В условиях серьезного подорожания недвижимости клиенты риэлторских фирм стараются на многом сэкономить. При этом люди часто задаются вопросом: за что они должны платить риэлторам и как не ошибиться в выборе грамотного специалиста?
Покупатель или продавец часто склонен к «самообслуживанию» - он начинает самостоятельно выискивать наиболее подходящие (в первую очередь, самые дешевые) варианты в газетах и Интернете, не всегда представляя, откуда они берутся и на каких условиях предлагаются. Порой люди обращаются к агенту, присоветованному друзьями или родственниками. Но во всех случаях и за объявлением, и за агентом стоит главный партнер клиента по сделке - агентство, и именно с ним предстоит вступить в договорные отношения, которые в том числе должны блюсти интересы как безопасности клиента, так и успешного завершения сделки.
Для начала вспомним, что агентств недвижимости в Москве не одна сотня, лицензии отменены, сертификация - дело добровольное. Какими же критериями тогда руководствоваться?
1. Профессионализм сотрудников. Серьезные фирмы, вне зависимости от стажа их работы на рынке и количества сотрудников, уделяют большое внимание профподготовке своих кадров. Регулярно проводятся обучение, аттестация, разбор сложных ситуаций. После того, как было отменено лицензирование в 2002 году, общественная профессиональная организация - Российская гильдия риэлторов предложила альтернативу- сертификацию. Очень хорошо, если фирма, с которой вы будете решать свои жизненно важные вопросы, является членом РГР или MAP (Московской ассоциации риэлторов) и прошла добровольную сертификацию качества предоставляемых услуг. Обычно информация об этом есть в офисе компании. Следует знать, что только при условии успешного обучения и сдачи экзаменов ведущими сотрудниками компания получает такой сертификат. Кроме того, если у вас возникнут претензии по поводу действий риэлторов, вы всегда можете обратиться в Комитет по защите прав потребителей (тел. +7 (495) 624-87-21).
2. Информационные технологии. Солидное агентство недвижимости не ограничивается печатными специализированными изданиями для поиска нужного клиенту варианта. Сегодня существует множество межагентских компьютерных баз, которые позволяют очень быстро найти требуемые варианты, точно определить рыночную цену квартиры, провести детальный маркетинг. Современный агент хорошо подкован и в вопросах законодательных нюансов, так как имеет возможность ежедневно пользоваться специализированными дайджестами новостей, в том числе юридических, рынка недвижимости. Поэтому при посещении офиса фирмы нелишне поинтересоваться технической оснащенностью агентов.
3. Общественная позиция. Если компания ведет честный, открытый бизнес, она старается участвовать в общественной профессиональной жизни. Членство в общественных организациях, участие в специализированных выставках и другие свидетельства положительного имиджа отражаются в свидетельствах, дипломах, грамотах, на которые также следует обратить внимание.
4. Развитая инфраструктура. Стоит иметь дело с той компанией, которая готова по вашему желанию обеспечить вам консультацию юриста, имеет установившиеся отношения с нотариусом, банком. Если вы предполагаете решать свой жилищный вопрос с привлечением ипотечного кредита, то фирма, а не вы, должна предложить вам либо ипотечного брокера, либо несколько банковских программ, посредником в которых агентство должно стать. Очевидно, что если все это имеет место, то фирма прилагает усилия и вкладывает средства в поддержание достойного профессионального уровня.
5. Доброжелательность сотрудников и внимательное отношение к клиентам. Без этого даже самые высокие профессиональные качества могут запросто сойти на нет.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что настоящие профессионалы решают проблемы своих клиентов комплексно, ставя интересы клиента на первый план и всегда отстаивая их.
А теперь попробуем разобраться, за что же мы платим риэлтору.
Продавец, обратившийся в агентство недвижимости, вправе рассчитывать на получение следующих услуг:
- адекватная оценка рыночной стоимости выставляемой на продажу квартиры;
- организация эффективной рекламной кампании и регулярный отчет о ее проведении;
- грамотная организация переговоров с потенциальными покупателями и показов;
- сбор всех необходимых для сделки документов;
- организация нотариального удостоверения сделки, обеспечение безопасных расчетов через банк, помощь в государственной регистрации, контроль за завершением сделки.
В случае если вы покупаете квартиру, может появиться иллюзия, что здесь риэлтор не очень-то и нужен. На самом деле агент должен будет проработать огромные массивы информации, совершить десятки звонков, в итоге - организовать наиболее подходящие просмотры. Не сомневайтесь, эта работа требует высокой квалификации, времени и сил, дабы клиент не тратил время на бесплодные экскурсии и разговоры в квартирах, которые заведомо ему не подойдут. После подбора подходящего варианта ваш агент соберет и проверит все нужные справки, оценит имеющиеся риски и подготовит все к заключению сделки. При этом не стоит забывать, что все услуги риэлтора оплачиваются после успешного завершения всей операции.
И, наконец, о размере комиссионных. Сегодня в Москве средний размер комиссионных колеблется от 4 до 6%. В последнее время ряд компаний установили фиксированные тарифы на некоторые виды своих услуг. Так что главный вопрос, который должен волновать граждан, - не сколько получают риэлторы за свой непростой труд, а какой спектр услуг они предоставляют своим клиентам за их деньги.