Глава банка "Жилфинанс" считает, что нельзя допустить монополизации ипотечного рынка.
Мировой кризис ликвидности, вызванный невыплатами по ипотечным кредитам в США, привел российский банк «Жилфинанс» (БЖФ) к необходимости временно сократить маржу. Председатель правления банка Владимир Фесенко считает это хорошим стресс-тестом для компании. Он рассказал корреспонденту B&FM Игорю Устинову о том, что ждет этот сегмент рынка в ближайшем будущем.
В&FM: Каковы преимущества и недостатки монопродуктовых, таких как «Жилфинанс», банков в сравнении с универсальными? ВЛАДИМИР ФЕСЕНКО: За счет узкой специализации снижается себестоимость операций, квалификация персонала в своей области выше, чем у персонала универсальных банков, выше качество сервиса. Снижение себестоимости операций позволяет удерживать на конкурентном уровне ставки по кредиту.
Что касается недостатков, то при изменении ситуации на рынке и макросреды может снизиться рентабельность капитала, и это является безусловным негативом для акционеров.
В то же время такой специфический недостаток может расцениваться и как преимущество, которое в средне- и долгосрочной перспективе даст существенный выигрыш. Ситуация на рынке не может быть негативной для банка всегда. Временно снизив рентабельность капитала, банк в конечном счете все равно получит прибыль, если будет уверенность в правильном выборе стратегии. Кроме того, после подобного стресстеста стоимость актива возрастет. Банк, прошедший волнения и оставшийся в своей нише, более ценен, чем изменивший стратегию при первых волнениях на рынке.
В&FM: Как БЖФ подходит к строительству сети? ВФ: Наша стратегия состоит в выстраивании собственной филиальной сети. Безусловно, это процесс более затратный, трудоемкий и требующий больших капиталовложений, однако через год-два он оправдывает себя. Региональная дисперсия позволяет обеспечить существенное снижение рисков. Мы строим филиальную сеть по хабовому принципу, за филиалом идет сеть отделений и допофисов. Например, в филиале Ростова-на-Дону уже сейчас выдается менее 50% от общего объема кредитов по области, оставшаяся часть приходится на долю дополнительных офисов отделений в самой Ростовскойобласти.
На Москву и Московскую область сейчас приходится около половины от всего кредитного портфеля. В долгосрочной перспективе этот показатель будет снижаться до 30-40%.
В то же время работа через сеть банков-партнеров дает свой плюс в начале пути за счет существенной экономии издержек. Однако затем для банковпартнеров ипотечный бизнес может стать менее выгодным.
Нельзя исключать и таких обстоятельств, как смена собственника или полное изменение стратегии, что увеличивает риск прекращения сотрудничества.
В&FM: Вы планируете расширять продуктовую линейку? ВФ: Ипотека для нас — якорный продукт, остальные идут в привязке к нему. Это жилищные кредиты, обслуживание счетов, связанных с овердрафтным кредитованием. У нас есть серьезные планы по взаимодействию с УК «ПИК-комфорт», которая отвечает за эксплуатацию зданий. Объемы площадей в эксплуатации сейчас достигают 10 млн кв. м, мы сможем реализовывать совместные проекты по сбору платежей, прямому списанию коммунальных платежей с карточных счетов наших заемщиков и т. п.
В&FM: В сфере ипотечного кредитования банк опирается на взаимодействие с ГК ПИК? ВФ: Юридически банк не входит в ГК ПИК, с ней нас связывают только общие бенефициарные владельцы — Кирилл Писарев и Юрий Жуков. В сфере кредитования на первичном рынке жилья мы готовы сотрудничать с любым серьезным девелопером: ведь подобное сотрудничество — это новый опыт, новые подходы, новые технологии продаж.
В&FM: Кто из конкурентов вам наиболее интересен? ВФ: Примерно половину российского рынка ипотечного кредитования занимают Сбербанк и ВТБ 24, доли которых составляют около 30% и 24-25% соответственно. Ипотека для них — важный проект, и эти банки неизбежно будут присутствовать в этом сегменте. Вместе с тем монополизация рынка в среднесрочной перспективе приведет к потере интереса для коммерческих банков. Задача рынка — не допустить повторения ситуации, сложившейся несколько лет назад на рынке вкладов частных лиц.
Если же говорить об оставшейся половине, то ориентиром для нас выступают Абсолют банк, Городской ипотечный банк, «Дельтакредит», Русский ипотечный банк, «КИТ финанс», для которого запуск ипотеки, возможно, стал одним из способов повышения заинтересованности инвесторов перед планирующимся IPO.
В&FM: Насколько кризис на международных финансовых рынках отразился на российском рынке ипотечного кредитования? ВФ: Как уже известно из открытых источников, некоторые банки либо заморозили, либо остановили ипотечные программы, а также ужесточили требования к заемщикам.
В&FM: Как это сказалось на рынке купли-продажи пулов ипотечных кредитов? ВФ: Продажи участились, сейчас идет передел рынка. Я знаю о продажах по номиналу или с премией, но о вариантах продажи с дисконтом пока не слышал.
В&FM: Изменилась ли маржа БЖФ в связи с финансовым кризисом? ВФ: Условия привлечения средств меняются быстрее, чем происходит оценка активов. Мы должны сохранять условия кредитования на прежнем уровне, потому что для большинства банков уход с рынка начинался именно с резкого повышения ставок, которое делало эти банки искусственно неконкурентоспособными. Конвейер должен работать, поэтому мы пошли на временное сокращение маржи. Но в любом случае это хороший стресс-тест и подтверждение правильности выбранной стратегии, о чем я уже говорил выше. К перспективам рынка в целом я отношусь умеренно оптимистично, но опыт Америки показывает, что в выигрыше оказались те, кто тихо, без лишнего шума купил обанкротившиеся банки и ипотечные компании с большим дисконтом.
В&FM: Изменились ли планы БЖФ по привлечению средств на долговом рынке? ВФ: Мы планируем проводить в следующем году секьюритизацию портфеля ипотечных кредитов, выпуск ипотечных облигаций, привлечение корпоративного долга, развивать базу депозитов физических лиц. Часть бумаг однозначно будет выпущена в России, поскольку конъюнктура российского долгового рынка сейчас выглядит более благоприятной. Во второй половине года, возможно, выйдем на международный рынок.