Положения нового Генерального плана Москвы обяжут архитекторов, проектировщиков и строителей комплексно осваивать площади застраиваемых территорий.
В том числе и тех зон, которые сегодня вызывают у них внутреннюю идиосинкразию. К таковым, как правило, относятся грузовые станции, перегоны и иные объекты Московской железной дороги.
На заседании Общественного градостоительного совета при мэре Москвы проблема комплексного освоения нелюбимых территорий вышла на передний план, став главным вопросом мероприятия. Рассматривался участок надпутевого пространства Киевского направления Московской железной дороги. Проект представлял главный архитектор столицы Александр Кузьмин, который отметил, что в центральной части города находятся несколько аналогичных железнодорожных объектов. Фактически «разрезая» центр столицы на территории, они «нарушают не только режим передвижения - как автотранспорта, так и пешеходов, но и жизнедеятельность районов».
Правительство Москвы вместе с РАО РЖД решили подробно изучить, как можно рационально, с выгодой для города использовать данные территории. Подобную идею несколько лет назад впервые подал мэр Москвы Юрий Лужков, предложив «осваивать пространство над железнодорожными путями». Речь тогда шла о прокладке автомагистралей и строительстве паркингов. В качестве экспериментальной площадки была выбрана зона между Третьим транспортным кольцом и Минской улицей - от Поклонной горы до реки Сетуни. Изначальную идею трансфомировали: «расширили и углубили» с целью превратить осваиваемые земли в «полноценное городское пространство».
Разъясняя суть проекта, Александр Кузьмин подчеркнул:
- На Поклонной горе расположен замечательный комплекс - Парк Победы, вокруг которого, а также вдоль Кутузовского проспекта возвышаются кварталы престижных домов. Пересекая данные территории, большой железнодорожный участок разделяет их, нарушая связи, в том числе и пешеходные. Особенно страдают от этого районы Дорогомилово и Раменки.
В границах осваиваемого участка размещены открытые железнодорожные пути и объекты обслуживания станции Москва-Киевская, оказывающие не лучшее влияние на окружающую среду. В представленном на обсуждение предпроектном предложении рассматривалась возможность перекрытия железнодорожных путей по всей длине осваиваемого участка протяженностью около двух километров. В данном случае железная дорога пройдет под платформой, на которой будет вестись полноценное городское строительство. Под застройку пойдут 54 га новообразованных городских территорий. С учетом прилегающих к ним земель общая площадь осваиваемых территорий увеличится до 173 га.
Сама платформа будет представлять собой шумовиброзащитное сооружение, внутри которого разместятся разбросанные вдоль данного участка дороги различные железнодорожные службы.
Из-за дефицита земель подобная возможность освоения железнодорожного пространства используется в разных странах мира, - подчеркнул главный архитектор. Предлагаемый к реализации проект станет крупнейшим в мировой практике. В ходе работ будут использованы самые передовые строительные технологии, существующие на сегодняшний день.
На платформе и на освободившихся территориях соорудят многофункциональный комплекс, который сформируют общественные здания, жилые дома, гостиницы, апартаменты, зеленая зона, а также объекты транспортной инфраструктуры и систем инженерного обеспечения. Планируется, что в «изголовье» платформы разместится башня с апартаментами, окруженная двумя небольшими офисными кварталами. Высотное 240-метровое здание станет вертикальной доминантой всего комплекса. В «хвосте» возведут торгово-развлекательный центр, объединенный в систему крытых пространств, а также станции железнодорожного транспорта городского и пригородного направлений. В центре комплекса разместятся жилые и гостиничные строения переменной этажности, высота которых будет плавно понижаться по мере их удаления от центра города. Связующим элементом застройки станет центральный бульвар шириной 30-60 метров. Он зрительно объединит все строения осваиваемой территории. Параллельно зеленому комплексу расположится ряд общественных и хозяйственных сооружений. Все здания будут иметь озелененные кровли, террасами понижающиеся в сторону Кутузовского проспекта.
