Представитель Москвы в Совете Федерации Олег Толкачев рассказал нам о встрече с Владимиром Путиным и о том, как решить жилищные проблемы москвичей.
В последние годы фраза «доступное жилье» звучит все чаще. Но понятнее она от этого не становится. Где это доступное жилье? Кому оно доступно и почему? Пересчитывая свои сбережения, доходы семьи и сопоставляя все это с банковскими процентами, большинство из нас по-прежнему тяжело вздыхают и продолжают ждать лучших времен. Когда такие времена все-таки наступят? Мы задали эти вопросы представителю правительства Москвы в Совете Федерации Федерального собрания РФ Олегу ТОЛКАЧЕВУ. Он приехал в «Вечерку» буквально на следующий день после встречи президента с руководством Совета Федерации и поделился своими впечатлениями.
– Олег Михайлович, какой была атмосфера встречи: деловой, дружеской, официальной?
– Могу дать только свою личную оценку. На мой взгляд, она была содержательной, интересной, обстоятельной. Самое важное – это была встреча единомышленников.
От того, поддержит страна нынешний курс или не поддержит, в общем-то, зависит ее развитие. Президент подробно об этом говорил. Не скрывал, что не всегда и не все получается.
Прежде всего – уже не первый год стоит вопрос об инфляции. Когда рассуждают о ней в начале года, то прогнозируют 7–8%. А потом оказываются все 12%. Тут выясняется, что ответственных за это найти невозможно. Я скажу, что это… нескладно (хотя президент определил даже пожестче). При этом он подчеркнул, что сразу заметно «уменьшение скорости притоков вкладов».
Уже без прессы состоялось обстоятельное обсуждение основных направлений работы, актуальных для страны сегодня, в основном, конечно, законодательного плана. Каждый председатель комиссии (а там присутствовал совет палаты) рассказывал о том, за что он отвечает. Некоторые моменты в докладах оказались весьма серьезными, даже дискуссионными.
Президент назвал ремонт проблемой
– Кстати, о дискуссии… Недавно один федеральный чиновник высказался в том смысле, что многомиллионные дотации, в частности на капитальный ремонт и содержание жилого фонда, только расхолаживают москвичей, а в других регионах жители включаются в управление домами активнее. Обсуждали ли вы с президентом эту проблему?
– Конечно, коснулись мы и жилищно-коммунального хозяйства. Я начал с того, что привел слова президента о том, что 11 млн квадратных метров ветхого жилья – это национальный позор. На встрече он к этой мысли вернулся. Здесь, как сказал президент, еще одна проблема. Есть регионы, где активно взялись за программу капитального ремонта. Приводились примеры Москвы и Санкт-Петербурга, где такие программы приняты. В Москве 40 миллиардов выделено на текущий, 2008 год, это резкий рост, в 20 раз! Но таких регионов на самом деле не много.
Очень важно разумно и с пользой эти средства израсходовать. Об этом тоже говорили. Почему, например, федеральная программа строительства жилья для офицеров «15+15» выполнена прекрасно? Считаю, что четкость, ясность идентификации каждой квартиры сразу дали результат. В решении этой задачи определяющую роль сыграли пофамильные, посемейные списки Министерства обороны, выверенные вплоть до каждой квартиры по пяти регионам: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область и Калининград. Подсчитали конкретное число бесквартирных офицеров и подвели черту.
Важную роль сыграло абсолютно прозрачное финансирование программы: жилищные сертификаты, 15 государственных миллиардов…. Регионы доплачивали еще 15 млрд, выделяли земельные участки. Был четко поставлен вполне реальный срок ее реализации – два года. И самое главное – пять губернаторов отвечали за выполнение лично перед президентом. Попробуй тут не выполнить!
– Уж это конечно! – засмеялся президент. (Он очень внимательно слушает, когда говоришь о конкретном деле, включается просто сразу.)
