Новая модель будущей Москвы

В Москомархитектуре состоялась научно-практическая конференция, посвященная актуальным проблемам градостроительного развития Москвы на период до 2025 года.

Организаторы - Москомархитектура, НИиПИ Генплана, Комитет по реформированию городского хозяйства и Международная ассамблея столиц и крупных городов.

Открывая конференцию и задавая тон разговору, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству столицы, главный архитектор Александр Кузьмин сообщил о том, что близится к завершению работа над градостроительным кодексом Москвы и актуализацией генплана, и важно услышать мнения собравшихся.

И. о. руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Валерий Жаров подчеркнул, что нужна не просто корректировка цифр, а новая стратегия развития города. У нас скудные резервы свободных территорий, промышленность отстает с переходом на новые технологии и продукцию, город будет постепенно терять трудовые ресурсы, он перегружен собственным и транзитным транспортом, в Москве сложная экологическая обстановка... За счет каких отраслей город будет жить дальше? Как ликвидировать дефицит территории? Что будет с транспортом, если люди живут за кольцевой дорогой, а работают в центре? Надо искать новые подходы на предстоящие 15 - 20 лет. 15 мая этого года на заседании правительства Москвы был рассмотрен и одобрен проект постановления "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года". Стратегия - план совместных действий общества, бизнеса и исполнительной власти по обеспечению благосостояния, качества и безопасности жизни населения. В Москве существует Генеральный план развития на период до 2020 года, однако в нем нет экономической составляющей, которая позволила бы оценить динамику развития городского хозяйства, пополняемость бюджета.

По словам заместителя директора НИиПИ Генплана Георгия Юсина, раньше генплан был конспектом целей и задач, а сейчас будет законом. Принципиально иными становятся общественная роль и правовой статус этого документа. Несоблюдение генерального плана оказывается в числе правонарушений, преследуемых по закону.

Став законом города Москвы, генплан превращается в инструмент реальной экономической и социальной политики.

Интересным было выступление заместителя директора НИиПИ Генплана Олега Баевского. По его словам, действующий генеральный план разрабатывался как "генплан возможностей", сверхзадачей которого было раскрытие внутреннего потенциала городских территорий для привлечения инвестиций в развитие столицы. И эту задачу генплан полностью выполнил. Но бурный рост инвестиционной активности, подчеркнул О. Баевский, выявил и наиболее опасный симптом "болезни роста" - недостаточную защищенность общественных интересов от давления инвестора. В этой связи новый генплан должен стать "генпланом необходимостей", с одной стороны, жестко закрепляя социальные гарантии во всех областях жизнедеятельности населения, а с другой - регулируя экономически необходимые для их реализации объемы коммерческого строительства. По темпам жилищного строительства Москва идет на десять лет вперед и на столько же отстает по развитию транспортной системы.

При сохранении в Москве темпов жилищного строительства в перспективе плотность застройки периферийных районов города приблизится к характеристикам срединной части. Это спровоцирует интенсификацию застройки на непосредственно прилегающих к Москве территориях области. Город начнет расплываться, как масляное пятно.

Альтернатива - сохранение периферийных районов как внутреннего лесопаркового защитного пояса. Так что в жилищном строительстве должны стать приоритетными улучшение планировки и изменение плотности застройки, а также реконструкция жилищного фонда.

О. Баевский назвал цифры: объем сноса физически и морально устаревшего жилья должен составить 8 - 13 миллионов квадратных метров, реконструкции фонда - 8,6 миллиона квадратных метров, ежегодного ремонта - 1,5 - 2 миллиона квадратных метров. А строительство для социальных нужд следует довести до 2 миллионов квадратных метров - в три-четыре раза увеличить ежегодный объем предоставляемого жилья на социальные цели.

Заместитель директора НИиПИ Генплана Валерий Беккер представил участникам конференции долгосрочный прогноз социально-экономического развития Москвы. Тут главный показатель - численность населения региона (имеются в виду Москва и Московская область) - может к 2025 году вырасти с 17 миллионов человек до 20 миллионов и выше.

Главный инженер НИиПИ Генплана Юрий Коротков охарактеризовал транспортную систему Москвы. Все виды общественного транспорта вместе с легковыми индивидуальными автомобилями перевозят в сутки 30 миллионов пассажиров.

Приоритетными должны быть совершенствование системы скоростного внеуличного пассажирского транспорта и радикальная реорганизация Московского железнодорожного узла, создание системы высокоскоростных и скоростных направлений, переход на новый качественный уровень обслуживания пассажиров. В два-три раза быстрее надо строить метро и так же эффективно развивать уличную дорожную сеть.

С обстоятельными докладами выступили член-корреспондент РААСН Э. Сарнацкий, заместитель главы города Омска И. Дроботенко, заместитель директора НИиПИ Генплана И. Ильина, заведующая научно-проектным отделением развития социальной инфраструктуры и общественно-деловых территорий НИиПИ Генплана Ю. Страшнова.

20.06.07

Закрыть

Строительный каталог