Хозяйственные территории и сооружения для парковки автомобилей разместятся в закрытых пространствах ниже планировочной отметки платформы. Подвергнется полной реконструкции вся инфраструктура участка железнодорожного пути, включая и существующую станцию пригородных поездов. Здесь же пройдет линия скоростной железной дороги, которая свяжет объект со столичными аэропортами.
Объем будущего строительства грандиозный, по проекту он составит 2400 квадратных метров. Собравшихся в зале смутила перспектива пролегающего рядом с территорией застройки Кутузовского проспекта, и без того перегруженного автотранспортом. От изобилия машин он должен превратиться в сплошную пробку. Однако главный архитектор убедил собравшихся:
- Предложенная здесь измененная схема транспортного обеспечения осваиваемого пространства и прилегающих к ней территорий предусматривает строительство дублера Кутузовского проспекта, который будет иметь по три полосы движения в каждом направлении. Параллельно ему пройдет еще одна дорога - дублер дублера. Предусмотрена прокладка дорог так называемого внутреннего назначения, которые наконец-то свяжут между собой разобщенные территории Раменок и Дорогомилова, в результате чего пойма реки Сетуни станет продолжением парковой зоны мемориального комплекса на Поклонной горе.
Территория, отведенная под застройку, составит 111 га. Площадь искусственного сооружения над железнодорожными путями - 250 тыс.кв. м. Офисно-торговый и культурно-общественный комплекс разместится на 300 тыс. кв. м. Жилые дома - на 600 тыс. кв. м. Гостиницы и апартаменты получат в свое распоряжение 2100 номеров, а закрытый паркинг – 18 560 машиномест. Будут построены три детских дошкольных учреждения на 600 мест, две общеобразовательные школы на 1375 учащихся и поликлиника на 750 посещений в смену.
Проектные работы выполняют 19 мастерская Моспроекта-2, НИиПИ Генплана, Мосжелдорпроект, ВНИИ железнодорожного транспорта, Промстройпроект. Авторы проекта - Александр Кузьмин, Михаил Посохин и другие. Активное содействие в разработке документации оказывает префект Западного округа столицы Юрий Алпатов.
В ходе обсуждения вопроса член президиума ЭКОС Алексей Клименко отметил:
- Сегодняшнее заседание я воспринимаю как историческое, поскольку на Совете ни разу не выставлялось столь масштабного проекта, связанного с использованием железных дорог. Мы знаем, что одна из главных проблем нашего города - проклятый трафик, жертвами которого являются не только владельцы автотранспорта, а все, кто живет или бывает в Москве. Очень важно, что она стала предметом столь масштабного обсуждения, что появилась вот эта весьма актуальная схема, позволяющая решить сразу несколько важных проблем данных территорий, включая транспортную и организацию дорог, связывающих между собой районы округа.
Представленный проект весьма своевременный, и же все же он вызывает вопрос: имеет ли смысл нагружать осваиваемую зону большим количеством офисных зданий, да вдобавок ко всему еще и жильем? Необходимо серьезнейшее математическое моделирование последствий предлагаемого варианта застройки, относиться к которому нужно с позиций города, а не инвестора. В Москве сегодня работают семнадцать транспортных специалистов мирового уровня. Почему никто из них не привлекается для обсуждения данной проблемы? Директор МНИИТЭП Юрий Григорьев разъяснил свое видение ситуации:
- Рассматриваемый сегодня проект - это всего лишь начало большой работы, идея, которая в будущем будет развиваться, а ее результаты - тщательно проверяться по всем параметрам. Сегодня необходимо решить: годится предлагаемый вариант для города или нет. Я считаю - годится. И в Европе, и в Америке крупные железные дороги постепенно переходят на систему тоннельного обеспечения. Почему бы и нам не использовать столь богатый опыт.
Минус от восприятия данного проекта: я лично не приемлю здания столь огромных габаритов. Подобный колосс планируется возвести на платформе. Те из людей, кто будет находиться на Поклонной горе, воспримут его как торчащий горб. Нельзя забивать все визуальные, реперные точки, формирующие восприятие человеком перспективы, подобными, извините за выражение, гробами. Понизив высоту зданий, озеленив их кровли, необходимо объединить их с расположенным на платформе сквером таким образом, чтобы образовавшаяся зеленая зона воспринималась как продолжение парка на Поклонной горе.