Региональные программы капитального ремонта жилья должны быть расписаны буквально по каждому городу, району, и, извините, по каждой улице, каждому дому. Если в каждом регионе сделать такую адресную программу капремонта, то успех будет достигнут обязательно. А если опять довольствоваться «средней температурой по больнице» (общая сумма денег, общее количество метров) – то ничего не будет.
– Разве это реально?
– Абсолютно реально. В Москве такая программа есть. Я беседовал с нижегородским министром строительства. По его мнению, такая программа в Нижнем Новгороде тоже классно сделана: по каждому району понятно, в каком году начнется ремонт, какие средства будут получены из федерального фонда, а какие – из регионального бюджета.
Цвет кошки на ловлю мышей не влияет
– Новый год начался с многочисленных взрывов газа в домах. Говорят, один ремонт равен пожару. Как не превратить массовый капитальный ремонт в стихийное бедствие для горожан?
– Нужно, чтобы ремонт делали профессионалы. Тогда через полгода не придется, допустим, лифты, останавливать и заменять. Мэр Москвы Юрий Лужков предложил важнейшую вещь: надо, чтобы гарантийные сроки после капитального ремонта были существенно увеличены. Причем увеличены как минимум вдвое. Или даже больше.
Например, обычно свежевыкрашенный фасад дома служит не больше четырех лет. А надо сделать так, чтобы он достойно выглядел лет шесть, не меньше.
Это даст тот же эффект, что еще один ремонт. Потрясающая по важности задача! Сейчас Лужков поручил создавать приемочные госкомиссии по капитальному ремонту, обязательно включить в них жителей.
Что касается ситуации с безопасностью газового оборудования, президент уже поручил подготовить закон о его использовании в жилом секторе. Я сказал Владимиру Владимировичу: «Получается, что мы уже опаздываем с этим законом. Кроме того, нам нужно срочно вернуться к лицензированию бытового газового оборудования и квалификации тех, кто его устанавливает и обслуживает. Иначе все эти газовые проблемы мы будем «хлебать полными ложками».
– Неужели столь масштабные национальные программы упираются в столь, казалось бы, простые вещи?
– Да. Следующая проблема тоже вполне очевидна – подготовка квалифицированных, современных рабочих и инженерных кадров. О ней Дмитрий Анатольевич Медведев говорил в Тюмени уже после нашей встречи с президентом. Он подчеркнул, что наша система образования «наплодила» юристов, экономистов достаточно. Кого угодно, только не строителей, химиков, инженеров, квалифицированных рабочих.
С другой стороны, цитируя известного китайского мудреца, важен не цвет кошки, а чтобы она ловила мышей. Если человек профессионал в своем деле – не важно, откуда он к нам приехал.
Мне неприятно, когда в прессе слышится: а, это таджики! Вроде как нарицательное название неквалифицированных рабочих. Я с большим уважением отношусь к республике Таджикистан, у меня там много друзей. Уверяю – там много работящих, добросовестных и честных людей.
Советую с деньгами не шутить
– Квалифицированные рабочие захотят достойную зарплату. Значит, и так астрономические цены на жилье снова вырастут? И кто сможет такую квартиру купить?
– Поэтому на встрече с президентом мы говорили о том, что в России уже вполне достаточно эксклюзивного жилья по 4–8 тысяч условных единиц за метр. Но людям нужно жилье бюджетное, доступное в том числе и молодежи.
На повестке дня – панельное домостроение. Сегодня рассчитывать только на монолит и кирпич, к сожалению, нельзя. Об этом также говорил Дмитрий Медведев в Тюмени.
– То есть на ипотеку надеяться не приходится?
– Приходится. Но сколько ни говори «халва-халва» – слаще не становится. Возьмем даже минимальные из возможных банковских процентов – 10% в год. За шесть лет вы отдадите двойную сумму: взял 10 тысяч, отдал 20 тысяч. Тем, кто способен это сделать, никакие кредиты не нужны. Он и так квартиру купит.
