На месте старых промышленных зон построят жилье и офисы, а новые промзоны станут безопаснее и эффективнее.
Московские власти ввели мораторий на точечную застройку. Действительно, необходимость такого решения назрела давно: невозможно бесконечно повышать нагрузку на инфраструктуру - дороги, энергосети, канализацию, - встраивая все новые и новые дома в уже сложившиеся кварталы. Но это не значит, что строительство в Москве замрет, просто его стратегия меняется. Мэрия возвращается к проверенному временем способу застройки кварталов - массовому, с чистого листа. Только теперь, поскольку свободных площадей в городе практически не осталось, "чистые листы" для нового жилья будут расчищать на месте старых и ненужных городу промзон.
Понятно, что территории разных промзон будут использоваться по-разному, в зависимости от их местоположения. В центре Москвы в помещениях бывших предприятий будут обустраиваться магазины, художественные галереи, музеи и элитное жилье - лофты. Одним из таких проектов станет освоение территории ткацкой фабрики "Красная Роза". Построенная в 1875 году, эта фабрика расположила свои красильные цеха (а это самая вредная часть ткацкого производства) на улице Тимура Фрунзе, что возле Садового кольца в районе станции метро "Парк культуры".
Понятно, что раньше этот район был промышленным предместьем. Однако сегодня это самый центр города, и по экологическим соображениям таким цехам здесь не место.
Поэтому фабрика уже давно съехала с улицы Фрунзе, а на ее месте началось строительство бизнес-центров и особняков высшего класса. Впрочем, новые здания будут выполнены в том же стиле, что и близлежащие дома, - это было одно из главных условий проекта - историческом стиле остальных домов этого микрорайона.
Здесь также будут построены подземные автостоянки на 1259 мест. Благодаря этому от беспорядочно припаркованных машин избавятся окрестные дворы, и проехать к Садовому кольцу станет проще. К 2008 - 2011 годам, когда проект реконструкции завершится, это место станет зоной для прогулок и покупок, здесь разместятся спортивные залы и кафе. В некоторых зданиях будут офисы. Одним словом, от старой фабрики останется лишь "краснокирпичный" архитектурный стиль да название - "Красная Роза".
Между тем ближе к окраинам вместо заводов будут строиться целые микрорайоны со всей инфраструктурой. Это очень важно с учетом того, что московские власти планируют сделать город полицентричным. Сегодня львиная доля москвичей живет на окраинах, а работает - в центре, поскольку именно здесь расположена основная масса офисов. Это одна из главных причин транспортных проблем, пробок, толкотни в метро. Но если офисы переедут ближе к окраинам, в район Третьего транспортного кольца, то добираться на работу будет ближе и проще, а нагрузка на транспортные артерии города сократится. Этой цели подчинен и еще один проект - "Новое кольцо Москвы". НКМ - это 200 высоток, которые будут построены между Третьим транспортным кольцом и МКАД. Среди них будет и жилье, и офисы, и гостиницы.
Новые высотки станут своего рода центрами жизни в спальных районах, и многие из них расположатся как раз на месте бывших промзон.
Но все же в первую очередь, по словам мэра Москвы Юрия Лужкова, бывшие промзоны будут застраиваться социальным жильем. На сегодняшний день в столице насчитывается 192 тыс. семей очередников, и для обеспечения их квартирами требуется жилье общей площадью 14 млн. квадратных метров. Именно на пространства бывших промзон власти возлагают основные надежды, создавая столь амбициозные планы. Сейчас московские промзоны занимают около 20 тысяч га. Согласно Генплану развития Москвы до 2020 года, часть предприятий переведут на окраины, в том числе в новые промзоны, создаваемые за пределами МКАД. В результате должно освободиться примерно 6 тысяч га земли, и около трети этих площадей будет использовано для строительства социального жилья.
Например, правительство Москвы планирует создать огромный район на территории Красногорской птицефабрики. По словам главы столичного стройкомплекса Владимира Ресина, здесь можно построить 1 млн. квадратных метров жилья! Стоимость проекта оценивается как минимум в 1,5 млрд. долларов. Строить жилье на месте птицефабрики скорее всего будут те же строители, которые сейчас завершают работу в микрорайонах Куркина. Согласно проектам, к 2010 году в Куркине достроят все объекты социальной инфраструктуры, а жилье будет достроено уже в 2008 году.
Тогда строительство сможет переехать ближе к Красногорску. "За семь лет работы в Куркине создался хороший коллектив. Поэтому есть предложение перейти в другие районы. В частности, рассматривается возможность застройки территории Красногорской птицефабрики", - заявил Владимир Ресин в ходе очередного объезда строительных площадок.
Впрочем, все эти планы вовсе не означают, что промышленности в Москве не будет вовсе. Она будет, но только та, что не вредит экологии города. Кроме того, предприятия будут расположены более компактно, и сами промзоны будут более эффективно организованы. Для этого московские власти планируют создать специальную управляющую компанию. В соответствии с Генеральным планом развития Москвы до 2020 года, вместо существующих сегодня 38 промзон в городе останутся 26. Из них три будут созданы с нуля. Так, электронная промышленность и приборостроение поселятся в новой промзоне "Зеленоград". Крупное скопление машиностроительных предприятий появится в "Пром-Сити" - зоне, которая уже сейчас создается в поселке Молжаниново, расположенном к северу от МКАД. В Южном Бутове, неподалеку от жилых кварталов разместятся предприятия пищевой промышленности, не опасные для экологии.
Остальные промзоны появятся за счет оптимизации уже существующих. Например, машиностроительные предприятия будут сосредоточены в Огородном проезде, в районе станции метро "Алексеевская", рядом с платформой Северянин, на Соколиной горе, в Калошине, Грайворонове, Люблине, на Каширском шоссе, в Котлякове, Чертанове, Щербинке, Тушине, на Авиамоторной улице близ платформы Вагоноремонт, в Дегунине-Лихоборах, на Планерной. Химическая промышленность "пропишется" в Южном порту, текстильная - в Курьянове, пищевая - в Бирюлеве, Северном Очакове и Коровине, легкая - около станции Трикотажная.
На месте старых промышленных зон построят жилье и офисы
Новости по теме
- На месте Петровско-Разумовского рынка построят большой ТПУ
- В Москве запустили движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю
- На северо-востоке Москвы построят 12 ТПУ
- PSN Group построит в Марьино жилой квартал и мост
- Собянин не видит необходимости в строительстве новых мечетей
- Промзону ЗИЛа застроят жильем и новыми предприятиями