«Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье в собственность, должна составлять не менее 60 процентов, - считает первый вице-премьер Дмитрий Медведев. - Это именно тот показатель, к которому государство обязано стремиться».
В России наблюдается рост цен на жилье. Только за минувший год стоимость квартир возросла в среднем на 22 процента. Для потенциальных покупателей квадратных метров ценовые скачки - дополнительные сложности. Однако возможность получения доступного жилья возрастает благодаря развитию ипотечных институтов. Несмотря на достаточно сложную ситуацию на российском кредитном рынке, за девять месяцев текущего года выдано 560 млрд рублей жилищных кредитов - как ипотечных, так и под другие формы обеспечения, в том числе и под поручительство третьих лиц.
В 2008 году из госбюджета будет выделено 4,6 млрд рублей на поддержание молодых семей при покупке ими жилья. Причем финансирование конкретного российского региона осуществится в зависимости от его бюджетного обеспечения и составит от 10 до 35 процентов.
Выступая на межведомственном совещании, посвященном реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», первый заместитель главы российского Правительства отметил, что в 2010 году часть денег, получаемых женщинами от материнского капитала, будет вовлечена в жилищный оборот:
- Важно развивать не только существующие апробированные ипотечные программы, но и новые, социально ориентированные, рассчитанные на молодежь. К таковым относятся и программы, создаваемые в расчете на материнский капитал.
Рост экономических возможностей россиян подтверждает статистика, которая утверждает, что если к началу 2004 года купить квартиру могли лишь 9 процентов семей, то в 2007-м - порядка 20 процентов.
- И все же показатели пока недостаточные, - утверждает Д. Медведев. - Но они должны с каждым го- дом увеличиваться.
В планах российского Правительства - омолодить семьи, упростить процедуру землеотвода, активизировать ЖСК. Правительство поддерживает и предложение региональных властей увеличить возраст участников жилищной программы с 30 до 35 лет.
Нужно выработать эффективные механизмы передачи земельных участков, находящихся в собственности федеральных ведомств, в целях их комплексного освоения в рамках жилищного строительства. Необходимо иметь простой и четко регламентированный механизм передачи данных земель под застройку.
- Земельные участки, закрепленные за федеральными ведомствами, довольно часто используются лишь частично, пустуют, мешая развитию муниципальных образований, - пояснил первый вице-премьер.
Еще одна проблема - обеспечение жильем очередников. Сегодня в очереди на новые квартиры в стране стоят более 3 млн семей. Причем до марта 2005 года постановка на учет проводилась вне зависимости от доходов и имущественного положения граждан. Очевидно, что местные власти - а этот вопрос в их компетенции - не могут в одиночку решить данную проблему.
Для преодоления сложившейся ситуации людям предлагается реальная альтернатива пребыванию в очереди. Многие очередники способны сами решить жилищную проблему, но при условии, если им будет оказана дополнительная помощь. Чтобы ее осуществить, необходимо ускорить принятие поправок в Жилищный кодекс, которые создадут условия для деятельности жилищно-строительных кооперативов. Это позволит развивать социально ориентированный, но вполне рыночный механизм строительства относительно недорогого жилья. При такой форме строительства цена жилья снижается за счет сокращения прибыли застройщика. Но, став более доступным, недорогим, оно не должно быть низкого качества - устаревшие технологии должны уступить место современным, более эффективным и экономичным. Необходимо выработать меры, которые будут стимулировать предприятия стройматериалов выпускать продукцию, отвечающую взыскательным требованиям.
Одним из условий решения задачи по строительству 1 кв. метра жилья в год на каждого россиянина должна стать демонополизация локальных рынков жилищного строительства, подчеркивает Д. Медведев, а другими условиями - внедрение современных технологических регламентов в сфере строительства и утверждение документов территориального планирования. Необходимо модернизировать весь строительный комплекс, включая промышленность строительных материалов.
Ситуация, связанная с развитием данных условий, за последние годы коренным образом не изменилась, несмотря на некоторые поправки, внесенные в нормативные акты и ряд федеральных законов. Практически не сдвинулся с мертвой точки и процесс предоставления федеральных земель под жилищное строительство.
И все же, если говорить о темпах жилищного строительства в России, стоит подчеркнуть, что за два предыдущих года его динамика существенно возросла. В 2007 году в стране построено более 66 млн кв. метров жилья. О такой цифре еще пару лет назад не могли даже и мечтать.
Если проанализировать рост объемов жилищного строительства в стране, то цифры окажутся впечатляющими. Если по итогам 2005 года он составил всего лишь 6%, то по результатам 2006-го - уже 15, а за 2007-й - 35 процентов.
Темпы снижения ставки рефинансирования по ипотечным кредитам в России хотя и замедлились из-за кризиса ликвидности на мировых рынках, в перспективе также будут понижаться.
- Ситуация в стране достаточно благоприятная, и государство будет и дальше стараться последовательно снижать ставку рефинансирования, - подчеркнул Д. Медведев.
Что же касается предоставления госгарантий застройщикам жилья, приобретаемого с помощью жилищного кредитования, то данная форма работы до сих пор не нашла должного применения, оставаясь практически невостребованной.
В целом Д. Медведев убежден, что жители различных регионов России должны иметь равные возможности в плане решения своих жилищных проблем:
- Региональная дифференциация, существующая в сфере жилья, в будущем недопустима. Люди должны верить, что решить свои жилищные проблемы возможно не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в других городах.