Прошедший на минувшей неделе на ВВЦ Международный форум «Строительство городов-2007» стал значимым событием не только для узкого круга профессионалов, но и для всех тех, кто интересуется вопросами развития строительного сектора экономики и жилищно-коммунального хозяйства.
«Строительство городов-2007» стало демонстрацией накопленных знаний и опыта во всех направлениях строительства, реконструкции и развития городов. По сути, мегафорум объединил сразу 13 профильных выставок, широко осветивших последние новинки в технологиях домостроения, освоения подземных пространств, при возведении магистралей и инженерных сооружений.Открывал «City Build» первый заместитель руководителя стройкомплекса Москвы А. Н. Левченко. Он отметил растущий интерес к форуму: в 2004 году такую же выставку посетило около 1000 человек, в 2006 - 3,5 тысячи, а в нынешнем году за четыре дня работы форума в 57 павильоне на ВВЦ побывало около 7 тысяч человек.
В рамках выставки прошли научно-технические конференции и «круглые столы». Огромный интерес вызвали организованные различными секциями экскурсии: на многофункциональный высотный комплекс «Соколиная гора», стройплощадку вантового моста через Москву-реку в Серебряном Бору, в музей-заповедник «Царицыно».
В первый же день работы форума состоялась пресс-конференция, где ведущие специалисты отрасли рассказали о главных направлениях развития города.
- При поддержке и инициативе Департамента градостроительства Москвы три года назад мы организовали выставку «Подземный город», - рассказал президент Тоннельной ассоциации С.Н. Власов. - Сегодня эта выставка проводится в третий раз. Ее участники представили широкий спектр объемов планировочных решений при строительстве подземных сооружений городской инфраструктуры и применяемые новейшие технологии.
Для Москвы это особенно актуально - в городе созданы все объективные предпосылки для освоения подземного пространства в тех объемах и на таком техническом уровне, который соответствует статусу столицы. Сегодня каждый третий вводимый в городе объект имеет эксплуатируемую подземную часть, а всего площадь подземных объектов за последние 5 лет составила около 8%. Вместе с тем анализ зарубежного опыта подземного строительства в мегаполисах, схожих с Москвой по численности населения, плотности застройки и количеству транспортных средств на одного жителя, показывает, что оптимальные условия для обеспечения устойчивого и комфортного проживания достигаются при доле подземных сооружений от общей площади вводимых объектов в 20 - 25%. Мы только начинаем осваивать подземные пространства, но начинаем очень неплохо. Уже на Третьем транспортном кольце построено несколько крупных автодорожных тоннелей нового поколения.
А тоннель, построенный под Серебряным Бором (часть Звенигородской магистрали), который начинается в Троице-Лыкове и выходит на поверхность в Крылатском, аналогов в Европе пока не имеет. Здесь, по сути, в одном тоннеле размещены две скоростные магистрали: в верхнем ярусе восьмиполосная автомобильная дорога, в нижнем - метрополитен.
О высотном строительстве, программе «Новое кольцо Москвы» и проекте ММДЦ «Москва-Сити» рассказал начальник Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н. Дмитриев. В столице сегодня 57 таких зданий. А будет много больше, уже заложена башня «Россия» - самый высокий объект в Европе.
Сегодня на первый план выдвигается обеспечение комплексной безопасности таких объектов. После 11 сентября все мировые лидеры строительства высотных зданий посвящают этой теме самое пристальное внимание. Отвечая на вопрос журналистов, каковы геофизические возможности Москвы с точки зрения высотного, да и подземного, строительства (известно, что Нью-Йорк стоит на скальных породах, а в подземных грунтах Москвы преобладают «плывуны»), А.Н. Дмитриев сказал: «Во-первых, у нас есть нормативные документы по высотному строительству, которые были выпущены в 2005 году. В них уделяется большое внимание разделу инженерно-геологических исследований грунтов. Во-вторых, мы предусмотрели отдельные дополнительные исследования строящихся в Москве высотных зданий. В-третьих, Москомархитектура заказала научно-исследовательскую работу по анализу всех высоток с точки зрения риска, связанного с обустройством «нулевого» цикла строящихся зданий. И, в-четвертых, сейчас московское Правительство работает над исследованием геофизическими методами площадок, предназначенных под возведение высоток. Конечная цель работы - создать такую модель с учетом геофизических возможностей территорий города, которая позволит прогнозировать ситуацию в районах строительства высотных зданий».