Еще один момент - необходимо весьма тщательно проработать жилую систему будущего комплекса со всей ее инфраструктурой. В целом же, я считаю, предложенный вариант можно взять в качестве основы для дальнейшей его проработки.
Генеральный директор управления Моспроекта-2 Михаил Посохин в свою очередь подчеркнул:
- Наша беда - забегать вперед, рассматривать не предлагаемые, а последующие стадии проектов. Сегодня же мы обсуждаем только предпроектное предложение. Я считаю, что эта работа является выдающимся шагом, и если данное предложение будет реализовано, мы получим весьма большие возможности по освоению неинтересных, прежде не застраиваемых территорий, так называемых «пустынь». Трудно себе представить, какой положительный эффект в данном случае можно получить. А основные вопросы, которые возникнут в ходе проработки данного проекта, я думаю, будут связаны с транспортными проблемами. Да и само функционирование железной дороги под искусственным перекрытием создаст массу проблем, требующих решения, которые прежде в нашей стране не вставали. Это будет сложная техническая задача как для архитекторов и проектировщиков, так и для инженеров, обеспечивающих железнодорожное сообщение.
Считаю, что данное предложение необходимо поддержать с учетом того, что на следующих этапах развития проекта архитектура отдельных его объектов будет дорабатываться.
Руководитель Департамента природопользования и окружающей среды Леонид Бочин сосредоточил внимание на важных с его точки зрения проблемах:
- Рассматриваемое предложение, безусловно, серьезная панацея от целого ряда городских бед. Но есть две проблемы, которые необходимо будет решить в ходе его дальнейшей проработки. Это вибрация и шумы. И в данном случае необходимо вспомнить Гагаринскую площадь с несколькими уровнями подземных коммуникаций и с целым комплексом больших инженерных проблем. Их в перспективе устранили, но какими силами и сколько потрачено на это времени?! Необходимо учесть опыт работы на Гагаринской площади и иных сложных городских участках. В целом на уровне идеи готов это проект поддержать. Но с условием его скрупулезной проработки.
Завершая обсуждение вопроса, председательствовавший на данном Совете глава стройкомплекса столицы Владимир Ресин отметил: - Сегодня мы обсуждали не просто хороший, а очень хороший вопрос, к решению которого мы шли десятилетия. Мы увидели, как при обустройстве железных дорог можно значительно улучшать имеющуюся ситуацию.
Если под Ламаншем проложили тоннель, то почему мы не можем взять в тоннель участок железной дороги? Какие здесь возникают технические проблемы, которые невозможно было бы осуществить? Все осуществимо! И жилье в данном проекте - важная составляющая. По обеспеченности им мы пока не достигли развитых стран. Здесь же мы получаем более полумиллиона квадратных метров жилых площадей. И застройка не точечная, вызывающая раздражение у жителей близлежащих домов, а комплексная. Это тоже имеет весьма большое значение. Ну а как следствие - для современного жилья требуются хорошие дороги. Поэтому я считаю, что разработчикам проекта необходимо учесть все прозвучавшие здесь предложения, и давайте будем считать сегодняшний день началом их большого пути. И в данном случае мы можем сказать архитекторам: «Молодцы!». И пусть эта идея в мире не нова, но для нас она весьма актуальна и привлекательна.
Дом над Москвой-рекой
Еще одно предпроектное предложение, связанное с освоением территорий вблизи Кутузовского проспекта, определило строительство многофункционального жилого комплекса по адресу: Кутузовский проезд, вл. 16. Участок под будущую застройку площадью 6,9 га расположен на правом берегу Москвы-реки, напротив международного центра «Москва-Сити».
Докладывая по данному вопросу, Александр Кузьмин подчеркнул, что в зону будущих работ попадает предприятие «Филикровля». Расположенное в пойме Москвы-реки, оно занимает весьма выгодное положение. Зато с точки зрения сохранения экологии города предприятие находится в весьма проигрышном положении. Качество стоков, сбрасываемых им в Москву-реку, далеко от идеального. Чтобы устранить многолетний природный дисбаланс, провоцируемый заводом, его решено ликвидировать. Вместо тоскливого «Филикровли» на его месте должен вырасти экологически чистый и внешне опрятный объект «высочайшего архитектурного уровня».
