В Москве в субботу вечером произошел очередной провал грунта. В районе дома 5 по Бакунинской улице образовалась яма примерно метровой глубины и ширины. Вчера ремонтные работы на Бакунинской продолжались, одна полоса двухполосной дороги оставалась перекрытой. Подобные провалы в столице не редкость. Как рассказал в интервью корреспонденту "Газеты" Антону Трифонову основатель и руководитель независимого отряда "Диггерспас" Вадим Михайлов, такие ЧП будут повторяться до тех пор, пока строители и эксплуатирующие организации будут игнорировать процессы, идущие в подземных пространствах Москвы.
Диггеры признаются на официальном уровне или это чистая любительщина?
Сейчас мы распространяемся уже на 15 стран мира. Пока это неформальная структура, но мы хотим придать легитимность нашей организации в ближайшие два-три года. Сам я до недавнего времени являлся независимым ведущим экспертом по программе подземной геолого-техногенной безопасности городов при Госдуме. Единая цель диггерства - это сохранение исторических корней общества, сохранение подземного культурного слоя. Кроме того, мы ищем возможности соприкосновения с властями, чтобы помочь им решать проблемы подземных пространств.
Как вы оцениваете состояние подземных коммуникаций Москвы?
Негативные изменения очень большие. Там, где мы семь лет назад ходили совершенно нормально, теперь необходимо работать только с прибором газового анализа и защитой органов дыхания. Деструкция идет и из-за подтопления территории, и из-за опасности ее провала, да и некоторые коллекторы дышат на ладан. Вода утекает за рубашку тоннелей, растекается и подмывает здания - жилой фонд, госучреждения. Мы видим трещины на зданиях.
Часть исторической застройки, того города, которым мы могли гордиться, показывать иностранцам, уничтожена и стерта. Многие памятники культуры уничтожены или использованы под офисы или застроены в результате точечного строительства. Мы видим под землей, что исторический континуум, который уходил под землю, нарушен. Исторические пространства подтоплены или загазованы. Они могли бы быть туристическими тропами, собирать для города определенный экономический урожай. Так делается в Амстердаме, Лондоне, Париже. Там подземную инфраструктуру используют, чтут.
Почему такое происходит?
В том, что это происходит, виноваты в основном строители и эксплуатационники. Причем гастарбайтеры, на которых так удобно все сваливать, сами по себе не виноваты. Виноваты те, кто неправильно их использует и позволяет им так строить, не контролируя их профессионализм.
Например, дворники счищают мусор в водосточно-дренажную систему. В результате она забивается, вода идет по рельефу местности и размывает фундаменты зданий.
И второе - это, конечно, эксплуатационные организации. В частности, газовые службы, которые почти не смотрят за газопроводными сетями внутри домов.
Между тем в результате старения системы во внутридомовых газопроводах появляются крены, дестабилизация и разрывы, чреватые взрывами газа или опасными утечками. Нужно отметить и накопление подземных газов. Это объясняется тем, что город, расширяясь, подошел, в частности, например, к кладбищам, откуда в подземные пустоты стали попадать газы. Транспорт, в свою очередь, способствует стоку в подземные пространства оксида углерода и чего-то напоминающего группы аминокислот.
Кроме того, присутствует дестабилизация грунтов за счет утечек из водопровода, который невозможно заменить полностью. Чтобы легче было представить, сколько воды утекает, достаточно сказать, что среднесуточная утечка из столичного водопровода по академику Ромейко в кубометрах затопит стадион среднего размера. Часть этой воды, конечно, откачивается, но часть промывает в грунте полости, которые еще только предстоит выявить и которые могут проявить себя в любой момент.
И, наконец, строящиеся сейчас небоскребы, скорее всего, не совсем готовы к нашим грунтам. Они опираются почти что на пустоту. Потому что если бы их фундаменты опирались на более плотные грунты, которые залегают глубже, эти здания были бы золотыми. А так как этого не делают, окружающие дома идут трещинами: большие здания, как шприцевые поршни, выжимают воду вверх, дестабилизируют грунт, что увеличивает опасности провалов и усадок.
Но многие геологи говорят, что не так важно, где строить. Вопрос в используемых технологиях строительства.
Да, конечно, можно потратить на здание в три раза больше денег, которые будет трудно оправдать, и здание будет стоять стабильно даже на песке.
