Московские власти приняли политическое решение ограничить уплотнительную застройку в городе. Юрий Лужков поручил членам Правительства не рассматривать и не подписывать документы по строительству новых точечных объектов не только в центре, но и на периферии. Чиновники обещают, что принимаемые меры не приведут к снижению общего объема строительства, в том числе социального и коммерческого жилья. Резервов для реализации новых проектов достаточно.
Помимо комплексной реконструкции кварталов, это прежде всего так называемые неугодья - промзоны, поля аэрации, грузовые дворы РЖД, а также деревни в черте города, подлежащие ликвидации в силу своей неблагоустроенности.
В стройкомплексе Москвы не подвергают сомнению строительный потенциал городских территорий. Только за счет вывода промзон до 2020 года можно построить 20 млн. кв. м различных объектов. По данным ГУП НИиПИ Генплана Москвы, сегодня промышленными предприятиями занято 20,9 тыс. га столичной земли. Однако эффективно используется в лучшем случае 30% площадей. Многие предприятия, занимающие значительные и дефицитные земельные участки, низкорентабельны и существуют скорее по инерции, получая основные доходы от сдачи в аренду пустующих площадей. В 2006 году Правительство Москвы приняло постановление 836-ПП "О территориях промышленных зон", в котором указывается, что для устойчивого роста промышленности городу необходимо сохранить и модернизировать 7,5 тыс. га территорий промзон. Остальные 13 тыс. га могут быть безболезненно пущены под застройку.
В первую очередь реорганизация затронет еще сохранившиеся промышленные территории в центральной части города (районы Красная Пресня, Хамовники, Дорогомилово), а также многочисленные промзоны на юге столицы. В частности, будут реорганизованы промзоны "Люблино-Перерва", "Грайвороново", "Южный порт", "Серп и Молот", "Некрасовка", "Карачарово", "Курьяново", "Волгоградский проспект", "Капотня" с выводом экологически вредных производств. В ближайшие месяцы с территории "Южного порта" будут выведены цементный завод, склады и автобазы. Перестройка затронет Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), на месте которого появится новый жилой микрорайон, и Курьяновскую станцию аэрации.
В "Грайвороново" вместо 21 предприятия вырастут корпуса новостроек общей площадью 0,5 млн. кв. м. Всего под жилищное строительство в процессе реорганизации промзон Южного округа будет выделено 300 га, что позволит улучшить жилищные условия 88 тыс. человек. Не менее внушительными резервами владеет на территории Москвы РАО "Российские железные дороги". Участки общей площадью 4000 га, занимаемые объектами инфраструктуры, - железнодорожными путями, грузовыми дворами и сортировочными станциями, - зачастую используются неэффективно и могут быть частично переданы под новое строительство. В прошлом году совместно с РАО "РЖД" был создан Координационный совет по проблемам градостроительного развития территорий Московского железнодорожного узла, который со стороны Правительства Москвы возглавил глава стройкомплекса Владимир Ресин. Стороны договорились о первоначальном освоении 9 участков, обладающих значительным градостроительным потенциалом. Это, в первую очередь, территории, примыкающие к вокзалам - Киевскому, Белорусскому, Савеловскому, Рижскому, Павелецкому, Ленинградскому и т.д. На днях стало известно о первом пилотном проекте программы. В рамках реорганизации товарного двора "Москва-Рижская" на площади 30 га будет возведено до 1 млн. кв. м площадей. На долю жилья и коммерческих площадей придется около 650 тыс. кв. м. Порядка 200 тыс. кв. м займет подземное пространство, куда уберут участок путей, по которым к вокзалу подходят пригородные поезда.
Аналогичный проект будет реализован в ближайшей перспективе и в районе Киевского вокзала. Там предусматривается перекрытие железных дорог платформой, а также освоение зон отчуждения, находящихся рядом с Парком Победы. Общая площадь застройки составит 45 га, на которых планируется возвести более 1 млн. кв. м жилья, офисов, гостиниц, торгово-развлекательных и складских помещений. В целом, потенциал застройки территорий, занимаемых ныне объектами РАО "РЖД", Москомархитектурой оценивается в объеме не ниже 10 млн. кв. м. Комплексную застройку планируется также развернуть на месте деревень, находящихся в черте Москвы. Сегодня они разительно отличаются от соседних типовых кварталов. Большинство населенных пунктов застроены неказистыми деревянными домами, давно не видавшими ремонта. Стабильного газо-, водо- и электроснабжения, не говоря уже об объектах социальной инфраструктуры, практически нигде нет. Согласно постановлению столичных властей, 36 московских деревень и поселков будут снесены и на их месте развернуто массовое многоэтажное строительство. Другие 29 решено сохранить в качестве кварталов городской малоэтажной застройки. Причем речь в данном случае идет не об элитных пригородах, а о качественном жилье для среднего класса. "Москва, как и все столицы мира, должна иметь свои оазисы невысотной застройки. Это наш вклад в программу развития малоэтажного строительства, о которой говорил Президент", - подчеркивают в горадминистрации. Там обещают, что площадь нового малоэтажного строительства в целом по городу составит более тысячи га, а ее объем перевалит за 1 млн. кв. м.
Еще один перспективный проект - освоение Люберецких полей аэрации, где власти планируют построить более 5 млн. кв. м жилья. "Это будет, по сути, второй Марьинский парк", - заявил автор идеи Владимир Ресин, отметив, что "вместо полей орошения, которые отработали свое и больше не нужны, появятся жилые дома и сопутствующая инфраструктура".
Иными словами, земельных ресурсов и планов по их освоению у московских властей громадье. Есть только одно существенное "но": для их реализации нужны значительные финансовые ресурсы. В отличие от строительства в чистом поле, внедрение в сложившуюся застройку потребует больших капиталовложений. При ликвидации промзон и реорганизации грузовых дворов РЖД нужно учитывать затраты на вывод расположенных там предприятий и других объектов. Расселение деревень повлечет за собой строительство муниципальных домов под "волновое" переселение жителей. А планы по застройке Люберецких полей аэрации неминуемо упрутся в необходимость их рекультивации. "Себестоимость построенного здесь жилья окажется высокой", - предупреждают в Москомархитектуре. Однако горадминистрация готова заплатить такую цену за возможность избежать противостояния с жителями. Конечно, все заявленные проекты капиталоемки, но при этом они бесконфликтны. Даже наоборот: москвичи еще спасибо скажут, если на месте дымящей трубы вырастет детский сад или новый бассейн.
Московские власти приняли политическое решение ограничить уплотнительную застройку в городе
Новости по теме
- На месте Петровско-Разумовского рынка построят большой ТПУ
- В Москве запустили движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю
- На северо-востоке Москвы построят 12 ТПУ
- PSN Group построит в Марьино жилой квартал и мост
- Собянин не видит необходимости в строительстве новых мечетей
- Промзону ЗИЛа застроят жильем и новыми предприятиями