Руководитель стройкомплекса Москвы Владимир Ресин предложил превратить последнюю типовую пятиэтажку Москвы в памятник данному виду жилых домов. Поясняя свою инициативу, он отметил: «Я хотел бы, чтобы будущим поколениям никогда не пришлось жить в этих домах, в которых прожили мы, наши родители и деды. Перед ними можно только извиниться.
Несмотря на то что они переехали туда из подвалов и полуподвалов и, казалось, улучшили свои жилищные условия, сейчас условия проживания там ниже всякой критики».
Нужда - не тетка
История российского домостроения до появления массового крупнопанельного строительства включала в себя два больших периода: дореволюционный, датируемый 1820-1917 годами, и предвоенный - 1917-1941 годы. В это время в Москве возводится ряд жилых домов, которыми по праву может гордиться Москва. Среди них 6-этажный каркасный жилой дом на Новинском бульваре, комплекс 4-5-этажных кирпичных домов дом в Шмитовском проезде, 5-7-этажный крупноблочный жилой дом на Большой Калужской улице - все 1930 года постройки.
Одним из родоначальников «хрущевок» считается 6-этажный крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте, построенный в 1940 году.
-Крупноблочное строительство, по сути, стало предшественником крупнопанельного в большинстве городов страны, - говорит главный инженер Московского научно-исследовательского и проектного института типологии и экспериментального проектирования (МНИИТЭП), Заслуженный строитель России Евгений Никитин. - На крупнопанельное строительство перешли несколько позже, потому что этот метод оказался наиболее прогрессивным, с меньшей построечной трудоемкостью.
Для сравнения: с 1947-го по 1956-й годы было введено 7 млн кв. м жилья, в основном в крупноблочных и кирпичных жилых домах. Массовое панельное домостроение с 1959 по 1965 год дало городам полмиллиарда квадратных метров жилой площади.
- До начала массового строительства жилье возводилось медленно, - продолжает Е. Никитин. - В отдельных квартирах жили в основном элита да редкие счастливчики. Переполненная коммуналка была делом обычным, хоть как-то решавшим пресловутый «квартирный» вопрос. Условия жизни в бараках, в большом количестве построенных после войны, были куда хуже.
В то время руководитель партии и страны - единый судья и правитель - Никита Хрущев лично курировал работу инженеров и архитекторов, искавших выход из этой тупиковой ситуации. Нужна была новая, прорывная технология в домостроении.
От эксперимента - к практике
В июне 1951 года постановлением Совета Министров СССР по личной инициативе Никиты Хрущева создается Архитектурно-пла-нировочное управление города Москвы. В его состав входит специальное архитектурно-конструкторское бюро (САКБ), позднее - МНИИТЭП. К 1953 году численный состав бюро составляет около 300 сотрудников - это одни из лучших архитекторов и инженеров страны! Специалисты САКБ занимаются поиском типовых решений в строительстве - ими разрабатываются проекты крупноблочных, кирпичных жилых домов, а также домов из виброкирпичных панелей.
- САКБ создавалось по примеру авиационно-конструкторских бюро, положительно зарекомендовавших себя в годы войны, - поясняет Е. Никитин. - По мнению Никиты Сергеевича, это бюро должно было двинуть вперед индустриальное домостроение. Разрозненные проектные коллективы, как считал Хрущев, этого бы сделать не смогли.
На итоговом всесоюзном конкурсе проектов 1958 года руководителю Советского Союза понравилась разработка талантливого конструктора САКБ, «инженера от Бога» Виталия Лагутенко. Она позволяла строить дома быстро, качественно и дешево. Ничего подобного отечественное домостроение еще не знало: дом собирался из элементов, как этажерка. Правда, подобный безрастворный способ применялся только при возведении домов серии К-7. Он оказался революционным в панельном домостроении. На стройку проследить за ходом работ приезжал лично Никита Сергеевич.
