Сегодня только столица может похвастаться масштабным переселением москвичей из ветхих пятиэтажек в новые квартиры и полноценной реставрацией старого жилья. Во многих регионах переселение из старых и опасных домов фактически прекратилось из-за нехватки денег у местных властей. О том, какие возможности есть в стране с ветхим жилищным фондом, «НГ» рассказал экономист Евгений Гонтмахер.
Об авторе: Евгений Шлемович Гонтмахер - руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН.
– Евгений Шлемович, насколько злободневна для России проблема ветхого жилья?
– В России миллионы человек проживают в жилье, которое надо немедленно либо сносить, либо реконструировать. Эта масштабная проблема в последние годы не решалась, так как требует достаточно больших средств, которые региональные власти, как правило, выделить не могли, кроме самых сильных субъектов Федерации – например, Москвы, Санкт-Петербурга. Жилье нужно не просто снести, надо еще переселить куда-то жителей – то есть либо построить новые дома, либо иметь специальный маневренный фонд, который обычно отсутствует. Об остроте проблемы свидетельствует то, что президент РФ Владимир Путин достаточно жестко поставил ее в своем последнем Послании Федеральному собранию. Президент сказал о создании специального федерального фонда, который должен помочь решить проблему ветхого жилья «сверху», поскольку сегодня только Центр может продвинуть регионы в этой сфере.
– Какую политику проводит Министерство регионального развития в деле ликвидации ветхого жилья?
– Вообще это министерство искусственное, и его функции в этом деле непонятны. Ведь есть Росстрой, который профессионально занимается решением жилищной проблемы, у него имеется федеральная программа «Жилище», где есть подпрограмма «Ветхое жилье». Кроме того, предусмотрено, что федеральные деньги будут выделяться из фонда, который будет составлять своего рода госкорпорацию, – иметь такой же статус, нормативно-правовую форму. Им будут управлять совместно и депутаты Госдумы, и чиновники, и общественность. Поэтому ведомство Владимира Яковлева в данном случае просто не нужно. Хотя это министерство существует, чтобы вырабатывать региональную политику, ее в нашей стране так и не появилось, а никаких новых идей, в том числе в сфере жилищных вопросов, это ведомство предложить не смогло.
– Аварийных домов будет все больше, сможет ли государство успевать перечислять деньги на вывод из эксплуатации?
– Там несколько другой подход – предполагается, что деньги будут фонду выделены разово, а потом субъекты Федерации и население начнут самостоятельно решать проблему уже без помощи Центра. Другое дело, что через пару лет ситуация все равно останется острой. Потому я не исключаю, что будет принято решение пополнить фонд за счет федеральных денег. Пока же планируется на первом этапе помочь регионам, чтобы они сами потом решали эти вопросы. Это сегодня идеология государства, предполагающая, что регионы в ближайшие годы наберут силу, будут получать достаточно большие налоговые поступления и за счет этого смогут самостоятельно разобраться с жилищной проблемой. Хотя я лично сомневаюсь в такой радужной перспективе.
– Возможно ли нынешними темпами решить проблему ветхого жилья?
– Скорее всего нет. За счет федеральных средств, которые сейчас выделены, это сделать невозможно. Проблема застарелая, и она потребует от 5 до 10 лет, причем все эти годы надо деньги выделять все активнее, а не уменьшать их. К тому же все будет зависеть от местных властей. Если они смогут вложить какие-то средства, то в течение 10 лет мы эту проблему решим. Если не смогут, то там будет развилка – либо федеральный Центр взвалит эту проблему на себя, либо она так и останется нерешенной еще на неопределенный срок.