В качестве исполнителя пожеланий заказчика приглашен японский архитектор с мировым именем, автор концепции метаболизма в архитектуре Кийонори Кикутаке. На отведенной территории многоопытный зодчий построит «дом-город», состоящий из трех зданий, одно из которых будет иметь высоту 51 этаж, два других - по 36.
Внутри домов между этажами расположатся так называемые рекреационные зоны-атриумы на несколько квартир, выходящие на фасады в виде огромных ромбовидных окон. Инвестор согласился реализовать столь экзотическую идею архитектора, потеряв при этом значительное количество кв. метров на продажу. Комплекс будет самодостаточной структурой: со своими детскими садами, школой, магазинами, спортивным и медицинским центрами. Что же касается транспортных проблем, то счастливых владельцев всех 1100 квартир экзотической новостройки они не коснутся. Новые автотрассы появятся здесь в ходе работ по освоению надпутевого пространства Киевской железной дороги. Вместимость подземных автостоянок также превысит все ожидания - они рассчитаны на 2340 машиномест. Здание сориентируют таким образом, чтобы оно выгодно просматривалось как со стороны Москва-Сити, так и от Речного порта.
- Я надеюсь, что хоть один московский объект, выполненный архитектором с мировым именем, будет построен таким, каким его и задумывал автор. Надеюсь, что у нас хватит смелости реализовать качественно подготовленный проект, не внося в него различные изменения и дополнения. Подобная практика широко используется на стадии прохождения Архсовета и придает в итоге даже иностранному проекту нижегородский акцент. У архитекторов на этот случай имеется невеселое выражение, что плохому зодчему Архсовет всегда поможет, а хорошего, в свою очередь, понизит до уровня середняка, - сказал А. Кузьмин.
- У этого замечательного и весьма остроумного архитектурного решения имеется один недостаток, - подчеркнул в ходе обсуждения предложенного варианта Алексей Клименко, - соседство с замечательным памятником - храмом Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, одним из лучших образцов московского барокко. Все мы прекрасно знаем качество этой замечательной архитектуры! Предложенная нам доминанта комплекса чрезмерна по сравнению с этим храмом. Церковь Покрова - слишком значительный памятник, чтобы так просто закрыть глаза на столь неблагоприятное соседство. При абсолютном уважении к автору, я считаю, что окончательное решение по поводу габаритов его будущей постройки нужно принимать лишь исходя из уважения к этому храму, выдающемуся памятнику русского зодчества, охраняемому ЮНЕСКО.
Президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский в свою очередь заметил:
- Слова, подтверждающие архитектурное мастерство Кикутаке и качество объектов, - правильные. Обсуждаемый нами комплекс должен быть построен на интереснейшем месте и с точки зрения окружающего ландшафта, и с точки зрения его расположения относительно Москвы-реки. Я хочу обратить внимание на то, что в Москве мы уже начали привыкать к постройкам сложным, интересным, порой имеющим экстравагантные интересные решения. Это хорошо! И в нашем случае вариант с большими окнами-ромбами на фасадах, за которыми расположатся висячие сады, я считаю, оправдан. Рассматриваемое здесь здание - тип жилья двадцать первого века. Кикутаки мастер замечательный - тонкий, интеллигентный человек. И не заметить этого было бы неправильно. Я поддерживаю этот безумно сложный новаторский проект.
Заканчивая обсуждение, Владимир Ресин подчеркнул:
- Кикутаке - архитектор неплохой, представленную им работу можно поддержать. Правда, здесь возникают две проблемы, которые в обязательном порядке нужно решить. Во-первых, обязательно нужно уточнить объемы здания - оно не должно своими габаритами «задавить» историческую церковь в Филях. Во-вторых, к строительству объекта не приступят, пока предприятие «Филикровля» не начнет работу вновь на другой территории, причем даст продукцию в объеме не ниже сегодняшнего. Ну а проект, как я сказал, заслуживает внимания.