Строительство высоток в Москве отложено на неопределенное время. Вчера мэр Москвы Юрий Лужков отправил на доработку программу по возведению высотных объектов, усомнившись в ее технической реализации.
Идея массового строительства высоток обсуждается столичным правительством с конца 1990-х годов. Правда, пока из планируемых к возведению к 2015 году 60 таких объектов (офисногостиничные центры и жилые дома) в столице построен только один. По данным Москомархитектуры, сейчас по десяти объектам ведется проектирование или строительство, 12 должны быть выставлены на инвестиционные торги в 2007 го ду, десять — в 2008 году, по 18 объектам конкурсы среди инвесторов намечены на 2009-2015 го ды. Планируется, что высотки будут возведены в пределах Третьего и Четвертого транспортных колец, а также вдоль Южной и Северной рокад — магистралей, соединяющих разные концы города. Причем ни один из таких объектов не появится в исторической части города, утверждает главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Однако Юрий Лужков вчера усомнился не только в архитектурной форме высотных объектов, но и «в уместности их размещения там, где сложилась тяжелая транспортная ситуация». Кроме того, Лужков обеспокоен отсутствием на федеральном уровне нормативной базы под строительство высотных зданий. Наконец, мэр Москвы выразил недовольство, что все высотки предполагается строить только за счет инвесторов.
Власти прекрасно понимают, насколько выгодно в Москве высотное строительство при существующем дефиците земли. Но до сих пор не урегулирован процесс управления такими объектами и не разрешены технические вопросы их эксплуатации, говорят эксперты. «Профессиональный уровень участников, задействованных в строительстве высоток, должен быть очень высоким. При отсутствии таких компаний власти опасаются брать на себя ответственность»,— говорит первый вице-президент по стратегическому развитию Blackwood Михаил Гец.
По мнению члена совета директоров Mirax Group Максима Темникова, идея мэра о социальной составляющей в высотном строительстве сейчас также нереализуема. По закону инвестор должен построить помимо самого здания и всю инфраструктуру. Около 40% площадей он отдает городу. «Если на инвестора возложат еще и на грузку по строительству социальных квартир, объект станет невыгодным»,— говорит он.