Москва определила свое строительное будущее. Главный территориальный резерв - это районы с преобладанием пятиэтажек несносимых серий и "излишки" производственных территорий. На них намечается построить миллионы квадратных метров жилья, значительная часть которых пойдет на социальные цели. Разработчики проектов реновации надеются их все сделать привлекательными для инвесторов. Хотя и город вовсе не собирается сидеть сложа руки: детские сады, школы, поликлиники, инженерная инфраструктура - все это забота столичных властей
Москва - город не свободный во многих отношениях. Прежде всего территориально ему некуда расширяться. Потому остается искать внутренние резервы, которые при внимательном рассмотрении находятся без проблем. Во-первых, практически разобравшись с первой волной индустриального домостроения, то есть с пятиэтажками определенных серий, городские власти обратили взоры на их более "стойких" коллег. Речь идет о жилых зданиях 50 - 60-х годов постройки, которые расположились в 260 кварталах. Из них уже по 43 разработаны и утверждены проекты планировки, по 197 продолжаются разработка и согласование предпроектной документации с последующим проведением инвестиционных торгов.
Кстати, по поводу инвестиционной привлекательности реновации. Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк поставил под сомнение, что разрабатываемые проекты имеют четкий экономический расчет. Судя по всему, главный метод, используемый при их создании - градостроительный и только. Но как заметил первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константин Королевский, экономика проектов всегда стоит на первом плане. Важный показатель - коэффициент выхода площадей, который не должен быть меньше двух. Иными словами, как минимум на реконструируемой территории должно появиться в два раза больше жилья, чем было прежде.
Юрий Лужков пожурил Юрия Росляка за излишнюю увлеченность экономической выгодой, указав, что городу придется на преобразуемых территориях строить множество социальных объектов, в том числе детсады и ФОКи, от которых прибыли не дождешься. Тем более, Константин Королевский заметил, что предлагаемая концепция реновации хороша тем, что она впервые объединила программы реконструкции жилых кварталов и промышленных зон. Такой комплексный подход, образно говоря, позволил расширить кругозор, в том числе повысить инвестиционную привлекательность. К примеру, в преобразуемом жилом квартале не получается желаемого выхода площади, однако ситуация изменяется, когда к зоне реновации подключается территория соседней промзоны.
Кстати, о промышленных территориях - на них реально городские власти возлагают большие надежды. Как озвучил Константин Королевский, промышленности вместе с наукой предлагают стать компактнее и эффективнее. Из 20 тыс. га нынешних промышленных территорий в будущем сохранят этот статус только 7, 5 тыс. га. Часть предприятий планируется перебазировать в другие регионы, некоторые производства отдадут свои "излишки" городу. Причем в юридическом плане, говорят чиновники, идет взаимовыгодный переговорный процесс, никто ни у кого земли не отнимает. Если предприятие, отдающее территорию под застройку, имеет желание и возможности превратиться в инвестора, это приветствуется. К тому же, делает акцент Юрий Лужков, московские власти старательно сохраняют промышленный потенциал города. Никто не позволит разжиться на земле, если в ходе реновации будет утрачено конкретное производство.
При этом промышленные территории предлагается использовать разнообразно. Здесь намечается строить не только жилье, но и массу других объектов. За 2004 - 2006 гг. в Москве уже было реорганизовано свыше 460 га промзон, на которых возведено 1, 4 млн. кв. метров жилья, 500 тыс. кв. метров социальных объектов, свыше 300 тыс. кв. метров офисных и торговых площадей, 750 тыс. кв. метров помещений для малого бизнеса. Проводимая реорганизация промзон позволит в ближайшее время построить 12 высотных комплексов по программе "Новое кольцо Москвы" , 11 объектов оптовой торговли, 8 товарно-распределительных центров, 14 энергетических питающих центров, 8 заводов по переработке отходов строительства суммарной мощностью 650 тыс. тонн в год. Более крупные показатели - на реорганизуемых участках площадью 450 га в 2008-2010 гг. Планируется возвести 2 млн. кв. метров жилья, 50 тыс. кв. метров социальных объектов, 305 тыс. кв. метров офисных и торговых площадей, 25 км улично-дорожной сети, 13, 5 га озелененных территорий.
Впрочем, московские власти работают не только с промзонами. Как рассказал Юрий Лужков, город вошел в плотный контакт с руководством Российских железных дорог по поводу преобразования их ведомственной территории. Было найдено взаимопонимание по поводу наиболее эффективного использования "железнодорожных" земель. В частности, мэр подтвердил желание реализовать идею строительства автомобильных вылетных магистралей над железнодорожными путями. Такие проекты юридически и технологически вполне реальны. Также идет плотная работа по преобразованию территории некоторых грузовых терминалов железной дороги. Константин Королевский рассказал, что было найдено взаимопонимание о реновации части так называемого Рижского грузового двора. На обновленных участках уже разместились некоторые городские объекты.
Таким образом, Москва расставила основные градостроительные акценты. Единственно, на заседании московского правительства не раз было замечено, что концепцию реновации, которая в скором времени дорастет до программы, необходимо доработать на предмет комплексности. При реорганизации территорий, строительстве жилья и других объектов необходимо одновременно детально продумывать и реализовывать схемы энергетического питания, движения транспорта. Иначе грандиозные планы преобразований трудно будет претворить в жизнь. А Юрий Росляк все же возвратился к экономической теме. По его мнению, на первом этапе однозначно надо выделить реально обоснованные в экономическом плане проекты реновации и заняться именно ими.
В то же время Юрий Лужков покритиковал разработчиков концепции за некоторую вольность. Такой важный показатель, как степень изношенности зданий, "гуляет" по документу. В одном месте он 50 процентов, а на другой странице уже 60 процентов. Это недопустимо, ведь от этого норматива зависит очень многое, например, останутся жильцы в своем доме, или им придется перебираться в новостройку.
В заключение заседания столичный мэр постановил срочно изменить систему разработки проектной документации. Ведь при реализации данной концепции потребуется громадное количество проектных работ. Любое опоздание будет грозить провалом масштабной работы.