По данным Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы, с начала нынешнего года обеспечено жильем 2686 семей-очередников. Но вот еще одна цифра - 173 тысячи. Именно столько семей ждут своей очереди на получение муниципального жилья или улучшение жилищных условий. Что делают городские власти для решения этой проблемы? С этого вопроса началась передача на ТВ Центр, в которой принял участие мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ.
МОСКВА сегодня - единственный регион, где сохранилась система предоставления бесплатных квартир. Очередь эта движется, но не так быстро, как хотелось бы. Город постоянно наращивает социальные жилищные программы. Доля социального жилья приблизилась уже к 50% от построенного в столице. В ближайшие год-два перешагнет этот рубеж. Но очередникам совсем необязательно ждать у моря погоды. Ускорить получение новой квартиры они могут сами. В городе для этого делается очень многое, но знают об этом далеко не все. Для участия в программе «Молодой семье - доступное жилье», программе с очень большими льготами, была поднята возрастная планка супругов до 35 лет. Только в минувшем году по этой программе улучшили свои жилищные условия около 4 тысяч молодых семей.
Резко увеличил город и размер субсидий. А ожидание в очереди, позволяющее претендовать на них, сокращено. Максимальную денежную помощь - 70 процентов нормативной стоимости жилья - теперь будут предоставлять через 10 лет после постановки на учет. А те, кто имеет жилищные льготы, могут получить такого же размера субсидию через 5 лет. Есть и социальная ипотека. Одна из ее моделей рассчитана на малообеспеченных москвичей, которые могут купить квартиры по инвестиционной стоимости строительства, без накруток и наценок, из которых складывается прибыль инвесторов и риэлторов. Покрытие этой разницы берет на себя городской бюджет.
Есть в столице и другие программы, предоставляющие горожанам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, разного рода льготы, субсидии и преференции.
Юрий ЛУЖКОВ: В этом году мы по разным программам предоставили москвичам 25 с лишним тысяч квартир. Причем это не коммерческое, а социальное жилье. Это переселение из пятиэтажек, это 4 тысячи квартир для молодых семей, примерно 100 тыс. кв. метров построено по социальной ипотеке. Поскольку жилье по ипотеке строится по городскому заказу, то оно продается практически по себестоимости. Поэтому сама начальная сумма жилья относительно небольшая.
Москва жилье строит - и не будет останавливаться. Мы ежегодно сдаем 5 млн. кв. метров. И в последнее время по решению Правительства доля, которая строится по городскому заказу, все время нами поднималась. В этом году она составила 50 процентов от общего объема жилья. Половина жилья отдается на социальные программы. В будущем году эта доля будет увеличиваться. Раньше у нас не было денег, мы говорили инвесторам: ты построй дом и 30 процентов отдай москвичам-очередникам. Сейчас город сам заказывает, сам оплачивает, рассчитывается с московскими семьями в щадящем режиме. У нас осталось бесплатное жилье. Для молодых семей действует механизм: получили жилье, родился первый ребенок - 30 процентов ипотеки минус. Это уже приглашение к демографическому развитию города.
Корр.: В ледовом дворце «Крылатское» в четверг чуть не обрушилась уникальная подвесная крыша. Ночью специалисты смогли установить бандаж и временно зафиксировали шарнир. Теперь прямо на ледовом поле сооружают 17 колонн с домкратами для удержания крыши весом почти в 4 тысячи тонн. Одновременно ведется поиск причин аварии. Какова ситуация на сегодняшний день?
Ю.ЛУЖКОВ: Я хочу сказать, насколько это было опасно. В этой крыше нет ни одной опоры. Она держится на натянутых мощных металлических элементах, которые удерживают ее. Представьте себе, что одна из этих растяжек вдруг начинает разваливаться. Угроза невероятная. Я немедленно прибыл на место, создал оперативный штаб. Нашли решение, быстро изготовили детали и ночью поставили бандаж, подвели 19 опор, домкраты. Словом, опасность миновала.
Корр.: Вы неоднократно говорили, что Москва испытывает огромное миграционное давление, и предлагали совершенствовать систему учета мигрантов. Недавно этот вопрос поднимался на встрече с президентом. Получили ли ваши предложения поддержку президента?
Ю.ЛУЖКОВ: Президент внимательно выслушал мои доводы и согласился. С 15 января будет действовать новая уведомительная система миграционного учета, это оказалось действеннее по сравнению с тем хаосом, который был раньше…
Я перед Владимиром Владими-ровичем поставил вопрос о необходимости совершенствования миграционного учета и внес два предложения. Нам нужно установить режим квот. Когда мы стали опрашивать предпринимателей и руководителей организаций, сколько им нужно приезжих, оказалось, что не три миллиона, как некоторые газеты писали, а 300 тысяч. Первое: работодатели, желающие использовать труд приезжих, должны заявить о своих реальных потребностях в иностранных рабочих. Кроме того, нужно обеспечить их жильем, обеспечить медицинское сопровождение, обследование. По нашим данным, 15 процентов приезжих болеют СПИДом, сифилисом, туберкулезом. Это заставляет нас уделять внимание и этой составляющей проблемы.
Второй момент. Наше обязательное требование - приезжие должны регистрироваться по месту жительства. А тот, кто им предоставляет жилье, должен это подтвердить. Или зарегистрироваться по месту работы, полученную через квоты, если работодатель обязан обеспечить его жильем.
Корр.: Когда и какими способами в Москве будет решаться проблема со столичными дорогами и можете ли вы сделать прогноз, когда по Москве можно будет проехать без пробок?
Юрий ЛУЖКОВ: Это один из самых сложных вопросов. Вопрос этот назревал, мы обращались много раз в федеральное Правительство, возражая против ликвидации дорожного фонда. Упущено время. Упущено не нами, упущено государством. К сожалению, нас не услышали в Министерстве финансов РФ. Мы сегодня имеем такую ситуацию: дорожные средства наращиваются, но количество машин растет - 3,5 млн машин только у москвичей, 500 - 800 тыс. приезжают к нам из Московской области. Это только частные машины, а сколько еще имеют ведомства, есть специальные машины. Увеличение количества частных машин - это результат повышения жизненного уровня.
Как решать проблему пробок? Одним рецептом здесь не обойтись. Первое, должна измениться система управления дорожным движением. Даже те улицы, магистрали, которые сегодня у нас имеются, должны управляться рационально, грамотно. Пока этого нет. Второе - строительство перехватывающих парковок. Здесь сдвиги есть, но нам нужно строить не по 150 тыс машиномест (паркинги и перехватывающие парковки), а в районе - на 300 тысяч. Программа такая сформирована.
Мы не будем вводить платный въезд в центральную часть города, а будем еще в большей степени ограничивать въезд грузовых машин в пределах Третьего кольца города.
Один из самых главных вопросов - строительство дорог. Ленинградку строим очень быстрыми темпами, думаю, что в этом году откроем выезд на Новорижскую эстакаду, тогда Кутузовский проспект и Рублево-Успенку разгрузим, потому что из центра города пока две полосы будут идти уже по проспекту Маршала Жукова, по вантовому мосту, по многоэтажному тоннелю прямо на Новорижское шоссе. Это те радикально важные направления, которые нужны городу.