Значит, помимо ипотеки, нужны и иные формы. Конечно, хотелось бы снижения банковской учетной ставки. Но при существующей финансовой и банковской ситуации, боюсь, это пока из области благих намерений…
Нормальная социальная ипотека должна предусматривать некую комбинацию. Например, один из вариантов: 30% суммы молодая семья платит из собственных средств, около 40% – получает дотацию из регионального бюджета, еще 30% – заемные средства банка под невысокий процент. Эти специальные, социальные формы ипотеки являются очень важными сейчас. Хороший опыт социальной ипотеки существует в Москве. Было подробно рассказано о нашей программе «Молодой семье – доступное жилье». Президент поддержал предложение расширить ее до 35 лет. Интересная практика в Татарстане. Там создан специальный фонд под руководством президента. Каждое предприятие Татарстана отчисляет в этот Фонд в добровольном порядке процент – полтора от полученной прибыли. А чтобы была гарантия, что деньги будут использованы строго по назначению, возглавляет фонд сам президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Поэтому, как говорит Минтимер Шаймиев, «я бы не советовал никому шутить с этими деньгами».
Фонд некоммерческий, его задача, цель – не зарабатывать, а удержать в республике кадры учителей, врачей, ученых, творческих работников. Квартиры для них сначала выкупает с рынка этот фонд, а дальше семья заключает с ним договор на покупку этой квартиры по цене, близкой к себестоимости.
Еще одна форма решения «жилищного вопроса» в России – социальная аренда жилья. Эта проблема тоже обсуждалась. В нашей стране есть и такой опыт, и такие возможности. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов предложил принять закон о социальной аренде. Это даст возможность молодым семьям и «бюджетникам» арендовать жилье по ценам ниже рыночных.
В Европе строят в год на каждого по метру
– Вы возглавляете Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ. Трудно найти направление более важное и наболевшее сегодня. Чем занимаются комиссии Совета Федерации? Они известны меньше, чем, допустим, думские комитеты.
– Это в принципе одно и то же, чисто технологическая разница в названиях. У них одинаковые права, направлений работы у нас примерно столько же, сколько в Госдуме. Но там 450 человек, а количество сенаторов в три раза меньше.
По закону сенатор обязательно должен работать в одном комитете, но плюс к этому он может работать еще в двух комиссиях. То есть каждый у нас параллельно может работать в трех структурах. Вот только в этом разница.
Состав комиссии у нас весьма серьезный. Например, первый заместитель председателя правительства Алтайского края, председатель правительства Свердловской области, губернатор Калужской области, два заместителя министра финансов, многие другие специалисты высочайшего уровня. Всех здесь не перечислишь, но люди вполне квалифицированные. Есть на кого опереться, люди работают всерьез. Я иногда даже (поймите правильно!) убеждаю их, что надо сосредоточиться только на главных направлениях.
– Насколько совпадает видение этих направлений у вашей комиссии и президента?
– На встрече я постарался обозначить наиболее важные направления в области жилищного строительства, и, как мне показалось, президент с ними согласился. Я поинтересовался у Владимира Владимировича, воспринимать ли мне его одобрение в качестве задания.
– Да, так и понимайте, – ответил президент. – И отрабатывайте.
Первое из этих поручений сформулировано в посланиях президента за несколько последних лет: построить в стране 80 миллионов квадратных метров жилья.
Откуда эта цифра родилась? Дело в том, что самый большой объем жилищного строительства в нашей стране пришелся на 1989 год. Тогда в РСФСР сдали 86 миллионов квадратных метров жилья. Так что наш сегодняшний ориентир – то, что было когда-то достигнуто.
Как складывается эта цифра сегодня? Уже в послании 2007 года президент точно и ясно сказал то, что мы давно ждали: рубеж 80 миллионов нас устроить не может. Пора, как во всем просвещенном мире, выходить на показатель «один метр на человека в год». То есть речь уже идет о 140–142 млн квадратных метров жилья в год.
