Гаражный вопрос в столице и других крупных городах России становится все более злободневным. В Москве уже более 3 млн. личных машин. А сколько в столице транзитников? Но цивилизованных машино-мест на сегодня построено лишь 1, 5 млн. Власти города уже давно пытаются решить проблему - строятся новые подземные и надземные паркинги, перехватывающие автомобильные стоянки. Однако приобрести место в гараже далеко не каждому москвичу по средствам, так как его цена порой превышает 600 тыс. рублей. Видимо, учтя данные обстоятельства, власти предприняли попытку снизить стоимость вновь возводимых гаражей на 30 - 40%, предложив москвичам стать участниками программы "Народный гараж".
Программа стартовала еще в 2004 году, и к 2007-му планировалось построить до 330 тыс. машино-мест вместо "ракушек", ликвидация которых активно осуществляется властями. Однако реализация программы идет настолько медленно, что мэр Москвы внес предложение продлить ее реализацию до 2020 года. Насколько же народными будут гаражи согласно этому документу?
Цель программы - строительство многоэтажных гаражей-стоянок за счет городского бюджета с привлечением средств населения на этапе возведения гаражей до ввода их в эксплуатацию. После ввода гаражей в эксплуатацию машино-места станут собственностью участников программы "Народный гараж". В цену реализации машино-места (от 130 тыс. руб. и выше) планируется ввести себестоимость строительства плюс не более 10%, включающих стоимость услуг заказчика.
Порядок реализации программы "Народный гараж" определяется Регламентом формирования программы строительства многоэтажных гаражей-стоянок "Народный гараж" (далее - Регламент), утвержденным постановлением правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. N 880-ПП.
Регламент обозначил трех действующих лиц программы: префектура административного округа, которой фактически отведена роль инициатора гаражного строительства; государственное унитарное предприятие "Управление гаражного строительства" (далее - ГУП "УГС"), отвечающее за строительство гаража; районная управа. К сожалению, ни инициативы горожан, ни их активного участия в программе "Народный гараж" Регламент не предусматривает.
Кроме того, п. 2.4 Регламента устанавливает, что управой района по результатам информирования населения о возможном строительстве гаража составляется протокол о согласии жителей на его размещение. Иных вариантов мнений горожан, кроме как поддержать инициативу префектуры, Регламент не предвидит, тем самым совершенно определенно игнорируя их интересы и входя в противоречие с ч. 1 ст. 2 закона г. Москвы от 25 июня 1997 г. N 28-51 "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве", делегировавшей москвичам право участвовать в процессе разработки предложений и подготовки проектов названных решений.
Таким образом, "народность" программы "Народный гараж" сведена Регламентом к нулю, тогда как согласно п. 2.3 Целевой программы строительства гаражей-стоянок только инициатива жителей города служит основанием для строительства гаражей.
Существенным недостатком Регламента является неопределенность порядка реализации программы "Народный гараж". Поскольку в данном процессе принимают участие ряд государственных учреждений и ГУП "УГС", очевидна необходимость установления неких временных рамок на выполнение соответствующих процедур. Однако Регламент не предусматривает ни этапов осуществления программы, ни сроков их исполнения. Не определены также схема участия граждан в программе "Народный гараж", способы их взаимодействия с государственными структурами и ГУП "УГС".
Так, наивно полагать, что власти выделят для возведения гаражей любые территории города. Если жители и предложат отвести под гаражное строительство инвестиционно привлекательный земельный участок, однозначно последует отказ, поскольку на такие участки претендует бизнес, который позволит городу решить ряд других проблем. Гаражи будут строиться там, где из-за отсутствия коммерческой привлекательности невозможно построить что-либо иное, - например, в недрах многоуровневых транспортных развязок, над линиями железных дорог и метрополитена, над разворотными площадками автобусов. Однако, во-первых, такое строительство отнюдь не будет дешевым и, как следствие, доступным для москвичей, а во-вторых, при возведении гаражей скорее всего не будут соблюдены требования п. 2.3 Целевой программы строительства гаражей-стоянок, определившего, что вновь возводимые гаражи должны находиться в пределах шаговой (не более 10 минут ходьбы) доступности от мест проживания владельцев в районах сложившейся жилой застройки. Многие земельные участки, пригодные под гаражное строительство, расположены во дворах домов. Но в таких местах могут быть построены только подземные гаражи, более дорогие, чем многоэтажные. Под строительство гаражей также планируется пустить участки, уже занятые стоянками и гаражными кооперативами, что однозначно спровоцирует конфликтные ситуации, в которых горожане, скорее всего, будут проигравшей стороной.
Согласно п. 2.12 Регламента подбор организаций, обеспечивающих проектирование и строительство гаражей, должен проходить на конкурсной основе. Парадокс, но горожане, оплачивающие строительство за счет собственных сбережений, отстранены от участия в конкурсе, в итоге его выигрывает чья-то "карманная" организация. Она разрабатывает проект гаража, самостоятельно определяет стоимость одного машино-места, например 250 тыс. руб., а граждане будут вынуждены платить указанную им цену. То есть вновь будет реализована отработанная схема выкачивания денег из населения.