Примерно к 2025 году средняя обеспеченность россиян жильем сравняется с нынешним европейским уровнем, составляющим почти 40 кв. м на человека. Сейчас на каждого жителя страны приходится около 20 кв. м.
Такое заявление сделал министр регионального развития Владимир Яковлев, открывая расширенное заседание научно-технического совета министерства, на котором обсуждался рабочий проект долгосрочной Стратегии массового строительства жилья.
Темпы строительства приблизятся к европейским намного раньше, к 2015 году. То есть именно к этому моменту должна быть достигнута цель, поставленная президентом в послании Федеральному собранию, - строить не менее 1 кв. м в год на человека или 140 млн. кв. м в целом по стране.
Проект Стратегии предлагает внести революционные изменения в жилищную политику России. До сих пор все действия власти были ориентированы исключительно на стимулирование рыночных механизмов приобретения жилья в собственность, которыми мог воспользоваться лишь крайне ограниченный круг граждан. По статистике, в последние годы 90% купленного жилья приобрели только 14% населения. Новая Стратегия нацелена на обеспечение доступности жилья для всех групп граждан. Расширяется разнообразие форм удовлетворения потребности в жилье. В зависимости от дохода семьи она может получить жилье бесплатно в социальный наем, в коммерческий наем, с помощью государства приобрести жилье эконом-класса в собственность и, наконец, купить на свободном рынке что-нибудь престижное.
По мысли авторов проекта, доступность жилья для всех социальных групп должна составить три года. Это означает, что для малоимущих граждан срок ожидания в очереди бесплатного жилья должен равняться трем годам. За такое же время более обеспеченные граждане должны иметь возможность накопить собственные средства на покупку. При этом платежи по ипотеке не могут превышать 40% от дохода семьи, плата за наем не должна превышать 10%, а за ЖКУ - 15% от дохода семьи. Предполагается полностью покончить с коммунальным заселением. Обеспеченность жилплощадью должна составить не менее 40 кв. м на человека для граждан, приобретающих его в собственность или нанимающих на коммерческой основе, и не менее 18 кв. м для граждан, нанимающих жилье на условиях социального найма.
Государство всем поможетОбеспечить столь высокий уровень доступности предполагается за счет государственной поддержки из бюджетов всех уровней. Декларируется широчайшее разнообразие форм помощи гражданам через льготы и субсидии. Государство внедряется во все звенья строительного процесса. Одновременно рынок изгоняется практически отовсюду, свободные рыночные формы сохраняются только в сегменте бизнес-класса и элитного жилья. Даже приобретение в собственность жилья эконом-класса предполагается осуществлять в обход рынка через создание ЖСК, которому государство бесплатно выделит землю, и который сам заключит договор с подрядчиком без всяких посредников. Предполагается создать Федеральное жилищное агентство, которое по образцу ипотечного агентства займется рефинансированием не только подготовки инженерных сетей, но и непосредственно жилищного строительства.
Идея тотального государственного регулирования строительной сферы до такой степени пронизывает Стратегию, что министр Яковлев был вынужден настойчиво допытываться у докладчика: «Не переходим ли мы на социалистический метод строительства?».
Из отдельных новаций обращает внимание предложение сделать социальный наем срочным. То есть каждые пять лет семья должна будет подтвердить свое трудное материальное положение. В противном случае ей предложат освободить бесплатное жилье и перейти на платные формы пользования.
Кроме того, льготы в форме налоговых вычетов по подоходному налогу при покупке жилья предполагается распространить и на расходы по найму жилья. Решить проблему подключения новостроек к ресурсам - воде, электричеству и теплу - авторы проекта рассчитывают путем включения инвестиционной составляющей в тариф на коммунальные услуги. Наконец, компенсировать расходы местных бюджетов на поддержание высокой степени доступности жилья предлагается за счет платы за наем жилья и введения налога на недвижимость.
К сожалению, совершенно очевидно, что при доработке проект Стратегии вынужденно претерпит кардинальные изменения и серьезно «усохнет» в наиболее лакомых для населения кусочках. В ходе обсуждения на совете к его ключевым положениям было высказано много замечаний. Главное из них сводилось к тому, что при рассмотрении на заседании правительства Минфин и Министерство экономического развития и торговли станут стеной на пути выделения бюджетных средств. А без них Стратегия в ее нынешнем привлекательном виде мертва. Не менее энергично звучали претензии к антирыночной направленности проекта. Обсуждение документа на заседании правительства намечено на 20 сентября.