Под занавес весенней сессии Совет Федерации образовал в своем составе новую комиссию - по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. О стоящих перед комиссией задачах и характере будущей работы нам рассказал ее председатель, представитель правительства Москвы в СФ Олег Толкачев.
Национальный проект доступного жилья наряду с проектом здравоохранения и демографического развития РФ является базовым в сфере социального развития. Достаточно проанализировать количество обращений граждан к органам власти, и выяснится - я знаю это по личному опыту - что 90% из них касаются жилья: объясните, разрешите, помогите. С жильем, с ремонтом, с ипотекой. Без всяких натяжек этот вопрос для российской семьи фундаментальный.
Чтобы адекватно реагировать на вызов времени, было принято решение создать в верхней палате Федерального Собрания специальную комиссию. Она займется вопросами жилищного строительства, ипотеки, регулирования права в области использования земли на цели развития строительства, законодательного обеспечения жилищной политики государства.
Убрать кляксыВ первую очередь мы будем работать над совершенствованием Жилищного кодекса. Многие связанные с ним проблемы были видны уже тогда, когда его только принимали. К примеру, еще в исходном варианте документа была видна вопиющая незащищенность проживающих в частных квартирах бывших членов семьи - жен, мужей, детей. Сейчас страсти полыхают ярким пламенем. По моим сведениям, только из Москвы в адрес уполномоченного по правам человека поступила без малого сотня обращений от людей, которых вышвыривают на улицу. Суды принимают решение о продлении их права проживания на год-два, а дальше куда? Это, наверное, наиболее жирная, но далеко не единственная клякса в кодексе. Число предлагаемых поправок исчисляется многими десятками.
Еще более нас допекают закон об участии в долевом строительстве и судьба обманутых людей. Я имею в виду известную историю о том, как всякого рода «Инициативы» и «Мастерки» натворили дел, «увели» деньги граждан и сбежали. Кого-то прокуратура поймала, кого-то еще ловит... Ну и что? Ну, поймают, посадят на несколько лет, отдохнут они в местах не столь отдаленных, разве от этого квартиры появятся? Конечно, нет. И надежного, законного способа решить проблему нет. Москва взяла на себя в добровольном порядке обязательство помочь людям. Но ведь могла бы и не брать. Московская область сейчас пошла по такому же пути, но могла бы и не пойти. Значит, вопрос должен быть решен на законодательном уровне. И ведь, казалось бы, нынешний документ разработан до предельной степени детальности, в нем расписаны все сроки, все действия, вся ответственность до таких мелочей, что едва ли не указано, как штемпель в почте на письма ставить. А проблемы не исчезли.
Следующая задача - борьба с коррупцией в сфере предоставления земельных участков под строительство. Это стало уже чуть ли не нашим национальным блюдом. Просто стоять рядом с палками или винтовками делу не поможет. Надо принимать такие нормативы и законы, которые бы делали ее, коррупцию, не- возможной.
Архиважен вопрос о допуске на рынок строительных организаций. Некоторое время назад Дума приняла закон об отмене лицензирования. Я выступал против, объяснял, что это преждевременно, но он все же прошел. Ведь что получается? Даже если вы выходите на сцену фокусы показывать, и то у вас должен быть документ о квалификации. В крайнем случае, должно быть общественное признание вас как артиста. А здесь - свободный доступ к строительству, диплома даже не спросят. Это же преступление, людей можно угробить. Тем не менее, кому-то не терпится. Говорят - будут контролировать саморегулируемые организации. Да, это хорошо, когда они созданы, когда они работают. Но прошел год. Стон стоит по всей Руси великой, что отказываться от лицензирования рано. Отмену отложили сначала на год, только что отложили второй раз. Но разве это что-нибудь решит по существу? Год пройдет, опять начнется разговор, что мы не успели, нам не хватило времени. Надо срочно принимать нормативные акты, которые сформируют институт саморегулируемых организаций.
Подкрепить инициативу закономОпределенного законодательного обеспечения требует и развитие индустрии строительных материалов. Без продвижения новых производств, без развития традиционных технологий, которые уже хорошо освоены, без реанимации тех заводов, что были у нас еще с советских времен, не достичь тех цифр, которые намечены: как минимум к 2010 году выйти на уровень строительства 80 млн. кв. м жилья. А по-хорошему - надо иметь 140 млн. кв. м. Для этого нужны цемент, кирпич, лес, громадная номенклатура полуфабрикатов - без них ничего не получится. И дело не только в наличии этих материалов, но и в стоимости. Если, скажем, кирпич прибавил в цене в 2,5 раза по сравнению с тем, что было полтора года назад, то о какой доступности жилья можно говорить?
Очень много вопросов к ипотеке. Как ни крути, она дорогая. В то же время есть опыт регионов, который позволяет ее существенно удешевить. В частности, в Татарстане создан республиканский фонд для ипотечного кредитования работников бюджетной сферы: учителей, врачей и других. С традиционной ипотекой этим людям не справиться. Упомянутый фонд формируется за счет добровольных отчислений промышленных предприятий в размере 1% их дохода под личное поручительство Минтимера Шаймиева, что ни один рубль не уйдет ни направо, ни налево, а только куда надо. Предполагаю, что по умолчанию здесь используется административный ресурс, но это можно только предполагать, формально все делается на добровольной основе. На мой взгляд, это своеобразный римейк на темы советских времен. Но очень эффективный. На деньги фонда государство приглашает подрядчиков, которые работают с маленькой маржой, то есть строят жилье для фонда практически по себестоимости. А фонд продает его бюджетникам в кредит. То есть люди покупают жилье по цене, близкой к себестоимости, и с длительной рассрочкой. Платежи семьи составляют в результате 8-10 тыс. рублей в месяц. Все очень хорошо, но прямого указания в законе на возможность такой работы нет. Нет запрета, но нет и разрешения. Все делается по личному почину. Безусловно, схема работала бы намного проще и не в единственном регионе, если бы ее оформить федеральным законом.
Такого опыта по России много. Определяющей оказывается инициатива региональных руководителей. Интересный критерий оценки успешности региона я слышал от первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Смысл его в следующем. 80 млн. кв. м жилья, о которых мы сейчас говорим, - это показатель России 1989 года. Сведения о том, как они складывались по областям, статистика сохранила. Теперь берем любой регион, смотрим, сколько он строил тогда, и сравниваем с текущим положением. Если сегодняшний показатель выше уровня 1989 года, значит, все в порядке. Если ниже, значит, дело никуда не годится. Если могли столько строить раньше, то почему сейчас эти рубежи недостижимы? Конечно, критерий не абсолютный. Но ориентир хороший.
Кстати, предложен способ, как влиять на процесс законодательно. Создан Фонд реконструкции ветхого жилья. Средства фонда будут направляться только в те регионы, где проявлена своя инициатива, где есть собственная программа строительства, где готовы участвовать в софинансировании, а не просто клянчить: дай денег. В наблюдательный совет фонда войдут представители парламента. Возможно, кто-то из членов нашей комиссии. Это и будет одним из способов влияния законодателей на региональные процессы.
И последнее. Чтобы действия нашей комиссии были максимально эффективными, мы уже договорились создать при ней экспертный совет и пригласить в него тех людей, кто реально занимается строительством, продажей, кредитованием. Большая часть современного бизнеса крайне внимательно следит за действиями властей и очень отзывчива, когда к ним обращаются за советом. Я твердо уверен, что если опираться на тех, кто изначально понимает, как принятые законы отзовутся на конкретной стройплощадке, тогда мы получим положительный результат.