В ближайшее время депутаты завершат работу над поправками к принятому Мосгордумой в первом чтении законопроекту "Основы жилищной политики города Москвы". Напомним, что Дума проголосовала за принятие документа, принимая во внимание, что закон предоставит гражданам более широкие права и возможности реализации жилищных прав.
Председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Степан Орлов считает, что принятием этого документа завершится реформа городского жилищного законодательства. По его мнению, принятие закона будет способствовать более эффективной реализации жилищной политики города по обеспечению осуществления права граждан на жилище, созданию необходимых условий функционирования рынка недвижимости в жилищной сфере, обеспечению защиты прав граждан в жилищной сфере.
Образно говоря, - подчеркивает депутат, - это наш городской Жилищный Кодекс. Причем, в отличие от федерального закона мы стремимся в наибольшей степени защитить интересы москвичей в жилищной сфере.
Избегая правовых коллизий
Вместе с тем, депутат обращает внимание на ряд моментов, требующих более детального рассмотрения. На его взгляд, необходимо корректировать и дорабатывать законопроект, учитывая многочисленные замечания и предложения депутатов, прозвучавшие в ходе рассмотрения документа на заседании комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике, а также на пленарном заседании Думы.
В частности, ряд положений в документе, связанных с процессом передачи имущества в собственность в многоквартирном доме, а также с определением объекта управления и состава общего имущества, способен, по мнению парламентариев, привести к правовым коллизиям.
Кроме того, Степан Орлов указывает на целесообразность разработки особого порядка вступления в действие статьи данного закона, касающейся оплаты расходов текущего и капитального ремонтов в многоквартирном доме. Это главный вопрос, который возник у законодателей при рассмотрении документа, - констатирует депутат. В частности, некоторые депутаты в ходе обсуждения выразили несогласие с позицией исполнительной власти, заложенной в документе, переложить бремя содержания и капитального ремонта в жилом доме на плечи собственника.
Разработчики закона пообещали скорректировать его таким образом, чтобы более подробно и всесторонне учесть законодательные нормы, регулирующие оплату содержания и ремонта жилищного фонда. Например, следует отдельно "прописать" в законе порядок оплаты капитального ремонта для собственника, приватизировавшего свое социальное жилье, и отдельно для собственника, который квартиру приобрел. Для первого целесообразен порядок содержания и ремонта жилищного фонда за счет города, а для второго - за свой собственный счет.
Одна власть хорошо, а две…
Практика взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти в последнее время показывает большую эффективность и практическую значимость принимаемых законодательных актов. С одной стороны, регламентация каких-либо правоотношений на уровне закона города придает им большую юридическую силу, а с другой стороны, дает возможность органам исполнительной власти в рамках своих полномочий издавать соответствующие законодательству правовые акты, направленные на исполнение законов.
Главная цель закона - соединить в одном документе основополагающие нормы, разбросанные в большом количестве принятых нормативных актов города по решению конкретных вопросов, возникающих в процессе реализации жилищной политики в городе.
В проекте закона нашли отражение вопросы, возникавшие в правоприменительной практике за последние 10 лет, потребовавшие правового урегулирования. Учтена специфика города Москвы, как столицы государства. Документ исходит из того, что городское законодательство предоставляет гражданам более широкие права и возможности реализации своих жилищных прав по сравнению с Жилищным кодексом, опираясь на финансовые возможности города.
Жилищный вопрос - всегда главный
Первая глава законопроекта освещает основополагающие принципы жилищного права. Это вопросы обеспечения прав граждан на жилище, определение целей и задач жилищной политики города Москвы, мер государственной поддержки граждан в жилищной сфере, а также законодательные основы обеспечения защиты прав и законных интересов граждан.
Вторая глава содержит нормы, регулирующие жилищные правоотношения. В отличие от Закона города Москвы №6 "Основы жилищной политики города Москвы", описывающего только права и обязанности граждан и органов государственной власти, изложенных в развитии конституционных прав и обязанностей государства в области жилищных правоотношений, в проекте нового закона заложены четкие разграничения полномочий между законодательной и исполнительной властью города в жилищной сфере, что отсутствует в действующем законе. В частности, дается более детальный перечень взаимных прав и обязанностей между органами государственной власти города и остальными субъектами жилищных правоотношений. Например, конкретизируется, кто является участником жилищных правоотношений и на кого из них распространяются нормы проекта закона.
Снижение возможностей самостоятельного приобретения москвичами жилых помещений в связи с ростом цен на рынке жилой недвижимости в мегаполисе еще более ярко отражает необходимость сохранения государственной собственности на часть жилищного фонда города. К тому же остается неизменной актуальность проблемы предоставления жилых помещений по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, несмотря на увеличение объема частного жилищного фонда в жилищном фонде Москвы.
Москвичей - под защиту
Наконец, в проекте закона урегулированы вопросы предоставления жилых помещений с целью социальной защиты отдельных категорий граждан, в котором установлено, что жилые помещения предоставляются по договору безвозмездного пользования гражданам отдельных категорий, установленных нормативными правовыми актами города.
Семьям, в составе которых имеются граждане, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким гражданам отдельное изолированное жилое помещение в квартире.
Кроме того, в законопроекте отражены особенности предоставления специально оборудованных жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками. Важным пунктом жилищного законодательства является порядок обмена жилыми помещениями. Ему посвящена глава 7 проекта закона, которая регламентирует вопросы обмена жилыми помещениями между собственниками, между нанимателями, а также между собственниками и нанимателями, чем восполняется существующий на сегодняшний день пробел в законодательном регулировании.
В свою очередь, глава 8 освещает вопросы взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и на первый взгляд существенных отличий по сравнению с нормами Жилищного кодекса не имеет.
Завершается проект основ жилищной политики города Москвы главой 9, посвященной управлению многоквартирными домами и помещениями в них, содержанию и ремонту их общего имущества, чего не было в действующем законе. Основное значение главы 9 - это определение субъектов управления, а также его адресатов, содержания управления. В ней подчеркивается, что роль договорных отношений имеет первостепенное значение. Новые тенденции в управлении жилищным фондом города Москвы корреспондируются с федеральным законодательством.
Основы жилищной политики города Москвы
Новости по теме
- Госдума разрешила Москве и Петербургу селить очередников в области
- Столичные власти предлагают внести поправки в Жилищный кодекс РФ
- Подписан закон о регулировании тарифных ставок ЖКХ в Москве
- Мосгордума утвердила Жилищный кодекс столицы
- Жители аварийных домов находятся под угрозой переселения в любой город РФ
- В Москве откроют 124 пункта для приема заявлений на приватизацию