Справедливости ради стоит заметить, что в каталоге жилых домов, построенных по типовым и повторно применяемым проектам в Москве с 1820 по 1999 год, выпущенном институтом МНИИТЭП в 1999-м году, авторами К-7 названы архитекторы: Д. Бурдин, Л. Баталов, А. Барташевич, Ю. Рабаев, инженеры А. Румянцев, Г. Львов, В. Лагутенко. На самих чертежах К-7 того времени в авторском коллективе также были указаны фамилии директора и главного архитектора МНИИТЭП Зиновия Розенфельда и Льва Дюбека.
Апробация проектов, разработанных САКБ, проходила в 1956-1958 годах в экспериментальном квартале № 9 знаменитых Новых Черемушек. По сути, район стал местом рождения почти всех серий пятиэтажек, которыми застраивалась Москва в 1958-1966 годах. - Возводился первый дом. Если он оказывался удачным, его тиражировали по всей стране, - вспоминает Никитин.
В 1957 году Новые Черемушки представляли собой громадную выставочную площадку. Сюда перенимать опыт приезжали инженеры и архитекторы со всех уголков Советского Союза. Гостей встречали плакаты-растяжки: «Новые Черемушки: экспериментальный жилой район Москвы!».
Здесь работали передвижные выставочные вагончики, проводились экскурсии. Строители получили первый опыт комплексной жилой застройки, когда целый квартал одновременно застраивался жилыми домами, школами, детскими садами, поликлиниками, магазинами.
Не случайно позже «Черемушки» стало нарицательным. В различных городах СССР - от Камчатки до Балтики - чуть ли не каждый новый район стали называть московским именем «Черемушки». А К-7 на долгие годы вперед стала одной из самых массовых домостроительных серий в стране.
Дешево, быстро, качественно
31 мая 1961 года Совет Министров РСФСР принял постановление о создании на территории Москвы комплексного предприятия по изготовлению типовых конструкций зданий - домостроительного комбината, - присвоив ему номер «один». Комбинат объединил четыре специализированных московских завода: Хорошевский, Тушинский, Краснопресненский и Ростокинский. Поскольку пятиэтажка «собиралась» из двух десятков наименований изделий, заводы комбината достаточно быстро освоили их изготовление. На базе заводов создаются специальные монтажные управления, а внутри них - так называемые комплексные монтажные бригады (куда помимо монтажников входят отделочники, сантехники, электрики, столяры), которые сдавали дома «под ключ».
-Скорость монтажа была целью и престижем бригады, - вспоминает Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, бригадир монтажников ДСК №1 в 1960-е годы Анатолий Суровцев.
С завода железобетонных изделий панелевозы доставляли плиты на стройку - монтаж шел прямо «с колес» строго по часовому графику. Чем скорее ставишь плиту, тем выше производительность. Напротив, дожидающиеся разгрузки панелевозы, - знак того, что бригада с работой не справляется. На монтаж четырехсекционного дома бригада Суровцева затрачивала 18 дней, на монтаж пятисекционного - 23 дня. Спустя два года после возведения первого дома серии К-7 четырехсекционная пятиэтажка монтировалась за 12 рабочих дней! Такая производительность труда не снилась даже прогрессивному европейскому домостроению.
- Этот дом стал виновником тысяч и тысяч новоселий, - продолжает Суровцев. - Нет такого района в Москве, где бы не возводилась знаменитая К-7 - самый дешевый и быстрый в монтаже дом. Как радовались москвичи, когда въезжали в эти квартиры. Сейчас пятиэтажки ругают, но не надо забывать, что благодаря в том числе К-7 большинство москвичей удалось вытащить из подвалов, полуподвалов и бараков!
