Речь идет, по сути, о строительстве новых городов. Федеральная власть пошла на смелый эксперимент, отобрав 22 таких проекта и пообещав государственную поддержку взявшимся за их реализацию инвесторам - крупным частным компаниям. Государство берет на себя строительство дорог, субсидирует процентные ставки при кредитовании на инженерную подготовку территорий, кроме того, речь идет и о предоставлении госгарантий по кредитам.
В крупных российских городах остро не хватает свободных площадей под застройку. Конечно, можно возводить многоэтажки на месте старых кварталов, точечно "впихивать" дома в парковые зоны, на спортивные и детские площадки.
Но задачу обеспечения жилищного бума (а как иначе назвать установленную властью планку по возведению 80, а в перспективе и всех 140 миллионов метров в год) таким образом не решить. Даже власти столицы, где война жителей за сохранение двора и близлежащего сквера, казалось, будет бесконечной, сдались, объявив, что прекращают точечную застройку.
Альтернатива, пожалуй, одна: комплексное освоение территорий - сокращенно, КОТ.
Эта скучная аббревиатура означает, по сути, возведение новых городов, что называется "в чистом поле". Где-то они будут примыкать к нынешним городам, где-то - отстоять от них на десяток-другой километров, представляя собой абсолютно полноценные, автономные поселения.
Идея, витавшая в воздухе, стала реальностью, когда в прошлом году крупные компании-инвесторы, планирующие реализацию нескольких подобных проектов, получили поддержку государства не только на региональном, но и на федеральном уровне. После очередного заседания президиума Госсовета осенью прошлого года заинтересованные стороны - бизнес и власть - встретились в Коломне на семинаре, где впервые, пожалуй, на федеральном уровне дотошно и объективно обсудили все плюсы и минусы подобного подхода к градостроению.
Плюсов много. При уплотняющей застройке приходится считаться с условиями сложившейся инфраструктуры. Коммуникации в старых городах изношены, дороги расположены не там где нужно, их пропускная способность не выдерживает современных требований, парковок нет, а про экологическую обстановку говорить вообще не приходится. Вновь строящиеся города всех этих недостатков будут лишены априори. Ведь, начиная строительство с чистого листа, можно создать проект, где все будет подчинено стандартам XXI века. В том числе и тем условиям, от которых зависит качество жизни.
По словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, перспективные территории будут оборудованы современной инженерной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктурой; и, хотя подобное щедрое социальное обустройство приведет к росту себестоимости (по оценкам экспертов, до 10-15 процентов), экономить здесь не следует. "Люди, которые платят за жилье из собственного кармана, а не получают его от государства, вправе рассчитывать на то, что вокруг них будет не выжженное поле, а достойная социальная микросреда", - считает первый вице-премьер.
Таким образом, подход, который диктует КОТ, в корне отличается от "ударных" советских строек, когда города возникали вокруг градообразующих предприятий. Сейчас главным стержнем становится план развития соответствующего района и архитектурная концепция города. Именно с таких позиций действовала, например, компания "Коалко", начинающая в Подмосковье проект "Большое Домодедово" - прежде чем начинать собственно проектирование нового города, здесь провели исследование будущих потребностей района и города с учетом бурного развития аэропорта Домодедово, строительства ЦКАД, которая примет на себя основной транзитный грузопоток, захлестывающий сейчас Москву. Просчитали не только количество вновь создаваемых рабочих мест (а значит, и потенциальных покупателей жилья), но и всю социальную составляющую: вплоть до количества необходимого новому городу медицинского персонала. Аналогичные принципы используются и в двух проектах "Ренова-СтройГрупп" - "Академическом" под Екатеринбургом и "Солнечной долине" под Челябинском.
Впрочем, минусов, или, точнее, проблем, при реализации КОТ тоже немало. Одна из серьезнейших - взаимоотношения с инфраструктурными монополиями - РАО ЕЭС и "Газпромом". Предстоит серьезнейшая работа по созданию новых энергомощностей и сетей, увязывание строительных проектов с инвестиционными программами этих компаний. Много вопросов вызывает и работа по подготовке территорий под строительство и возведение социальных объектов. Градостроительный кодекс возложил эти затраты на муниципальные и региональные бюджеты. И дело не только в том, что далеко не каждый регион в состоянии профинансировать свою "долю" (для этого тоже, кстати, предстоит развивать кредитные схемы под залог муниципальных земель). Но и в том, что если в качестве инвестора "социалки" выступает бизнес (а это предусмотрено при реализации экспериментальных проектов), возникают правовые проблемы по передаче (продаже) уже возведенных объектов муниципалитету.
Еще один серьезный момент касается обещанной государством поддержки: субсидирования кредитных ставок при инженерной подготовке площадки под строительство и госгарантий. В ФЦП "Жилище" подобная поддержка предназначалась только муниципалитетам - при выполнении, естественно, определенных условий. Неподготовленность местного уровня власти к предъявленным Федерацией требованиям (как, впрочем, и скудость бюджетов) привела к тому, что выделенные на эти цели в прошлом году 50 миллиардов рублей не были освоены целиком. Так что уже прошлой осенью многие эксперты предлагали распространить систему господдержки и на частные компании.
Детальной проработки этого механизма, впрочем, до сих пор не появилось.
Однако за прошедшие полгода правительство, как признают представители компаний, сделало очень много. Главное, от "протокола о намерениях" шагнуло к созданию необходимой правовой базы. В мае вышло постановление правительства, объявившее о конкурсном отборе подобных проектов. Главные требования: строительство в течение десяти лет не менее одного миллиона квадратных метров жилья, консолидация в одних руках достаточного по площади земельного участка (чтобы проект был цельным, а не "лоскутным"), современный подход к градостроению. Из 39 заявок, поданных на конкурс в Росстрой, было отобрано 22 проекта. Правда, глава ведомства Сергей Круглик считает, что реально начнут выполняться в ближайшее время пока только шесть-семь проектов. Тем не менее старт взят: на этих экспериментальных площадках будет отрабатываться схема взаимодействия государства и бизнеса при массовом жилом строительстве.
Официально Дмитрий Медведев, первый заместитель председателя Правительства РФ: - Очевидно, что перспективы точечной застройки в нашей стране, особенно в крупных городах, практически полностью исчерпаны. Необходимо переходить к комплексному строительству, к освоению больших земельных массивов. Понятие "большой" растяжимое. Где-то это могут быть, по сути, новые города, где-то просто большие, чем сейчас, участки жилой застройки.
Крупный бизнес такие проекты уже начал. Нужно, чтобы спектр территорий расширялся как можно интенсивнее. Для создания нормальных условий жизни необходимо оборудовать эти перспективные территории современной инженерной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктурой. Мы обязаны это делать, потому что, если когда люди платят за жилье из собственного кармана, они вправе рассчитывать на то, что вокруг будет не выжженное поле, а достойная социальная микросреда.
Резко увеличить строительство жилья можно единственным способом
Новости по теме
- В РФ хотят узаконить строительство частных домов на с/х землях
- Минстрой: количество введенных в 2016 году квартир увеличится на 38%
- Правительство выделит на спортобъекты в регионах 2,3 млрд рублей
- На месте Петровско-Разумовского рынка построят большой ТПУ
- В Новой Москве завершилось строительство первых станций метро
- Филиалам крупных турецких компаний в РФ разрешили нанимать граждан Турции