Кстати, на Западе так и делают. На ту же башню "Федерация" (в деловом центре "Москва-Сити". - "Газета") можно потратить огромные средства, и это будет памятник. А в жилой сектор столько же надо? Ведь надо тогда замораживать грунты, чтобы люди нормально жили.
Только вчера мы спускались в коллектор, пробитый сваями. Здание, в которое еще не пускают людей, но в котором уже, как нам сказали, продают квартиры, стоит на подземной реке. Вся территория может подтопиться. И ничего не делается. И это только один случай из множества. То метро рядом, то речка подземная. Строят по принципу "лишь бы быстрее", о жителях, видимо, не думают. Достаточно сказать, что еще ни одно ТСЖ не получило сертификат соответствия геолого-техногенным рискам. Да и есть ли он, такой паспорт?
Мы говорили чиновникам: давайте мониторить состояние подземного пространства; предлагали создать закон о подземных пространствах мегаполисов, регламентирующий и дающий возможность мониторинга в городе.
Это было отвергнуто, а превентивных мер не ведется до сих пор.
Сейчас правительством Москвы готовится программа по масштабному подземному строительству. Как вы относитесь к подобным планам?
Мы ранее выступали против. Подземное строительство - это не совсем выход из положения. Мы получаем еще большую дестабилизацию грунта, как бы мы его ни укрепляли, ведь подземные процессы все равно идут. Вокруг каждого места будет усадка. Например, до сих пор не можем сказать, насколько подземные гаражи защищены от пожара. Если там, не дай бог, что-то случится, то никакая система орошения этих тоннелей, кроме полной загрузки их кубометрами пены, не решит проблему подобного пожара. А рядом залегают городские коммуникации: метро, газ, водостоки. Кроме того, разве такой техногенно сложный мегаполис готов к подземному строительству? У нас уже сформировавшаяся инфраструктура. Придется все втискивать туда. Это огромные деньги, которые уйдут под землю, а весь культурно-геологический пласт, скорее всего, будет нарушен.
А есть ли в Москве какие-то особенно неблагополучные районы?
Это, скажем, как давно уже сложилось из-за суффозии - развития провалов, районы Сокола, Хорошевского шоссе, улицы Куусинена, улицы Берзарина, Тверской улицы (со стороны Большой Дмитровки в сторону Кремля), жилые кварталы на Ленинградском проспекте в районе метро "Аэропорт". Частично это и городские трассы, по которым жители города каждый день едут на автобусах и машинах и которые рано или поздно могут провалиться. Овраг на Мосфильмовской улице, вокруг которого стоят многоэтажки, медленно в него сползающие, оползневые процессы на Воробьевых горах и многие другие.
Конечно, дома там вот-вот ни в коем случае не треснут, но опасность новых провалов сохраняется. Вот в этом и есть пресловутое относительное неблагополучие.
Московские власти прислушиваются к вашим предупреждениям?
Похоже, им не до нас: мы нужны или в какой-то уникальный момент, или когда нас надо поприжать. Если бы хотели что-то делать, совместно с нами, профессионалами, то делали бы уже давно. Мы готовы для реального взаимодействия с правительством Москвы, но теперь нас поставили в такие условия, когда мы вынуждены продавать свое оборудование, чтобы выжить. Но мы реально больше федералы, и у нас настоящая нацпрограмма для России.
Верю, за ней будущее.
Можете ли дать прогноз на ближайшее время?
Мы, к сожалению, вправе ожидать к весне новых трещин в зданиях, усадок в районах строительных площадок. Нестабильная погода зимой показала, что весной может быть очень мощное снеготаяние. Это приведет к большому паводку, а он, в свою очередь, почти наверняка - к дестабилизации грунтов в различных местах Москвы.
Опасность новых провалов сохраняется
Новости по теме
- Работы по реконструкции Калужского шоссе продлятся 2 года
- На северо-востоке Москвы построят 12 ТПУ
- Северо-западную хорду в Москве запустят до конца года
- Волоколамский путепровод в Москве сдадут в 2016 году
- Эстакаду на Волоколамском шоссе построят ко Дню города
- Рядом со спортивным комплексом «ВТБ Арена парк» появится дублёр ТТК