Градостроительная программа «Новое кольцо Москвы», рассмотренная не так давно столичными властями, предусматривает, что до 2015 года в Москве появится около 60 высотных зданий. Свою точку зрения на концепцию программы высказывает депутат Московской городской Думы Александр Милявский:
Основной задачей программы «Новое кольцо Москвы», реализуемой городом с 1999 года, является возведение ряда высотных комплексов в серединном поясе столицы, что позволит создать систему новых общественных центров на месте бывших промышленных окраин и в микрорайонах массовой застройки 50-60-х годов. При этом доходы от реализации программы планируется направлять во внебюджетный фонд реконструкции пятиэтажного и ветхого жилья. Целесообразность возведения именно высоток определяется, прежде всего, экономией земли в мегаполисе.
Кто будет строить и вести надзор?
Однако при этом мы сталкиваемся с рядом проблем. Во-первых, остановимся на требованиях к процессам проектирования и строительства. Согласно федеральному закону №184 от 2002 года «О техническом регулировании» технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу федерального закона. Однако ни одного технического регламента до сих пор не утверждено.
Распоряжением Госстроя и Правительства Москвы, созданной в апреле 2003 года Городской комиссии при Правительстве Москвы, была начата разработка МГСН (Московских городских строительных норм) высотного строительства. В разработке этих нормативов участвовал весь свет московских научно-исследовательских и проектных организаций и специалистов. Они прошли как федеральную экспертизу, так и ряда зарубежных компаний с большим опытом высотного строительства.
Отсутствие на федеральном уровне технических регламентов проектирования и строительства высотных комплексов - острейшая проблема. МГСН нуждается в доработке в связи с быстрым развитием проектирования и концепцией эксплуатации зданий, технологий строительных работ и инженерных систем.
Во-вторых, весьма злободневной проблемой является вопрос о строительном надзоре. Постановлением Правительства Москвы от февраля 2006 года были установлены критерии этих уникальных объектов. В частности, к ним были отнесены объекты высотой более 100 метров, до этого не входившие в этот перечень. Таким образом, функции по надзору за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов высотой более 100 метров была фактически изъята у органов исполнительной власти города Москвы и передана в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. При этом строительство подобных объектов велось в Москве уже на протяжении длительного времени. У столицы накоплен опыт. Подобная функция осуществлялась Комитетом Госстройнадзора Москвы.
Принятие постановления Правительства России от 1 февраля 2006 года №54, основывающегося на Градостроительном кодексе РФ и утвердившего Положение об осуществлении государственного строительного надзора, могло привести к тому, что объекты программы «Новое кольцо Москвы», а также и другие высотные объекты, включая «Москва-Сити», фактически оставались бы без надзора. Однако в результате отстаивания интересов Москвы на федеральном уровне, полномочия по надзору за строительством высотных и других уникальных объектов на территории города были оставлены за столицей до 2011 года. Что будет потом - это вопрос.
Не просто жилье
Каждый из высотных комплексов, кроме жилья, включает офисные помещения, торговые центры. При этом соотношение будет в значительной мере определяться местоположением высотных зданий. Такая многофункциональность решает многие проблемы, в том числе транспортные. Сегодня центр Москвы стал местом, где скрещиваются потоки транспорта не только со всех уголков мегаполиса, но и со всех концов Подмосковья. Высотки «Нового кольца Москвы» должны «оттянуть» на себя часть офисов из центра на окраины.
Для обеспечения высотных объектов необходимо развивать опережающими темпами инженерную инфраструктуру. В связи со значительным физическим износом, строительство высотных комплексов будет связано с перекладкой ряда коммуникаций и новым строительством инженерных объектов, магистральных сетей. Для обеспечения надежности электроснабжения целесообразно проработать вариант обеспечения высотных объектов программы «Новое кольцо Москвы» альтернативными источниками теплоснабжения, наряду с централизованными, что предусмотрено в программе. Кроме того, представляется целесообразным делать высотные здания максимально эффективными, с точки зрения энергопотребления, с помощью новейших технологий.
Безопасность – дело тонкое…и необходимое
Наконец, высотные здания, в силу их большой вместимости, имеют более высокую степень пожарной опасности по сравнению со зданиями обычной этажности. Во всем мире к высотным зданиям предъявляются повышенные пожарные требования, которые могут значительно варьироваться в зависимости от назначения, высоты и конструкции здания.
Что касается террористической безопасности, то все сооружения «Нового кольца Москвы» представляют собой объекты повышенной террористической угрозы. Теракты в Нью-Йорке продемонстрировали, что цельнометаллические несущие конструкции не выдерживают высоких температур, не обладают достаточным запасом прочности. Несущие стены должны быть из особого бетона, как того требуют МГСН. Соответствующее адекватное конструктивное решение заключается, кроме того, в увеличении запаса «живучести». Например, если происходит обрушение одной из опор или одного из перекрытий, другие конструктивные элементы должны взять на себя функцию обрушившегося элемента хотя бы на какое-то время. Согласно МГСН, критически важные точки, во избежание несанкционированных воздействий на них, должны оборудоваться средствами охранной сигнализации, а при необходимости и физическими барьерами.
Программа предусматривает разработку предложений по созданию структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами. Но первоочередной задачей сегодня должна стать разработка единых нормативных документов, направленных на обеспечение комплексной безопасности высотных сооружений и обязательных для исполнения всеми участниками и заказчиками при проектировании, строительстве и эксплуатации. Несмотря на то, что стоимость котлованных и фундаментных работ оценивается от 10% и более от общей стоимости строительства, оценка несущей способности грунта является основным фактором риска в высотном строительстве. Ошибки в оценке приводят к повреждению здания, к невыполнению сроков строительства, к возникновению дополнительных расходов.
Наконец, говоря о качестве строительства, нужно отметить, что рабочее проектирование «высоток» коренным образом отличается от проектирования обычных зданий. Расчеты здесь намного сложнее и ответственнее. Увы, нам недостает пока опыта в высотном домостроении. Поэтому особое внимание - подготовке специалистов по высотному строительству, которое должно быть отнесено к области уникальной, эксклюзивной архитектуры.