Правительство Московской области готово поделиться опытом в решении проблем обманутых соинвесторов

Правительство Московской области готово поделиться опытом в решении проблем обманутых соинвесторов с властями других регионов России. У каждого времени свои приметы. Печальным символом начала девяностых годов стали шахтерские забастовки. Символом двухтысячных - митинги и голодовки людей, которые, мечтая о собственной крыше над головой, вложили деньги в строительство жилья, но были жестоко обмануты.

Проблема коснулась не только Москвы: география незавершенных (а иногда даже и не начатых) строек охватила едва ли не всю страну. И лишь буквально в последние год-полтора дело сдвинулось с мертвой точки: власти ищут и находят возможности довести до конца возведение тех многоэтажек, с которых в свое время дезертировали строители. Правда, ситуацию удалось "разрулить" далеко не во всех регионах страны - слишком многое зависит от политической воли губернатора каждой области, каждого края. Проявить ее способны не все. Примером удачной работы в решении проблем обманутых дольщиков можно назвать опыт, накопленный в этом сфере Правительством Московской области: на сегодняшний день в Подмосковье сдано в эксплуатацию более трети проблемных объектов, на большинстве остальных возобновилось строительство, и в самом обозримом будущем обманутые нечистыми на руку предпринимателями люди все-таки отметят новоселья.

Какие механизмы использует Правительство области, чтобы ни один человек не остался без квартиры? Каким образом властям удается найти общий язык с новыми инвесторами? На эти вопросы нам отвечает заместитель министра строительства Правительства Московской области Павел Степанович ПЕРЕПЕЛИЦА. - Павел Степанович, говорят, любую болезнь легче предупредить, чем потом лечить. Почему же в стране возник, можно сказать, целый класс обманутых дольщиков? Почему в определенный момент ситуация начала выходить из-под контроля властей - как федеральных, так и региональных? - Беда в том, что вплоть до 2005 года в действующем на тот момент законодательстве было достаточно пробелов, чтобы недобросовестные коммерсанты могли выстраивать самые разнообразные схемы по изъятию денег у населения под предлогом строительства жилья. И таких схем существовало великое множество. Фактически ни одна из них не предусматривала сколько-нибудь серьезной ответственности инвестиционных и строительных компаний перед покупателями жилья. Более того, власти были лишены рычагов влияния на недобросовестных застройщиков, поскольку закон запрещает вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Мы могли лишь вести просветительскую работу, рассказывать гражданам, как не попасться на удочку мошенников. К сожалению, нас услышали не все: в надежде купить квартиру подешевле люди рисковали, вкладывали деньги в строительство, когда не существовало даже фундамента дома, когда у инвестора не было на руках никакой разрешительной документации. В итоге к лету 2005 года, когда наконец были внесены необходимые изменения в законодательство, когда государство наконец встало на защиту собственного населения и взяло на себя контроль за исполнением строительных договоров, ситуация сложилась крайне тяжелая.

На 1 ноября 2005 года в области было 143 проблемных объекта, несколько тысяч человек оказались в отчаянном положении. - Предположу, что губернатор Московской области Борис Громов не мог не отреагировать на столь удручающее положение дел" - Да, в том же 2005-м по его распоряжению была создана межведомственная рабочая группа. В ее состав вошли практически все руководители органов исполнительной власти Подмосковья во главе с вице-губернатором области Алексеем Борисовичем Пантелеевым. Члены рабочей группы тщательно проанализировали ситуацию, определили перечень тех объектов, завершение строительства которых оказалось под вопросом, донесли информацию до Бориса Всеволодовича. И он принял серьезнейшее политическое решение: дома должны быть достроены. С формальной, законодательной точки зрения власти не обязаны заниматься решением этого вопроса. Но поскольку политика Правительства Подмосковья носит ярко выраженный социальный характер, оно не могло оставить людей один на один с их бедами. - То есть волей губернатора из областного бюджета были выделены определенные средства, которые пошли на завершение строительства? - Нет. Таких прав у нас нет. Из бюджета не было потрачено ни копейки. И тем не менее нам удалось найти выход: инвесторы, не выполнившие своих обязательств, передали права на продолжение строительства тем компаниям, которые в состоянии завершить начатое. - Каким образом удалось заинтересовать новых инвесторов продолжить строительство проблемных объектов? - В каждом конкретном случае предлагалась своя схема взаимодействия местных властей и компаний-инвесторов, в каждом конкретном случае создавали для них такие условия, чтобы вхождение в проект было для них привлекательным. Например, там, где это было возможно с точки зрения строительных технологий, предлагали увеличить этажность зданий с тем, чтобы за счет реализации дополнительных квадратных метров инвесторы смогли окупить свои затраты и получить определенную прибыль. Если это было невозможно, снимали с инвесторов часть обременений, перераспределяя нагрузку по возведению инфраструктурных объектов в сторону других застройщиков. Не могу сказать, что это был простой процесс: работа заняла довольно много времени. Но так или иначе нам удалось выполнить задачи, поставленные перед нами губернатором Московской области. - Что конкретно сделано за эти полтора года? - Из 143 проблемных объектов на сегодняшний день сданы в эксплуатацию 55: в городе Железнодорожный, в поселке Белоозерск, в Воскресенске, в Островцах и Щербинке, в Химках и Павловском Посаде, в Лосино-Петровском и Ивантеевке, в других городах Подмосковья. Еще на 44 объектах идет строительство, в котором задействованы 2300 специалистов.

Уже в этом году будет сдан еще один дом в Железнодорожном, вскоре завершится строительство многоэтажек в Красногорске, Павловском Посаде, Лобне и первой очереди одного из самых непростых объектов "Западные ворота" - это в Одинцове. Еще по восьми объектам в связи с подбором новых инвесторов идет процесс оформления документации, оформления земельных участков.

Еще раз повторю: не все происходит так быстро, как всем нам того хотелось бы, но большинству обманутых соинвесторов мы готовы назвать конкретные сроки, в которые их жилье будет достроено. - Большинству, но не всем? - Остаются не до конца решенными вопросы по объектам компании "Социальная инициатива". Часть домов, которые она обещала построить, уже достроена силами других компаний: в Люберцах, в Воскресенске. В Ленинском районе скоро будет сдаваться новостройка, строятся дома в Можайске, Мытищах и Томилине. Но дело в том, что, во-первых, на части площадок коммерсанты даже не планировали начинать строительство: часть земель, заявленная под застройку, принадлежит совершенно другим юридическим лицам, другая относится к землям сельхозназначения, а также находится в федеральной собственности" В таких случаях мы находим возможность предоставить жилье в других местах: пусть вид из окна будет похуже, а расстояние до центра города побольше, но новоселье все же состоится. Однако часть объектов "Социальной инициативы" находится под арестом, решением Арбитражного суда наложен запрет на проведение каких-либо действий в их отношении. Поэтому мы ограничены в маневре. Но буквально две недели назад на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам защиты прав и законных интересов граждан при строительстве объектов жилищного назначения Алексей Борисович Пантелеев обратил особое внимание на этот вопрос. Перспектива в большинстве случаев есть. Но в два дня, увы, вопрос не решить. - А что вы посоветуете тем, кто лишь собирается покупать квартиру в строящемся доме? - До подписания договора обязательно нужно посоветоваться с юристами, а также получить максимально возможный объем информации о компании-инвесторе. А сделать это можно, позвонив и в наше министерство, и в администрацию любого из муниципальных образований области.

28.09.07

Закрыть

Строительный каталог