Слава о бригадирах комплексных монтажных бригад ДСК № 1 Главмосстроя гремела по всей Москве. С уст не сходили имена бригадиров Геннадия Масленникова, бригада которого первой получила право называться «бригадой коммунистического труда» и Владимира Капустина (их бригады монтировали первые два дома серии К-7 на юго-западе Москвы), Владимира Копелева - нынешнего директора ДСК, - Петра Конопелькина и многих других. Все они еще в должности бригадиров получили почетные звания Героев Социалистического Труда. Только в 1957 году на московских стройках стало сразу 12 Героев Социалистического Труда - преимущественно рабочие всех ведущих строительных профессий - бригадир каменщиков, обжигальщик кирпича, экскаваторщик, бригадир слесарей-сантехников, прораб отделочников и др. Героев-строителей принимали в Кремле.
- О бригаде Геннадия Масленникова, а впоследствии о моей бригаде (в 1968 году знаменитую «масленниковскую» бригаду, которую Г.Масленников вывел в одну из лучших по стране, принял А.Суровцев. - Н.В.) было снято четыре документальных фильма. Прошли они по всей стране - их показывали в кинотеатрах перед началом художественных фильмов, передавали по телевидению, - вспоминает Суровцев. - Журналисты наведывались каждый день: пытались выяснить, почему в бригаде самая высокая производительность труда в стране. Мы даже самого Владимира Копелева обошли, который считался в те годы рекордсменом быстрого монтажа.
Они не только делали людей счастливыми, но и двигали прогресс
В период с 1956 по 1965 год в Москве было построено панельных домов серий К-7, 1-511, 1-515 около 14 млн кв. м. На территории России этот показатель составлял около 290 млн кв. м. - это десять процентов всего жилого фонда страны. Строительство домов различных серий, которых за это время было разработано несколько десятков, закончилось только в 1972 году. Последние дома К-7 обладали рядом достоинств, которых у первых зданий не было и в помине: их крыши были вентилируемыми. Но до сих пор самыми добротными «хрущевками» считаются кирпичные.
В середине шестидесятых репортажи о переселении москвичей из коммуналок в отдельные квартиры стали любимыми сюжетами документальной кинохроники. Тогда никому и в голову не приходило критиковать новостройки за отсутствие балконов, совмещенные санузлы, тонкие стеновые перегородки. Эти детали были мелочью. Они не заслоняли главного - той колоссальной перемены, что произошла в образе жизни москвичей благодаря новой строительной программе. Советский человек впервые получил возможность налаживать свой быт без посторонних глаз.
-Хотя первые пятиэтажки, построенные в конце 1950 годов, были далеки от идеала, люди были счастливы, когда вселялись в них, - говорит главный инженер МНИИТЭП Евгений Никитин. - Конечно, в этих домах все было сделано по минимуму, поскольку массовое строительство требовало экономии денежных средств. Но с другой стороны, такие условия заставили работать инженерную мысль: попробуйте в заводских условиях отлить сантехкабину! До сих пор родившаяся в те годы идея производства сантехкабин находит применение на заводах Москвы.
Кстати, со строительством совмещенного санузла связана отдельная история. Хрущев в начале 1960-х годов съездил в Америку и там увидел совмещенный с ванной комнатой унитаз. Но это был не единственный санузел в квартире. Хрущев взял идею на вооружение: размещение совмещенного санузла в квартире для одной семьи было экономичным. Благодаря этому выигрывались драгоценные квадратные метры.
- Тогда это казалось правильным решением, - говорит Никитин.
- У К-7 был и ряд других недостатков. Они плохо держали тепло, а толщина межкомнатных перегородок составляла всего четыре сантиметра! В домах не было лифта и мусоропровода. Миниатюрные кухни и прихожие. А по поводу низких потолков и совмещенных санузлов в свое время шутили, что Хрущев хотя и совместил ванную комнату с уборной, но не успел совместить пол с потолком. В качестве обязательных элементов каждой квартиры в правилах указывалась кладовая (либо встроенный шкаф), спальня (6 кв. м. на одного человека, 8 кв. м. - на двоих), общая комната (не менее 14 кв. м.). Общие нормы жилой площади квартир в 1957 году были такими: однокомнатная квартира - 16 кв. м, двухкомнатная - 22 кв. м., трехкомнатная - 30 кв. м., четырехкомнатная - 40 кв. м.
