Можно ли спасти Арбатскую площадь?

Очередную порцию проектов выдал на-гора общественный градостроительный совет при мэре Москвы. Тенденция последнего времени - обустройство пустырей, облагораживание видов и покаянное признание городскими властями собственных ошибок предыдущих 10 лет.

Берег Бутаковского залива Химкинского водохранилища (справа от улицы Свободы, если ехать из центра), объявленный недавно природным парком, планируется превратить в постоянно действующий ландшафтный вернисаж - что-то вроде выставки достижений зеленого хозяйства. Почти девственный пустырь - если не считать стихийно выросших сараев - предлагается превратить в подобие экологического ликбеза: здесь - хвойный лес, рядом - медоносный луг, дальше - болотная низина и водный каскад... Все это отчасти рукотворное великолепие будет отделено аллеей-променадом от откровенно искусственных ландшафтов - разнообразных садов. Среди садовых деревьев, отделенные перголами (решетчатыми арками, увитыми зеленью), появятся четыре невысокие (высотой в 10-15 метров) постройки: два выставочных зала для демонстрации достижений растительной жизни, фитнес-центр и гостиница. Как размечтался на заседании глава городского природоохранного департамента Леонид Бочин, "здесь могут проходить открытые конкурсы на право озеленения города и демонстрация ландшафтных новинок". Кто знает, может быть, со временем это место сможет претендовать на славу "московского Челси флауэр-шоу" - крупнейшей в мире выставки цветов, проходящей ежегодно в Лондоне. Правда, с военно-морским уклоном - помимо растений, посетителям гарантировано посещение подводной лодки-музея, пришвартованной здесь же. Проект, иллюстрирующий тенденцию к облагораживанию городских видов, - намерение перестроить Западный порт. Грузовой порт, традиционно используемый для подвоза сыпучих грузов, оказался на территории Большого Сити - места, которое обещает стать в ближайшие лет 20 модным жилым и офисным районом. Откровенно технологические окрестности порта с видом на подъемные краны могут испортить мироощущение его будущим обитателям. После реконструкции никаких кранов и открытых причалов на месте порта остаться не должно - вся территория будет занята элегантным ангаром, под кровлей которого с помощью современных погрузочных систем будут разгружаться баржи. Самая фантастическая идея - соединить перестроенный порт с центральным ядром "Москва-Сити" подземным тоннелем длиной в 1,2 километра. Как объяснил главный архитектор города Александр Кузьмин, он может использоваться для централизованного подвоза грузов в деловой центр.

Кстати, однажды подобную идею уже воплотили - под Новым Арбатом до сих пор существует подземная улица для подвоза грузов.

Правда, мэр Москвы несколько охладил энтузиазм проектировщиков, спросив: "Зачем нам грузовой порт в центре города?" Но продолжать думать над идеей дозволил, приказав ограничиться лишь нуждами Сити и уменьшить будущий порт до предела. Самым показательным обсуждением стала дискуссия о строительстве на Арбатской площади гостиницы на месте так называемого Соловьиного дома. Он стоял в начале Никитского бульвара и был снесен совсем недавно. Это уже третья попытка построить на этом месте хоть что-нибудь. Проблема в том, что инвестора не устраивает высота меньше 6 этажей - в то время как прежний дом был четырехэтажным, и эту отметку защитники московской старины рьяно отстаивают. Впрочем, дело даже не в Соловьином доме - обсуждение его перспектив каждый раз плавно переходит в масштабную дискуссию о судьбе Арбатской площади и подходов к градостроительству в целом: можно ли "точечно" застраивать исторический центр или следует объявлять архитектурные конкурсы на концепции целых площадей. - За нашей дискуссией следит не только Москва, но и вся страна, - многозначительно заявил ректор МАРХИ Владимир Кудрявцев. - Поддержим ли мы линию градостроительных ошибок, к которым, безусловно, относится здание за рестораном "Прага", или все же возьмем курс на сохранение Арбатской площади, которая уже и так подверглась мощному натиску инвесторов. Дискуссия и на этот раз окончилась ничем?- проект было решено вернуть на рассмотрение Экспертно-консультативного совета (ЭКОСа) и коллегии Москомнаследия. Во всяком случае, Юрий Лужков также признался, что "здание в начале Старого Арбата - безусловная ошибка и повторять ее нельзя".

"Известия" будут следить за судьбой последнего незастроенного участка Арбатской площади.

05.06.07

Закрыть

Строительный каталог