Рубеж 80 млн будет взят в конце текущего, 2008 года. Значит, к 2011–2012 годам цифра 140 станет, по-видимому, вполне ощутимой.
– То есть лучшие достижения социализма для нас еще впереди?
– Тормозит нас прежде всего строительная индустрия. Этот вопрос мы также на встрече подробно разбирали. Сегодня в стране производится около 65 млн тонн цемента. Это до слез точно отвечает цифре 66 млн квадратных метров – именно столько жилья было построено в России в прошедшем году. Как раз по известной норме: одна тонна цемента требуется на один квадратный метр.
Для 80 млн. метров нужно, соответственно, 80 миллионов тонн цемента. А для 140 млн? Конечно, современные технологии позволяют обходиться меньшим его количеством. Но нам до этих современных технологий еще надо дорасти. В любом случае, уж 115–120 миллионов тонн в год на будущее надо иметь. А сегодня 65 млн тонн в год – это предел всех цементных заводов страны.
Разумеется, 14 новых заводов строится. Но даже с их запуском просматривается лишь 90–95 млн тонн.
Пока не ясно, где же нам недостающие объемы взять? Завод не может быть построен за месяц, да и отдача от него будет только через 1,5–2 года.
Кто жилы рвет, кто почивает
– Вы в основном приводили примеры из опыта Москвы, что понятно. А как обстоят дела в других регионах?
– Сегодня региональная политика, возможно, важнее даже, чем деньги. В руке ведь каждый палец необходим.
В самом начале нашей встречи президент отметил, что во многих регионах положение очень сложное, если не сказать – тревожное. Разрыв по уровню благосостояния людей, по доходам на душу населения между самыми богатыми и наиболее бедными регионами огромен.
Основные объемы строительства происходят в крупнейших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Белгородской, Ростовской областях, Татарстане, Башкортостане. Отсюда – и проблемы миграции. Поэтому возникает вопрос: где именно жилье строить?
Я привел в своем выступлении такой пример: допустим, два соседних региона центральной России. Более или менее одинаковая численность населения, природные условия, соседи. В одном – 1 млн 200 тысяч жилья в год сдается, в другом – 260 тысяч. Почти в 4,5 раза! Это же не 5% разницы, и даже не в два раза! Вопрос: почему так? С кого спросить? Кто за это отвечает?
– Это ответственность регионов, региональных властей,– сразу отреагировал Владимир Владимирович. Значит, и законодательного собрания, и общественности, и регионального правительства, и местного бизнеса, в конце концов.
Пока речь не идет о «социалистическом» или «капиталистическом» соревновании между регионами. Но все-таки пора разобраться: кто жилы рвет, а кто отдыхает.
Где-то полгода назад Дмитрий Медведев выступал в Совете Федерации, и я спросил у него: «Дмитрий Анатольевич, как, на ваш взгляд, отделить тех, кто действительно вкалывает, от тех, кто «почивает»? Оказалось, он тоже думал над этим. И способ нашел. Он предложил изучить статистические данные, сколько в данном регионе строилось при советской власти в конце 80-х – начале 90-х годов. Если сегодня они строят больше или хотя бы столько же – значит, работают. А если меньше – «ну, извини, товарищ, дорогой (или господин)!» Хороший ответ, мне очень понравился! По крайней мере, как ориентир ответственности регионов – хороший критерий.
При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: «Газета «Вечерняя Москва»» на первоисточник обязательна.
Как решить жилищные проблемы москвичей
Новости по теме
- Прогноз: в 2016 году столичный рынок жилой недвижимости ждёт рецессия
- В конце 2015 года в Москве начнётся строительство микрорайона «Мегаполис»
- В ближайшие 3 года в Москве построят 2 млн «квадратов» жилья
- В новой Москве построят 2,5 млн «квадратов» недвижимости
- «Дон-Строй Инвест» займётся застройкой промзоны «Серп и молот»
- Москва объявила строительные тендеры на 33 млрд рублей