- Такая экономия объяснялась тем, что в короткие сроки необходимо было построить как можно больше домов по минимальной себестоимости строительства, - объясняет Анатолий Суровцев. - Позже, когда в Москве перешли на серию II-49 - улучшенный вариант К-7 - эти недостатки удалось устранить. Тем не менее, Хрущев решил главную задачу - он дал людям отдельное жилье!
Вспоминает коренной москвич Евгений Панов. - С 1951 по 1957 год мои родители жили в коммуналке рядом с метро «Бауманская». В квартире с одним-единственным краном и раковиной проживало восемь семей. Поэтому даже простая стирка вещей вызывала массу неудобств. В нашей 16-метровой комнате ютилось девять человек! В таких условиях жило пол-Москвы... И вот, когда мои родители получили комнату в пятиэтажном доме в районе Останкино, они были на облаках от счастья. Отдельная кухня, горячая и холодная вода, ванная комната - об этом можно было только мечтать.
Назад - из дня текущего
Сегодня многие серии пятиэтажек признаны морально и физически устаревшими. Среди них - К-7, которая была рассчитана на 25 лет эксплуатации. Однако массово их сносят только в Москве. По словам руководителя столичного стройкомплекса Владимира Ресина, все пятиэтажки сносимых серий в столице будут ликвидированы к 2009-2010 годам.
-До конца текущего года в Москве будет ликвидировано 50 процентов пятиэтажек сносимых серий, - заявил Ресин. Что касается пятиэтажных домов несносимых серий, разработано свыше 50 проектов перепланировок, которые предусматривают надстройку этажей, замену всех инженерных коммуникаций, пристройку лифта, мусоропровода, сооружение пандусов для инвалидов, утепление наружных стен и другие работы.
- К-7 эксплуатируется уже 50 лет, именно по этой причине этот дом надо сносить, - считает Герой Социалистического Труда Анатолий Суровцев. - Кроме того, в Москве не хватает земельных участков для нового строительства, а снос пятиэтажек помог хотя бы частично решить эту проблему.
- Реновацию с надстройкой пятиэтажных жилых домов старых массовых серий проводить можно, - добавляет Евгений Никитин. - Но я считаю, что, во-первых, ее надо проводить только с отселением жителей, поскольку это безопаснее и исключает дополнительные неудобства для них. Во-вторых, в ходе работ надо заменять водопроводные трубы горячей и холодной воды, а также канализационные трубы в санузлах, пристраивать лифты и мусоропроводы, как правило, к существующим лестничным клеткам, проводить утепление наружных стен, заменять окна. Заселять уже реконструированные дома, на мой взгляд, следует гражданами, которые не могут позволить себе покупку более дорогого жилья.
Памятник символу эпохи
- Я за то, чтобы увековечить К-7. Памятник этому типу домов необходим. С этого дома начиналось все крупнопанельное домостроение в Москве, а затем и в России, - говорит строитель Суровцев.
- Надо сохранить две-три пятиэтажки, отличающиеся своей конструкцией, - добавляет Евгений Никитин. - Например, панельный, блочный и каркасно-панельный жилые дома.
Кстати, в Росохранкультуре не видят особых сложностей в признании «хрущевок» памятниками. Этот процесс детально прописан в нормативных документах. Так, пункт статьи 18 главы 4 Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» № 73 от 25 июня 2002 года предписывает, что в реестр «могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых прошло не менее сорока лет». А первым «хрущевкам», как известно, уже почти полвека.
Генеральный директор ЗАО «Группа компаний «СУ-155» Александр Мещеряков.
