Вместо необходимого увеличения строительства жилья (а надо бы выйти на советские темпы) растут, причём фантастическими темпами, лишь цены на жильё. А может ли быть иначе? Ведь для того, чтобы наращивать строительство советскими темпами, нужно до советского уровня поднять производство строительных материалов.
В ТЕ ГОДЫ промышленность строительных материалов представляла собой комплекс, объединяющий 18 подотраслей, каждая из которых имела необходимые технологию, оборудование и специально подготовленные кадры. В её состав входило 2100 предприятий и организаций, где работали свыше миллиона человек. Эти предприятия выпускали широкую номенклатуру материалов и изделий для строительства, санитарно-технического и отопительного оборудования.
Инновационную деятельность осуществляли 16 комплексных объединений. В их состав входили научно-исследовательские институты, проектные, конструкторские и пусконаладочные организации, опытно-экспериментальные предприятия. Имелись заводы отраслевого машиностроения. Выполнение ремонтно-строительных работ обеспечивали крупные специализированные тресты. Всё это позволяло решать вопросы создания и внедрения на заводах и комбинатах современных технологий и оборудования.
На обеспечение отрасли квалифицированными кадрами работали Белгородский технологический институт строительных материалов, сеть средних специальных учебных заведений и ПТУ. Имелись Институт научно-технической информации и экономики, а также Институт повышения квалификации руководящих инженерно-технических кадров.
Специальные службы осуществляли внешнеторговые операции по экспорту и импорту строительных материалов и изделий. Эти же службы вели работу по содействию в строительстве объектов за границей и участвовали в создании совместных с иностранными фирмами предприятий. Имелась также социальная инфраструктура: санатории, пансионаты, дома отдыха.
В семидесятые годы промышленность строительных материалов занимала ведущее место в мире по выпуску цемента, шифера, оконного стекла, железобетонных и других изделий. Их производство возрастало быстрыми темпами: в первой половине 70-х годов средний прирост производства продукции в отрасли составил 7,2%.
Однако в период "перестройки", начиная с 1985 года, индекс роста производства снизился до 3,1%. Сокращались объемы инвестиций, ухудшалась их структура. На реконструкцию выделялось только 30% необходимых капитальных вложений, нарушались сроки ввода новых мощностей.
Но даже в этих условиях происходило наращивание производства по всей номенклатуре строительных материалов и изделий. Рост физического объема продукции отрасли в 1990 году по отношению к 1985 году составил 17%, рост производительности труда - 23%.
За последние 16 лет промышленность строительных материалов вследствие проводимой экономической политики оказалась на грани невосстанавливаемости. Только за первые шесть лет работы в условиях стихийного рынка выпуск продукции строительных материалов и изделий сократился до 20-40% от уровня 1990 года.
Отрасль была отброшена на 30-40 лет назад.
Производство цемента и стеновых материалов сократилось более чем в три раза, шифера - в 4 раза, нерудных строительных материалов - в 5 раз, асбестоцементных труб и муфт - в 7 раз. На внутреннем рынке строительных материалов отечественная продукция стала вытесняться импортной. По отдельным материалам и изделиям доля импорта достигала 70-80%.
В результате ликвидации или омертвления мощностей многие предприятия отрасли на длительное время перестали быть рыночными субъектами или же из-за безвозвратных потерь потеряли свой профиль. В научно-исследовательском и опытно-конструкторском секторе с 1995 года государственное финансирование было полностью прекращено. Тяжёлое финансовое состояние предприятий не позволяло им заключать договоры на проведение научно-исследовательских работ.
В связи с этим были приостановлены все перспективные научные разработки. Не проводятся поисковые исследования, в том числе по переходу на ресурсосберегающие технологии, основанные на современных достижениях науки, по обеспечению экологической безопасности. Ведущие научно-исследовательские институты, имеющие огромный опыт и авторитет, способные конкурировать с известными иностранными фирмами, находятся в стадии распада. Численность сотрудников с 1990 по 1995 год сократилась вдвое. Сегодня в научных организациях отрасли осталось менее двух тысяч человек.
Положение ещё более обострилось из-за ликвидации собственной машиностроительной базы и системы пусконаладочных и монтажных организаций. И теперь промышленность строительных материалов не имеет возможности технологического переоснащения, освоения выпуска новой продукции.
Уже сегодня износ основных производственных фондов составляет около 50%, то есть приближается к пределу, за которым начинается физическое уничтожение производственного потенциала отрасли. Только за первые пять лет рыночных реформ капитальные вложения в промышленность строительных материалов снизились более чем в 10 раз. Кроме того, из-за постоянного снижения амортизационных отчислений они перестали быть источником инвестиций и не обеспечивали даже простое воспроизводство основных фондов.
Особенно больно по экономике предприятий отрасли бьёт опережающий рост цен на энергоресурсы. Промышленность строительных материалов является одной из самых энергоемких отраслей. Поэтому материальные затраты в отрасли увеличиваются гораздо быстрее, чем растут цены на её продукцию. В разные годы они опережали цены на строительные материалы в 1,2 - 2 раза. Новые ценовые пропорции, не отражающие издержки производ-ства, ещё больше усугубили финансовое положение предприятий отрасли.
Кроме того, реализация строительных материалов осложнялась быстрым ростом тарифов на их перевозку. В среднем они составляют около половины стоимости продукции. А по гравию, песку и другим нерудным полезным ископаемым тариф превышает их стоимость.
Основная часть предприятий отрасли была приватизирована в 1993 году (75%).
Сейчас в государственной собственности осталось менее 3% предприятий, выпускающих 6,4% общего объема продукции отрасли.
Приватизация привела к разрушению производственных комплексов и дроблению ранее единых технологических цепочек на отдельные самостоятельные участки. Прежде цельное экономическое пространство распалось на два независимых сектора - производственный и коммерческий. В результате с 1990 по 2000 год количество предприятий и организаций промышленности строительных материалов увеличилось с 2074 до 9430, а среднегодовая численность промышленно-производственного персонала сократилась с 1,1 миллиона до 684 тысяч человек.
Однако созданные акционерные общества не смогли самостоятельно решать вопросы не только развития, но и простого выживания на рынке. Смена собственника не привела ни к притоку инвестиций, ни к повышению эффективности производства, как обещали идеологи реформ.
Следует напомнить, что за время Великой Отечественной войны спад производства строительных материалов составлял по разным позициям от 30 до 70%. Однако уже в 1950 году при плановой системе хозяйствования производство основных строительных материалов превзошло довоенный уровень более чем вдвое. И не случайно во всех развитых странах главная роль в регулировании рыночных отношений принадлежит государству.
Нынешнее несоответствие возможностей промышленности строительных материалов потребностям строительной отрасли, по нашему мнению, можно преодолеть только при активном участии государства. Но беда в том, что сегодня не осталось ни одной государственной структуры, которая была бы способна воздействовать на процессы, происходящие в промышленности. К тому же наши федеральные экономические органы не несут никакой ответственности за работу отраслей. Такая ситуация делает бессмысленной разработку каких-либо государственных проектов в области строительства.
Национальный проект "Комфортное и доступное жильё - гражданам России" буксует
Новости по теме
- Появятся ли действительно дешевые новостройки?
- В ближайшие два-три года цены на жилье в России могут повыситься
- 110 тысяч квартир молодым семьям
- Цены на жилье должны стабилизироваться за счет усиления антимонопольного контроля
- Бизнес торопит государство с реализацией нацпроекта "Доступное жилье"
- Без серьезной финансовой поддержки государства проект "Доступное жилье" обречен