Презентацию экспозиции выставки «Дормостэкспо» провел президент фонда «Амост» С. В. Мозылев.
- Само сочетание слов «мост» и «экспо» ново: мостовики себя никогда не выставляли, они были заняты работой, - сказал он. - Сегодня другие законы, другие правила игры, и мы вынуждены искать новые рынки, новые сферы приложения деятельности. Обладая самыми современными технологиями, новейшим оборудованием, мостостроители могут все - начиная от возведения фундаментов любой сложности до монтажа каркасов и подъема особо тяжелых грузов.
- Что демонстрируете сегодня?
- Собственно, это все сферы строительного производства: изготовление конструкций, научная организация, сопровождение, проектирование. В наших экспозициях принимают участие сильнейшие проектные институты Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Это - элита инженерной мысли. Представляем лучшие проекты, те, что только разворачиваются, и уже реализованные: мост во Владивостоке через Золотой Рог, реконструированный мост в Кимрах через Волгу, питерские мосты. И, конечно, уже построенный мост через Москву-реку, связавший Крылатское с Серебряным Бором. Это уникальное сооружение, не имеющее аналогов в Европе, должно стать частью будущего Звенигородского шоссе.
Поскольку в экспозиции выставки большое место отведено современным строительным материалам, на пресс-конференции был затронут злободневный вопрос о растущих ценах на цемент. Отвечал на него А.Н. Левченко.
- Мы находимся в рынке, - сказал он, - поэтому и диктовать свои условия не можем. Конечно, бесконечно растущие цены на стройматериалы не могут не сказаться на кармане налогоплательщиков. Ситуация сложная. Большинство заводов, выпускающих цемент, настоятельно требуют реконструкции. Для реализации федеральной программы «Доступное жилье» требуется увеличение промышленных мощностей в несколько десятков раз. На сегодня страна к этому не готова. Необходимы вливания из федерального бюджета для поддержки промышленников.
Со своей стороны, московское Правительство делает все, чтобы смягчить обстановку на рынке стройматериалов. Мы проводим конкурсы, в которых участвуют и поставки цемента, бетона, металлов, и потребители. Существуют три стадии оплаты: предоплата, оплата при погрузке и уже после того, как материал получен. Самое дорогое, естественно, последнее. Находим компромиссные решения, заключаем договоры, проплачиваем авансы потребителям. За счет этого пытаемся стабилизировать цены на рынке. Добились снижения стоимости металла. С цементом пока ситуация остается сложной.
Что говорят о выставке ее участники?
А.М. Гюльазизов, начальник отдела технической информации корпорации «Трансстрой»:
- Выставка - это отличная возможность показать себя и познакомиться с новыми технологиями. Мы представили объекты дорожно-мостового строительства - в том числе комплексное развитие транспортной инфраструктуры аэропорта «Внуково», с подъездными дорогами, эстакадами, терминалом. Главный выставочный продукт - контакты. Надеемся, что после проведения этого форума у нас появятся новые деловые партнеры.
В.В. Варшавский, начальник 7-й мастерской ГУП «Мосинжпроект»:
- Мы показали два крупных последних проекта развязки на Ленинградском проспекте: при пересечении с Беговой и Ходынкой. Конечно, очень важно показать себя, но не менее важно чему-то научиться у коллег, узнать о новых технологиях и стройматериалах.