал проектировщик, и о мотивах этого выбора нужно спрашивать у него. Чиновник предположил, что гранитная щебенка – «экологически чистый вариант покрытия» и не приносит такого вреда природе, как асфальт.
Однако руководитель сектора экологии НИПИ транспортного развития и транспортной инфраструктуры Марина Михайлова не согласна с тем, что для экологии есть существенная разница – асфальтом или щебенкой покрывать бульвары. По ее мнению, плохого про асфальт сказать нельзя – недаром им покрывают почти все улицы города. Скорее это решение было вызвано «колеровочным аспектом» или строительной необходимостью – коэффициент поверхностного стока у дорожек из щебня гораздо выше, чем у асфальта. А значит, и луж меньше. Хорош щебень еще и тем, что один вид дорожки, покрытой им, сразу сигнализирует человеку, что здесь исключительно пешеходная зона. Ведь щебнем покрывали аллеи веками.
Сотрудник ГУП «Моспроект-3», организации, проектировавшей Гоголевский и Чистопрудный бульвары, рассказал, что каких-то догм, которые определяли бы выбор покрытия, не существует. При всем неудобстве щебня дорожки им покрывали еще сто лет назад. Из каких тогда соображений исходили, неизвестно и выяснить невозможно.
Но, по всей видимости, окончательно на выбор покрытия дорожек повлияло то, что уже к 2003 году московские власти ввели нормативы комплексного благоустройства, выполнили цветовую модель облика города и разработали рекомендации, охватывающие не только фасады зданий, но и праздничное оформление, цветочное; мощение и транспорт. Тогда же было решено, что в историческом центре (к которому относят Кремль, Китай-город, территории в пределах Бульварного кольца, Садового кольца и Камер-Коллежского вала) необходимо выявлять историческую специфику территории, а затем обеспечивать гармоничное взаимодействие благоустройства с «ценной планировкой и застройкой». Поэтому между дореволюционной застройкой дорожки покрывают дореволюционным материалом. И отныне во время прогулок по Бульварному кольцу вокруг будет сплошная историческая достоверность.