- Мы были в Германии, где изучали опыт реновации пятиэтажных жилых домов с надстройкой. Причем там реконструируют не только пятиэтажные серии, но и 9-, и 12-этажные. Как правило, после проведения работ по реконструкции квартиры в этих домах сдаются в аренду. Но они мало востребованы у населения. Мы осмотрели один реконструируемый дом, он был заселен жильцами лишь на одну треть. Большинство немцев все-таки предпочитают более комфортное жилье - многоэтажные дома и коттеджи. Может быть, и в России следует пойти по этому пути, но есть и проблема, которая состоит в том, что пятиэтажные дома, построенные в 1960-х годах, сегодня морально устарели. В них небольшие размеры комнат, низкие потолки. Сейчас такие условия проживания многих людей не устраивают. Поэтому, я считаю, пятиэтажки надо сносить, а на их месте строить новые многоквартирные дома. Кстати, СУ-155 - постоянный участник городской программы по сносу и реконструкции пятиэтажного жилого фонда. Ежегодно мы сносим около 20-25 пятиэтажек периода первого индустриального домостроения, на месте которых появляются современные комфортные дома различных современных домостроительных серий.
Долгое время я жил в добротном 4-этажном кирпичном доме в районе станции метро «Сокольники». Но до этого почти двенадцать лет - в 12-этажном доме в малогабаритной квартире. Условия там были ниже всякой критики. Помню, что мечтали о комнатах с высокими потолками, большой кухне…
Генеральный директор ОАО «Домостроительный комбинат № 3» Дмитрий Капырин.
- ДСК-3 участвует в проектах по санации старого жилого фонда. В настоящее время совместно с МНИИТЭП прорабатываются вопросы санации (утепления) пятиэтажного жилого фонда старых массовых серий. В пятиэтажках возможна перепланировка, потому что большая часть перегородок в них не являются несущими стенами. На мой взгляд, это перспективное направление, потому что дает возможность людям оставаться на своих местах, а, кроме того, это рентабельно для города с точки зрения получаемой жилой площади.
Помимо реконструкции 5-этажного жилого фонда на комбинате рассматриваются вопросы реконструкции девятиэтажек. Она включает замену наружных стен, балконов, ограждающих конструкций. Кроме того, мы планируем осуществить реконструкцию собственных домов, изготовленных и построенных Домостроительным комбинатом еще сорок лет назад.
Кстати, лично у меня с «хрущевками» связаны очень приятные воспоминания. Я родился в пятиэтажке, в небольшой 2-комнатной квартире, в которой жили мои родители, бабушка и дедушка. Этот дом до сих пор стоит недалеко от метро «Кузьминки», поскольку в том районе 5-этажный жилой фонд еще достаточно надежный.
Префект Центрального административного округа г. Москвы Сергей Байдаков.
- Мне известны эксперименты по реновации пятиэтажек с надстройкой двух этажей, и я считаю их удачными. Но проблема заключается в том, что инвестиционная привлекательность в таких проектах практически нулевая, а бюджетные вливания требуются серьезные. Именно по этой причине Москва не может себе позволить подобные проекты в массовом количестве. Другое дело - городская застройка, представляющая историческую ценность. В центре столицы есть районы, застроенные домами 1930-х годов постройки. Москомархитектура и Москомнаследие выдают рекомендации по сохранению этих домов, поскольку они представляют для города как историческую, так и градостроительную ценность. Возможно, эти дома следует реконструировать. А пятиэтажки так называемых «несносимых серий», которые строились после войны и сейчас не представляют никакой ценности, надо сносить.
Я жил в обычном московском дворе, правда, не в «хрущевке», но по соседству с этими домами. В свое время пятиэтажки совершили революцию в домостроении - с их помощью была решена главная задача: москвичей переселили из бараков и полуподвалов в благоустроенное жилье. Но сегодня надо идти вперед - создавать людям более комфортные условия проживания.