Доступному жилью мешают противоречия между строителями, чиновниками и банкирами

В попытке обозначить причины, мешающие развитию строительной отрасли, все заинтересованные стороны пытаются найти "врагов" на стороне.

Застройщики и банки пеняют друг на друга, и все вместе на государство. К таким выводам пришли участники специального "круглого стола", который изначально был посвящен лишь ипотечным программам. При этом не было получено исчерпывающего ответа на самый главный вопрос - что делать с постоянно растущими ценами на жилье?

Статистика показывает, что в сравнении с соседними регионами показатели Пермского края отнюдь не впечатляют. За прошедшие шесть лет в регионе построено 3,4 миллиона квадратных метров жилья. Получается, что в течение семи лет на тысячу населения построено 1,2 квадратных метра. По этому показателю Прикамье опережает Кировскую область и Удмуртию, но значительно отстает от Татарстана, Башкирии, Свердловской и Челябинской областей. Удельный вес ветхого и аварийного жилья выше среднероссийского.

Решить данные проблемы призваны всевозможные программы по предоставлению доступного жилья и ипотеки. Тем не менее даже эти начинания наталкиваются на сложности с исполнением как у строителей, так и у банков.

В попытке найти варианты, которые бы позволили всем участникам рынка решить проблемы, был организован "круглый стол" с участием кредитных, строительных организаций, экспертов и представителей власти. С последними, правда, вышла промашка - приглашенные министры краевого правительства и крупные чиновники городской администрации не пришли.

Прежде всего были обозначены ключевые проблемы, которые стоят перед строительной отраслью и ведут к росту цен. Все эти вещи уже давно известны - отсутствие строительных площадок, долгосрочных программ развития, недостаток мощностей. Научный руководитель центра прикладной экономики Юрий Белоусов отметил, что к росту цен зачастую ведет и дефицит строительных материалов. - У нас в регионе непонятна ситуация с инфраструктурой, поскольку нет четкого плана ее развития. Не будет секретом и ситуация с предоставлением разрешительных документов. Почему бы нам не ввести практику других регионов, когда существует возможность получить разрешение через Интернет, - недоумевал специалист.

Под отсутствием инфраструктуры понимается то, что край в небольших количествах производит строительные материалы, их приходится завозить из других регионов, что тоже не способствует снижению цен на жилье. Большая проблема и с башенными кранами - 90 процентов работают с износом.

Сложности есть и с кадрами, на большинстве предприятий уже нельзя говорить о наличии трудового коллектива, работают в основном "шабашники".

Такую позицию подтверждает и статистика. По словам представителя ПГТУ Александра Южакова, складывается такая ситуация, когда абитуриенты идут учиться на строительные специальности, там достаточно высокий конкурс, но после выпуска не приходят на работу. На контакт с ними не выходят предприятия. Если же идет речь о приглашении людей из других регионов, то дело опять же упирается в стоимость жилья, которая для многих неподъемная.

Оказалось, что у строительных организаций есть много претензий к банкам. Кредитные организации зачастую отказывают в финансировании, когда им представляют лишь предпроектную документацию. А чаще всего именно на этом этапе происходит увеличение стоимости квадратного метра. Когда сносится ветхий дом, строители имеют право торговать фактически воздушными метрами на самом начальном этапе возведения объекта. Это делается, поскольку получить разрешение на строительство тяжело. - Много говорится о предоставлении льготных ипотечных программ молодым специалистам, но, к сожалению, лишь одно предприятие края этим занимается. В их социальной программе заложены средства на строительство дома для молодых семей, - констатирует руководитель ассоциации "Пермские строители" Владимир Копытов.

В поиске причин, мешающих развитию отрасли, строители пеняют и на отсутствие координации различных структур, обеспечивающих процесс. - Мы столкнулись с ситуацией, когда энергетики идут в одну сторону, газовики - в другую, водоканал - в третью. На краевом уровне нужен координирующий орган по инвестиционным программам. Пока же все это остается тайной за семью замками. Например, нам не говорят, откуда берутся тарифы на подключение. Программа развития стройиндустрии до 2010 разработана и находится на рассмотрении в краевой администрации. Но мы столкнулись с парадоксом, что ее не утверждают. Какой бы она ни была, ее надо принимать, она однозначно необходима, - продолжает Владимир Копытов.

Представители банковского сообщества претензии в свой адрес отвергают, ссылаясь на риски. Так, председатель правления одного из коммерческих банков Наталья Мельник отметила, что готова кредитовать начальный этап строительства, но "слишком уж много сложностей". К тому же при работе с ипотечным кредитом встает проблема, что делать с их невозвратами. Законодательство не позволяет выселять людей из квартир, нет и соответствующего жилого фонда, куда таких людей расселять. А другой представитель банковского сообщества Юрий Аликин заметил, что финансирование проектных работ идет "плохо", поскольку не каждый строитель может ответить, когда он получит разрешение и вообще получит ли его.

Поэтому к подобным кредитам выдвигаются очень серьезные требования по его обеспечению.

Неожиданно эмоциональным выступлением отметился руководитель краевого управления налоговой службы Вячеслав Белов, заявивший, что отрасль попросту "развращена". Не исключено, правда, что такая позиция связана с личной обидой. Его ведомству не удалось построить здание управления в Соликамске, поскольку конкурс отменялся два раза, а строители заявляли, что за такие деньги осваивать участок не намерены. Участники рынка, по его мнению, не вкладывают деньги в развитие инфраструктуры, поскольку легче получить прибыль на строительстве одного дома, нежели на инвестициях в заводы.

Представитель Пермского агентства по ипотечному и жилищному кредитованию Вера Зубова посетовала, что правительство Пермского края никак не может утвердить трехстороннее соглашение с федеральным агентством по ипотечному кредитованию. В документе прописывалось, что краевые власти гарантируют застройщикам предоставление участков под строительство в собственность и содействуют возведению предприятий по производству стройматериалов. Однако оба пункта из соглашения были исключены. - С политической точки зрения эти пункты позволили бы правительству влиять на ценообразование, а муниципалитеты могли бы развивать инженерную инфраструктуру в массовом порядке, - отметила Вера Зубова.

В итоге было принято решение провести подобный "круглый стол" через год, но уже с представителями других регионов. Парадоксальным же выводом мероприятия стало понимание роли государства, на которое пеняют все стороны. Как отметил ведущий "круглого стола", если органы власти будут полностью исполнять то, что должны, тогда строительство может вообще остановиться. Это может случиться, если, к примеру, запретить использование изношенных кранов. Получается своеобразный замкнутый круг - государство, не исполняя свои функции до конца, помогает, в конечном счете, отрасли выживать.

Впрочем, один из немногих представителей власти, начальник департамента промышленной политики, инвестиций и предпринимательства Перми Валерий Агафонов пообещал, что скоро регион ждет положительный результат, а именно снижение цен. Правда, как этого добиться, чиновник не объяснил, ограничившись рассуждениями о необходимости прозрачности в оформлении строительных документов.

03.08.07

Закрыть

Строительный каталог