На сегодняшний день строительная отрасль демонстрирует устойчивый рост. Так, по данным Росстата, в первом полугодии 2007 года объем строительства в стране по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 25,5 процента и составил 1189,3 миллиарда рублей. Может сложиться впечатление, что дела в этом секторе экономики, как нигде, благоприятны. Однако и по количеству проблем строительной отрасли трудно найти "конкурентов".
"Одно окно" для всех чиновников По словам президента Российского союза строителей Виктора Забелина, поступательное развитие отрасли уже затормозилось по ряду причин. Одна из важнейших - сроки согласования. "К примеру, на 100-квартирный жилой дом необходимо получить от 170 до 180 согласований", - отмечает специалист. В итоге весь процесс согласования занимает в среднем около года. Иначе говоря, порой возвести здание можно быстрее, чем подписать необходимые документы.
На практике это приводит не только к увеличению сроков сдачи объекта, но и к росту стоимости недвижимости. Ведь сегодня, как отмечает вице-президент национального фонда развития рынка недвижимости и оценочной деятельности Владимир Герасименко, около 30 процентов от стоимости квартиры составляют взятки, которые застройщики платят за ускорение оформления документов.
Изменить ситуацию способно создание системы "одного окна". В этом случае строители могли бы получить сразу все необходимые разрешения. Уже в начале этого года заместитель министра регионального развития РФ Юрий Тыртышов представил проект, который позволит упростить процесс прохождения экспертиз при строительстве объектов. Согласно документу все согласования будут проводиться в одном органе. Сейчас же, по данным Ассоциации строителей России (АСР), компании вынуждены проходить по 13 экспертиз и собирать около 180 подписей.
"Прозрачные" финансы Безусловно, многие проблемы в строительной отрасли связаны не только с бюрократией, но и с внутренними причинами. О том, что у большинства компаний есть неиспользованный резерв для снижения сроков сдачи и стоимости зданий, свидетельствуют результаты исследования "Автоматизация в управлении бизнес-процессами в строительстве", которое провели аналитики АСР.
Проанализировав деятельность более 50 компаний - лидеров отрасли, эксперты пришли к выводу: лишь в 12 процентах организаций регламентированы более 80 процентов бизнес-процессов, в 63 процентах регламентированы лишь 30-50 процентов. Иначе говоря, лишь в 12 процентах строительных компаний "бумаги" находятся в порядке, и то на 80 процентов. А в большинстве других фирм имеются широкие возможности для нерационального распоряжения денежными и иными средствами.
Генеральный директор девелоперской компании "Альянс Континенталь" Алексей Чаленко подчеркивает, что на Западе сегодня наблюдается огромный интерес к российской строительной индустрии. Останавливает инвесторов именно низкая финансовая прозрачность рынка. Улучшить ситуацию в этой сфере - в интересах самих же строительных компаний.
Основной показатель финансовой прозрачности - формирование отчетности по международным стандартам. В настоящее время, по данным экспертов АСР, таким образом работают лишь 6 процентов опрошенных строительных компаний.
Где искать кадры?
Еще одна важная проблема данного сегмента экономики - это дефицит кадров. Светлана Рычкова, консультант кадрового агентства "ЮНИТИ-СЭТ", отмечает: "По нашим наблюдениям, сегодня на рынке труда востребованы сметчики, прорабы, конструкторы, архитекторы, проектировщики, специалисты по согласованию и т.д." По мнению Светланы Рычковой, для многих соискателей мотивирующим фактором, наравне с достойным компенсационным пакетом, является перспектива профессионального роста в компании, например, возможность повышения квалификации и посещения языковых курсов.
В целом, по прогнозам рекрутеров, напряженная кадровая ситуация в строительной сфере сохранится еще долго. Сейчас потребность рынка жилья намного превышает возможности отрасли. Так, по словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, к 2010 году в России должно быть введено в эксплуатацию более 80 миллионов квадратных метров. Кроме того, реализация программы "Доступное жилье" повлечет за собой спрос на квалифицированный персонал не только в Москве, но и в регионах России.
"Одно из последствий кризиса строительной отрасли 90-х годов - это то, что в настоящее время значительная часть профессионалов уже не молодые люди. Поэтому необходимо стимулировать приток молодежи в отрасль и дать ей возможность перенимать опыт у старшего поколения. При разумном подходе и заинтересованности работодателей потенциала российской молодежи достаточно для обеспечения рынка квалифицированными кадрами", - подчеркивает консультант "ЮНИТИ-СЭТ".
Не "отключайте" стройку Острота кадрового вопроса сопоставима по уровню сложности с накопившимися за долгие годы инфраструктурными проблемами. Ставшая уже легендарной тема "плохих дорог" и железнодорожных сообщений актуальна и в строительной сфере. Так, совладелец международной группы КНАУФ Николаус Кнауф обращает внимание на такую проблему, как отсутствие достаточного количества вагонов и локомотивов у "Российских железных дорог": "С 1993 года из оборота РЖД изъята одна треть вагонов, поэтому необходимо строить новые заводы по производству вагонов и локомотивов".
Кроме того, по словам Николауса Кнауфа, "российской промышленности для ее развития в будущем необходимо больше энергоносителей - неважно, будет это газ или электроэнергия. Здесь не обойтись без строительства новых электростанций".
В целом, можно говорить, что в стоимости будущего "квадратного метра" заложены издержки не столько на само возведение объекта, сколько на создание инфраструктуры. По словам руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству Сергея Круглика, выходом из этой ситуации могло бы стать разграничение затрат. "Мы убеждены, что уровень бюджетной системы (субъекты Федерации, муниципальные образования. - Ред.) должен нести ответственность за строительство своих объектов, а инвестор и застройщик лишь непосредственно за возводимое жилье. В этом случае покупатель будет платить именно за квартиру, а не за всю сопутствующую инфраструктуру, а также появится возможность адекватно оценить уровень реальных затрат и заявляемой цены", - отмечает Сергей Круглик.